Родительское собрание "Выбор профессии - это серьёзно"!
методическая разработка (10 класс) на тему
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный путь человека. На данном собрании родителей знакомят с некоторыми приёмами воспитательного взаимодействия с детьми, обеспечивающими эффективность профессионального выбора, с результатами диагностики "Готов ли ты к выбору профессии?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobyanina_g.a-rod.sobranie.rar | 1012.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Собянина Г.А. классный руководитель10»в»кл.
Родительское собрание "Выбор профессии – это серьезно"
Цели:
- осмысление родителями важности проблемы профессионального выбора школьников.
Задачи:
- Расширить степень информированности родителей по проблеме профессионального выбора.
- Познакомить родителей с некоторыми приёмами поддержки детей в этом выборе.
- Предоставить информацию о приёмах воспитательного взаимодействия с детьми, обеспечивающими эффективность подготовки их профессионального выбора.
- Познакомить с результатами диагностики «Готов ли ты к выбору профессии?» (методика О.Ягодкиной)
- Подготовительная работа:
а) Анкетирование учащихся по теме собрания
б) Написание сочинений на тему «Моя будущая профессия».
в) Подготовка буклета для родителей.
Ход родительского собрания
Введение
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о выборе профессии.
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Сделать правильный выбор – ответственный шаг, особенно в настоящее время, когда получить профессиональное образование очень сложно.
Многие ученики на момент окончания школы не имеют сформированного профессионального плана, у других проф.план носит случайный, необоснованный характер.
На чью же помощь могут рассчитывать наши дети в таком нелегком деле, как выбор профессии? Конечно, прежде всего, на помощь своих родных и близких.
Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомить ся с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии. Замечательно, у мно- гих ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако думаю, вы заметили, что выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.
В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специаль- ностей, причём ежегодно появляется около 500 новых и столько же исчезает или видоизменяется. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальностям моло- дого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.
Чтобы проверить, насколько ваши дети готовы к выбору будущей профессии, им был предложен тест «Готов ли ты к выбору профессии?» по методике О.Ягодкиной.
Ознакомление родителей с результатами теста.
При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:
Правило первое.
Познай себя, свое собственное «Я»:
- здоровье;
- интересы и склонности;
- способности, знания и умения.
Правило второе.
Узнай все о профессии:
- предмет, цель и условия труда;
- пути получения профессии;
- медицинские противопоказания;
- требования профессии к личности (профессионально важные качества);
- актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.
Правило третье.
Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии:
- «Человек – знаковая система»
- «Человек-техника»
- «Человек-природа»
- «Человек-художественный образ»
- «Человек-человек»
Естественно у многих из вас возникнут вопросы: что такое «человек – человек» или «человек – природа» и т.д.?
Теперь каждое направление профессиональной деятельности мы рассмотрим отдельно
Итак направленность "человек - знаковая система"
Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.
Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.
Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы (приблизительные):Редактор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, экономист, кассир, конструктор, чертежник, закройщик, стенографист, телефонист
Кл.руководитель: А теперь варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: корректор, программист, штурман, лингвист, радист.
Следующая направленность "человек – техника"
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.
Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.
Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.
Вопрос:
Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы (приблизительные):
Автослесарь, водитель, инженер-конструктор, швея-мотористка.
Кл.руководитель:А теперь варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: радиомонтажник, наладчик, токарь, автослесарь, инженер – конструктор.
Следующая направленность "человек - природа"
Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.
Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.
Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.
Орудия труда: ручные, механические, и автоматизированное оборудование.
Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы (приблизительные):Зоотехник, цветовод, садовод, биолог, эколог, ветеринар, овощевод, птицевод.
Кл.руководитель:А теперь наши варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: агроном, агрохимик, ветеринар, микробиолог, садовод.
Следующая направленность "человек – художественный образ"
Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.
Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность; трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художественные способности.
Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы (приблизительные):Художник, скульптор, журналист, писатель, композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, актер.
Кл.руководитель:А теперь варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: художник, скульптор, модельер, ювелир, актер.
«человек – человек»
Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).
Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.
Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.
Вопрос: Как вы думаете, какие профессии относятся к этому направлению?
