Родительское собрание. Морально – нравственное воспитание - устарело ли оно?
методическая разработка на тему
Материал к общешкольному родительскому собранию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Морально – нравственное воспитание - устарело ли оно?»
Уважаемые папы, мамы, педагоги, гости нашего собрания, проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы Античности, Средневековья, Возрождения. В последние столетия эта проблема привлекла внимание известных философов, психологов литераторов, общественных деятелей. Эта тема остается актуальной по сей день.
Нравственное воспитание детей — нужно ли оно в современном мире? Не секрет, что многие родители главными качествами для своего малыша считают умение постоять за себя, занять свое место под солнцем, получить выгоду.
Так что такое нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.
«Наглость — второе счастье», «от работы кони дохнут», «люби себя, чихай на всех — и в жизни ждет тебя успех». Вы так воспитываете своего малыша? Надеюсь, что нет.
Нужно ли объяснить ребенку, что драться нельзя? Нравственное воспитание детей учит, что надо.
Но часто родители драчливых детей всё списывают на характер ребенка и не пытаются что-либо делать в отношениях к своему драчуну и другим не дают. Публично они, конечно, делают вид, что примут меры, но, на самом деле, ни каких мер принимать не собираются, а в тайне гордятся сорванцом.
«Такой в жизни не пропадет, будет лидером», думают они. А вот и не факт. Уметь защитить себя, девочку, это одно, а задираться к товарищам по игре, бить слабых — это совсем другое. А если драчуна пару раз поставит на место более крепкий товарищ, он и вовсе только и будет цепляться к детям, которые слабее его и беспомощнее.
Так что если окружающие постоянно жалуются на то, что ваш ребенок дерется, задумайтесь. Может, пора принимать меры?
Кстати, в детских учебных учреждениях нравственное воспитание детей стоит на одной из высших ступенек. А вот в семье зачастую настраивают ребенка только на себялюбие. В садике говорят «не жадничай, дай Оле вторую куклу, поиграйте вместе». А дома родители «не давай никому свои игрушки, не дай Бог поломают», «на тебе конфетку, съешь потом, чтоб никто не видел, чтоб не отобрали».
Или купит мама полкило конфет, а ребенок их во дворе все раздаст. Родители ругают, «тебе бы надолго хватило, зачем раздал!». Но ведь дети состоят не из одних желудков! Не надо называть малыша простодыром. Если ребенок так сделал не из желания подкупить, а просто, чтоб искренне сделать приятное другим, то поверьте, его доброта не раз к нему вернется.
Чем характерно нравственное воспитание детей? Тем, что здесь важен каждый компонент воспитания. Нельзя основываться на чем-то одном. Например, только на том, чтобы рассказывать ребенку о тех нравственных качествах, которые вы хотели бы в нем видеть.
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей,
переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает
взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни
упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании
строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает
запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно,
надо, нельзя.
Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей
из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим
методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные
нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных
отношений и в связи этим:
а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;
б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.«Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.
Выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.
Принципы взаимодействия:
Взаимное уважение и доверие.
Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.
Верить в творческие силы ребёнка.
Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.
Необходимо также показать на своем примере, как надо относиться к людям. Предоставить такую ситуацию, в которой бы ребенок смог показать свои моральные качества, утешить кого-нибудь, пожалеть, поделиться. Нравственное воспитание детей – это путевка в жизнь. Воспитывайте ребенка правильно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Духовно-нравственное воспитание"
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодежь. Современное падение нравов – это страшное...
Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание в семье"
Родительское собрание Тема: «Духовно-нравственное воспитание в семье»Цель: выявление особенностей духовно-нравственного воспитания в семьеЗадачи: 1. Показать, что семейные традиции,...
Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание "
Духовность - это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости...
Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание"
Материалы для родителей по духовно-нравственное воспитание школьников...
Родительское собрание на тему: "Воспитание у обучающихся нравственных основ и толерантности, чувства собственного достоинства, культуры жизненного самоопределения"
В связи с происходящими в обществе социально-экономическими изменениями к современной школе предъявляются совершенно новые требования, выражающиеся, в частности, в том, что ее выпускникам уже недостат...
Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание личности в семье и школе"
Выступление на общешкольном родительком собрании...
Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание в семье"
Родительское собрание на тему:«Духовно-нравственное воспитание в семье»Цель: Сформировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка.Задачи...