Родительские консультации. Нормы речи и ее дизонтогенез.
консультация на тему
Многие родители приходят на консультацию к логопедам с вопросом: "Что у моего ребенка не так с речью? Он плохо говорит. Может сама речь с возрастом разовьется? Как надо говорить в этом возрасте?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нормы речи и советы родтелям | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н.Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить невозможно, до сих пор никто так и не решился пересмотреть, отменить или переосмыслить нормы речи. В новом тысячелетии нормы значительно снижаются и оспариваются. Но все же... Есть критерии, по которым точно можно отметить нарушения речи.
Признаки нарушения речи ребенка
- отставания от возрастной нормы (см. нормы по А.Н. Гвоздеву)
- длительное и многообразное употребление слов-звукоподражаний
(патология:«ту-ту, ав-ав, ням-ням» и после 2-х лет)
- длительное отсутствие стремлению подражать новым словам
(в норме к 1,3г. Должно быть 20 слов, затем к 1,9-1,10г. Наблюдается «прорыв» словаря до 80 и более слов. Патология -меньше 20 слов)
- более позднее появление фразы
(в норме 1,5-3г. после 30-40 слов возникают фразы. Патология-когда в наличии есть 60-100 слов, а фразы нет. Ребенок просто указывает на предметы)
- стремление подражать не контуру целого слова, а его части.
Настораживает сокращение всех слогов, опускание ударного слога, сокращение числа слогов до одного (часики- «тят»,масло- «ма», девочка- «де»)
- длительное ,морфологически нечленимое деление слов при связывании их во фразу
(в норме должна быть связь между 3-4 словами, слова изменяются по родам, падежам, и др. грамматическим категориям. Патология, когда фраза звучит так: «Дека асе зё.»- девочка несет флажок.
- Значительное преобладание «внутренней» (импрессивной) речи над «внешней» (экспрессивной)
(в норме к 3 годам должно быть снижение, речь должна переходить во «внутренний план»,как бы проговариваться про себя. Патология- со слов родителей: « ребенок все понимает, но не говорит». Плюс + Импульсивность, отвлекаемость, интеллектуальные
Советы логопеда родителям для детей 2-4-летнего возраста:
- игнорировать вызывающие поступки, поощрять малейшие случаи хорошего поведения, проявления правильной речи (чтобы благополучно прожить «Кризис трехлетнего возраста»)
- Слово «нельзя» произносить не чаще 3 раз (когда опасность для жизни). Часто ребенок не в силах «затормозиться» и может проявиться «речевой негативизм»
- Давать дробные, пошаговые инструкции в 1-2 задания
- при просмотре телевизора или компьютера (не более 1,5 ч. в день) для «неговорящих» детей подбор сказок или мультиков не более 1-2 сюжетов. Желательно мультики без слов, но с комментариями родителя, «переводом» действий и сюжета
- развивать тактильные ощущения, мягкую интонацию голоса, мелкую моторику пальцев рук
- часто посещать с ребенком выставки, музей, концерты, а также рынки или супермаркеты для развития пассивного словаря
Помощь родителей в воспитании правильной речи
- по рекомендации логопеда показывать ребенка врачам-специалистам, добросовестно проходить курсы лечения
- активизировать самостоятельную речь ребенка путем постановки проблемных вопросов(Зачем? Почему? Как?)
- поправлять речь ребенка, не «сюсюкаться». Называть слова правильно (если ребенок говорит на кошку «мяу», то надо произнести четко «кошка», и добиться повторения хотя бы контура слова «ко» или «ко-ка»)
- замедлить темп речи для «неговорящего» ребенка
- использовать подражательность (сначала движениям тела, затем мелким движениям пальцев, жестов и мимики, далее-движениям органов речи)
- развивать наблюдательность, внимательность к языковым явлениям и предметам окружающей действительности
- совершенствовать навыки самообслуживания, прививать любовь к знаниям, развивать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность
- Ежедневно давать ребенку рассматривать картинки, новые предметы, комментировать их
- Ежедневно читать тексты, доступные его пониманию и возрастным возможностям. Объяснять смысл непонятных слов и выражений
(или как избежать речевого негативизма)
- Если ребенка постоянно критикуют-он учится ненавидеть
- если ребенка высмеивают-он становится замкнутым
- если ребенок живет во вражде-он учится быть агрессивным
- если ребенка подбадривают-он учится верить в себя
- если ребенок растет в упреках-он учится жить с чувством вины
- если ребенка поддерживают-он учится ценить себя
- если ребенка окружают понимание и дружелюбие-он учится находить любовь в этом мире
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"
Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....
родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"
Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....
конспект урока "Морфология и нормы речи".
разработка урока в системе уроков "Нормы литературного языка"...
Презентация по русскому языку в 10 классе "Лексические нормы речи".
Данная презентация урока русского языка в 10 классе по теме "Лексические нормы речи" поможет, во-первых, подготовить обучающихся к ЕГЭ (повторить изученный материал по разделу "Ор...
Нормы речи
Материал для подготовки к экзаменам в 11 классе: работа над грамматическими ошибками...
Нормы речи
Материал для подготовки к экзаменам: работа над речевыми ошибками...
Консультация "Нормы речевого развития"
Консультация для родителей, но будет полезна и педагогам, работающим с детьми, "Нормы речевого развития. Представлено становление речи в онтогенезе....