Взаимодействие с семьей, формы и методы
консультация на тему

Котунова Ирина Павловна

Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита,  эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в образовательном учреждении и дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и учителей

«Взаимодействие с семьей формы и методы»

Котунова Ирина Павловна,

Педагог дополнительного образования

Цель: Ознакомить педагогов с формами и методами взаимодействия УДО с семьей.
Задачи:

  1. Рассмотреть задачи и направления сотрудничества с семьей;
  2.  Ознакомить педагогов с формами взаимодействия с семьей.

Достичь гармоничных отношений с родителями, к  сожалению, в последнее времяя не всегда удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение семьи от образовательных  учреждений,  учителей от семьи, а семьи — от  успехов и достижений своего ребенка.


Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита,  эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в образовательном учреждении и дома

В каком же направлении должен действовать учитель - необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, нужно выбрать формы взаимодействия с родителями, определиться в каком направлении, поддерживать семью.


Задачи сотрудничества с родителями:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Придерживать уверенность родителей в собственные педагогические возможности.

Формы взаимодействия с семьей.

— Родительское собрание основная форма работы с родителями. Проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.


— Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Родителя нужно заинтересовать информацией, а для этого необходимо соблюдать следующие правила:

Оригинальность подачи информации. Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания ребенка», «Секреты родительского мастерства».

Формы наглядно-текстовой информации:

выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей,

групповые выставки детских работ (периодически),

именные, индивидуальные выставки детских работ — резюме к выставке составляют совместно родитель с ребенком,

галерея детских работ предполагает организованное посещение родителями выставки, по принципу экскурсии, которую ведут сами дети,

галерея совместного семейного творчества.


— Собрания лектории в последнее время становятся все более эффективной формой с родителями: «Родительская школа», «школа родительского мастерства», «Родительский факультет». Почему возникла эта форма работы с родителями? Ответ ясен: есть факультеты, где готовят химиков, инженеров, физиков, но нет такого факультета, где готовят родителей.
Возможна и такая форма как «Университет для родителей», который включает несколько факультетов, когда занятия проходят в течение года по направлениям: «Домашний доктор», «Психологические консультации», " семья и досуг» и др. Родители выбирают то направление, которое для них является более интересным и нужным на дано м этапе.

— Устный журнал данная форма взаимодействия с родителями требует от педагога меньшей подготовки, чем «Родительская школа», в этой форме задействованы несколько ведущих. Устные журналы всегда интересны родителям, так как в течение одного часа они получают необходимый объем нужной информации от разных специалистов.

— Золотые фонды данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенные материальные затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:
«Семейная видеотека» Сюда входят документальные фильмы о природе, спорте, искусстве, детские художественные и мультипликационные фильмы, которые подходят для совместного просмотра родителей и детей.
Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в УДО.

— Индивидуальная консультация, эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Залог успешной консультации:

  1. Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы)
  2. Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
  3. Улыбайтесь.
  4. Называйте родителей по имени и отчеству.
  5. Будьте хорошим слушателем (умение слушать — успех любой консультации)
  6. Держите паузу.
  7. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
  8. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы, комплимента.
  9. Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
  10. Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
  11. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
  12. Учитывайте личные интересы родителей.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи".

Статья посвящена наиболее опимальным на мой взгляд формам и методам работы классного руководителя с родителями обучающихся....

Взаимодействие с семьей: формы и методы

Тезисы выступления на школьном методическом объединении классных руководителей...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...

Беседа как одна из форм и методов взаимодействия логопеда и семьи в условии консультационного пункта ДОО.

В данной  статье рассматривается вопрос осознанного включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс в условии консультационного пункта ДОО....

«Семья как микрофактор социализации. Разнообразие форм взаимодействия с семьями обучающихся»

Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться, значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, впис...

Формы и методы взаимодействия школы и семьи

Школа как образовательная организация выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необх...