Мастер-классы для детей и их родителей по теме "Народные куклы"
материал по теме
Материалы для совместных занятий творчеством детей и их родителей по теме "Народные куклы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зайчик на пальчик | 543 КБ |
Кувадка - народная кукла-оберег | 1.01 МБ |
Оберег для малышей | 468 КБ |
Кукла на ложке - символ достатка | 316 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайчик на пальчик
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет. Это и друг ребенка, и одновременно его оберег.
В старину родители давали игрушку детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребенок не скучал и ему не было страшно. К зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним или просто поиграть, а еще ему можно доверить свои секреты, пожаловаться, если обидели, — и он никому не расскажет!
Зайчик надевается на пальчик, и игрушку нужно крепко держать в ладошке, как бы загораживая от всех, тоже оберегая его.
Словами «заинька», «зай», «зайко» русские люди в разговоре с детьми называли огонь. Связь с огнем обусловлена необыкновенной прыткостью зайца. Есть и загадка про зайца-огня: «Он и бегат, как огонь». Колеблющееся на стене отражение лучей солнца от воды или зеркала называется игрою солнечных зайчиков. А в Курской губернии зайчиками зовут синие огоньки, перебегающие по горячим уголькам.
В народной памяти сохранились древние представления о солнечном золотом коне — это сказы о солнечных зайчиках-кониках, выпускающих солнышко.
Как сделать:
Делаем куклу из прямоугольною кусочка ткани размером с ладонь. Ткань для зайчика-помощника лучше не резать ножницами, а оторвать. Еще понадобится нитка длиной 40-50 см. Удобнее мотать нить прямо с катушки или с клубка.
Рис. 1—2. Ткань складываем вдвое по длине, лицевой стороной наружу. С одного края (со стороны сгиба) закладываем угол ткани внутрь. Примерно посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити. Другой конец нити (длинный) не обрываем. У нас получились заячьи ушки. Их можно расправить.
Рис. 3-5. Теперь делаем голову-мордочку. Чуть ниже ушек ткань собираем и снова перевязываем оставшимся концом нити, закрепляем нить петлей. Голова зайчика готова. Внутрь мордочки можно положить немного ветоши, ваты или обрезки ниток, чтобы мордочка была кругленькой.
Рис. 6—8. Подвернув бока, оставшийся свободным край ткани скручиваем в тугую скрутку назад примерно на третью часть длины лоскута (рис. 6—7). И эту скрутку прикладываем к шее зайчика сзади (рис. 8). Это будут руки. Оставшимся концом нити привязываем руки к туловищу нитью крест-накрест. Еще одной петлей закрепляем нитку на поясе зайчика (рис. 9). Оставшийся конец нити можно спрятать внутри ткани.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пеленашка
Куклы — своего рода история жизни человека. Первая из кукол — самая важная для младенца. Это оберег, и называется он — младенчик, или пеленашка.
Пеленашка и на вид очень простая куколка — младенчик в платочке, запеленатый и обвитый свивальником. Когда-то одеждой новорожденного были пеленки, и до годовалого возраста поверх пеленок на ребенка крест-накрест накладывались перевязи. Их делали из мягких хлопковых тканей. Вот их и называли в народе верчами, или свивалъниками.
У младенчика одеялко обычно с отворотом, на ушах уголки завернуты, платком плотно закрыт лоб, макушка ровная. Куколку клали в колыбель к ребенку в качестве оберега от злых духов. Могла она быть и оберегом при родах.
Беременная женщина мастерила такой оберег при зажженной свече, произнося молитву. «Трубочку из ткани нужно было шесть раз скрутить-раскрутить. На седьмой раз ее нужно было обмотать ниткой, при этом держа «трубочку» в левой руке, а нитку в правой.
Когда женщина наматывала нить, она наговаривала то, что хотела бы пожелать ребеночку: расти красивым, здоровым, умным…
Будущая мама мастерила семь таких обережных куколок. На первом году жизни они лежали в люльке, привязывались к одежде, вкладывались малышу в ручку.
Как сделать:
Рис. 1—3. Делаем пеленашку из длинного лоскута белой ношеной ткани. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине специально изготовленным пояском. Поясок свиваем из двух нитей. Завязываем узелок, символизирующий «пуп» - центр жизненной силы. Концы у пояска откусываем, как пуповину ребенка.