Ответы (приблизительные):Учитель, воспитатель, врач, медсестра, юрист, менеджер, официант, продавец, проводник, библиотекарь.
Кл.руководитель: А теперь варианты профессий относящиеся к этому направлению профессиональной деятельности: тренер, экскурсовод, следователь, психолог, стюардесса.
Очевидно: каждому человеку что-то удаётся лучше, чем всё остальное. Наша с Вами задача — помочь взрослеющим детям обнаружить в себе этот скрытый талант и направить на выбор профессии в соответствии с ним. Безусловно, окончательный выбор — за ребёнком и родителями, но, помогая своему ребёнку, помните, что цена ошибки очень велика.
Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем, когда сегодняшние подростки начнут свой профессиональный путь, очень большое значение приобретут такие черты личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д.
Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области.
Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.
Основные факторы или условия выбора профессии — интересы, способности, состояние здоровья, выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.
Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".
"Хочу" - (интересы и склонности).
Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.
Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.
"Могу" - (способности, состояние здоровья).
Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.
"Надо" - (потребности общества в кадрах).
Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.
Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.
Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:
- в справочниках для поступающих в учебные заведения;
- в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;
- в рекламных объявлениях;
- в библиотеках;
- в районных центрах занятости;
- в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
- при встречах с учащимися и выпускниками;
- при личных посещениях учебных заведений.
Ежегодно в Перми проходит специализированная выставка «Образование и карьера»
В феврале и мы посетили эту выставку, чтобы подробнее познакомиться с учеб -ными заведениями для получения профессионального образования, получить информацию об изменениях на рынке труда в специалистах той или иной квалификации. Мы получили много дополнительной литературы, посетили много площадок, которые представляли учебные заведения.
Типичные ошибки, допускаемые при выборе профессии:
- Незнание мира профессий.
Многие школьники не обладают информацией о содержании профессий. Часто реальная ценность профессии гораздо скромнее «раздутого» представления о её престижности. Об этой престижности нередко судят по конкурсам в вузы. Но профессия, не столь востребованная сегодня, может стать таковой к окончанию вуза, и наоборот. Например, в 1970-е годы весьма популярными были специальности авиаинженеров и конструкторов, инженеров-химиков, военных. Увы, с середины 80-ых годов популярность этих профессий и потребность в них резко падает, и многим замечательным и успешным специалистам пришлось переквалифицироваться.
- Незнание своего здоровья, способностей и требований к ним, предъявляемых профессией.
Чтобы не было разочарований на этапе, когда уже поздно определяться в другом направлении, необходимо ознакомиться с этой стороны заранее со спецификой профессии.
- Незнание правил выбора профессии.
- Выбор профессии должен быть подсказан не только интересом к ней, но и реальным представлением человека о своих возможностях.
- Рискованно переносить отношение к человеку-специалисту в данной профессии на его профессию.
- Нельзя подавать документы в учебное заведение «за компанию» с приятелем, выбирать близлежащее учебное заведение или внешне привлекательную, престижную профессию.
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы. Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно.
Родители получают буклеты с советами от классного руководителя.
ЛИТЕРАТУРА:
- Родительские собрания. Сценарии, материалы для проведения. 9-11классы: метод.пособие/Л.И.Саляхова.-2-е изд.-М.: Глобус,2008.-314с.-(Классное руководство).
- "Справочник классного руководителя"www.klass.resobr.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессии - дело серьёзное"
Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....
Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»
Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию выбора учебной практики, повыси...
Классный час в 11 классе Выбор профессии – это серьёзно!!!
Цели классного часа1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.3. Учить соотносить наличие способностей, ск...
Выбор профессии - дело серьёзное
Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств воспитанников, готовности к професси...
Буклет к родительскому собранию "Выбор профессии - это серьёзно!"
Буклет прилагается к родительскому собранию "Выбор профессии - это серьёзно"!...
Родительское собрание «Выбор будущей профессии – дело серьёзное».
Цель: доказать взаимосвязь и объяснить необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии, обеспечить багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жи...
Родительское собрание "Выбор профессии - дело серьёзное!"
Материалы для родительского собрания...