Потом обозначаем голову. Для этого перетягиваем скатку нитью, выделяя примерно треть длины.
Рис. 4-5. Повязываем младенчику платочек, плотно пеленаем в пеленку-одеяло.
Рис. 6—7. Запеленатого младенца кладем в одеялко и заворачиваем. Завернуть можно разными способами.
Обернем нашу куколку свивальником. Наша пеленашка, или младенчик, готова!
Часто ребятишки постарше делали пеленашку как игровую — для себя и младших братьев и сестер в семье.
Известны различные виды таких куколок, в разных губерниях были свои особенности их изготовления.
Предварительный просмотр:
Кукла на ложке
В Архангельской губернии, была распространена кукла на ложке. Делали ее из кусочков ткани и красных шерстяных ниток. Цвет этот связывали с кровью — рудой, как называли ее в народе, с родом, к которому принадлежит человек.
Кукла на ложке символизирует то, что родившийся человечек имеет свой надел, свою долю в семье.
Как сделать:
Рис. 1. Деревянную ложку можно купить или сделать самим.
Рис. 2. В центр квадратного лоскута кладем ветошь, заворачиваем, перевязываем веревочкой, формируя головку куклы.
Рис. 3. Вкладываем получившийся шарик в ложку. Он должен касаться краев ложки, лежать в ней плотно. Концы узелка свисают вдоль черенка ложки.
Рис. 4-5. Другим квадратным лоскутом ткани обтягиваем часть ложки с лежащим в ней узелком так, чтобы не было складок. Перевяжем головку красной нитью.
Рис. 6—7. Выворотным способом надеваем на куколку сарафан, опускаем вниз, расправляем складочки.
Рис. 8-9. Готовим грудь. На прямоугольный лоскут кладем ветошь, заворачиваем ее и накладываем на куколку под головой, поверх сарафана (9а). Завязываем его сзади (9б) или закрепляем нитью. Если ткань толстая, то можно соединить и перемотать концы лоскута нитью, а потом разложить их по сторонам (9в).
Рис. 10-11. Привязываем грудь красной шерстяной ниткой. Сначала накладываем нить спереди на шею поверх лоскута-груди, уводим концы нити назад, оборачиваем вокруг, нити выводим вперед и делаем крест на груди, уводим нить назад и там завязываем. Расправляем, чтобы получилось две круглых груди.
Рис. 12. Концами назад повязываем куколке повойник.
Рис. 13. Повязываем поверх повойника платок. Лоскут для него по размеру больше, чем лоскут для повойника. Концы платка перекрещиваем спереди на шее, уводим назад и там завязываем.
Рис. 14. Фартук поддерживается поясом. Надеваем фартучек но куклу, поясом обматываем сзади, ведем пояс вперед и спереди завязываем.
Рис. 15. Вот и готова наша куколка на ложке!
Кукол для игры взрослые и дети делали из травы, цветов, палочек, щепок, к которым привязывали камешек-голову, полешек, веточек, похожих на человечков, из кукурузных початков. Мамы сворачивали кукол из носовых платочков, шалей, платков, кофт, определенным способом скручивая их. Это были куклы, чтобы занять ребенка. Потом платок или кофта развязывались и снова служили маме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»
Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»...
мастер-класс "Чудеса для детей из ненужных вещей"
Изготовление подставки для карандашей из бросового материала, декорированной вышивкой...
Мастер - класс "Изготовление современного сувенира из ткани на основе народной куклы"
Цель мастер-класса: распространение опыта работы по изготовлению изделий из ткани.Задачи:- знакомство с технологией изготовления современного сувенира из ткани на основе народной кук...
Мастер - класс по кулинарии для школьников и родителей "Волшебный подарок мамочке".
В рамках Фестиваля МРСД образовательных организаций района «Хамовники» «Наши общие возможности – наши общие результаты» был нами проведен кулинарный мастер-класс для школ...
Мастер-класс "Способы мотивации детей с ОВЗ к выполнению физических упражнений на занятиях АФК"
Мастер-класс. Физические упражнения....
2018 год. Мастер-класс на Дне открытых дверей для родителей
Выступая перед родителями, я постаралась в форме мастер-класса ответить на наиболее часто задаваемые вопросы родителей на тему "Как помочь детям при обучении английскому языку"...
Мастер класс "Как подготовить детей к школе..."
Практические советы для воспитателей для речевого развития детей....