Организация работы Службы сопровождения замещающих семей
методическая разработка на тему
Представление модели работы Службы сопровождения замещающих семей в рамках Ресурсного центра семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МОУ "Детский дом" с поэтапным представлением услуги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_sluzhby_soprovozhdeniya.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЕДЕНИЯ СЛУЧАЯ
Что такое «ведение случая»? «Ведение случая» в социальной работе – это метод предоставления услуг, при котором социальный работник изучает потребности клиента и, при необходимости, его семьи, а также выполняет организационную, координирующую, мониторинговую, оценивающую и защитную функции в процессе предоставления пакета услуг для решения специфических комплексных проблем клиента.
Основная идея этого метода состоит в оказании содействия клиенту в получении доступа к реабилитационным, педагогическим, психологическим, медицинским программам, программам поддержки, координации предоставляемых услуг. Кроме того, важная роль отводится посредничеству между различными службами и профессионалами, ведению защиты от имени клиента, установлению договоренности об услугах, в случае, если необходимые программы недоступны. «Управление случаем» предполагает практическую деятельность, при которой один эксперт, обычно социальный работник, не только работает с клиентом (семьей) совместно с другими привлеченными профессионалами, но и координирует их деятельность. «Управление случаем» в социальной работе — это метод предоставления услуг, при котором «менеджер случая» изучает потребности, организует, координирует, ведет мониторинг, оценку, а также выступает в защиту предоставляемого пакета услуг. «Управление случаем» в социальной работе ориентирован на индивидуальные потребности клиента и зависит от состояния системы социальной службы, в которой оно осуществляется. «Управление случаем» в социальной работе возможно на макро и микро уровнях: вмешательство возможно как на уровне клиента, так и на уровне системы.
Служба сопровождения замещающих семей Под сопровождением замещающих семей понимается система деятельности специалистов Учреждения по оказанию поддержки и помощи замещающим родителям в создании оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию психолого-педагогической, социальной и юридической помощи семье, оказавшейся в кризисной ситуации.
Кто рассматривается в качестве получателя услуг • Замещающие семьи (опекунские, приемные, семьи усыновителей), воспитывающие детей, оставшихся без попечения родителей, или детей-сирот в возрасте от рождения до 18 лет. • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от рождения до 18 лет, проживающие в замещающих семьях.
Мультидисциплинарная команда
Трансдисциплинарная модель
Междисциплинарная команда
В центре внимания всегда должны оставаться потребности и наилучшие интересы ребенка, поэтому клиентом Службы является ребенок в замещающей семье. Основным приоритетом остается сохранение семейного воспитания для ребенка , и поэтому для обеспечения наилучших интересов ребенка требуется оказание помощи семье, направленной на улучшение ситуации ребенка в семье.
Кто может стать членом междисциплинарной команды Государственные и муниципальные органы и учреждения Общественные объединения Другие организации, предоставляющие помощь детям и семьям Пример междисциплинарной команды: социальный педагог , педагог - психолог, медицинский работник (врач или медицинская сестра), воспитатель, дефектолог, юрист и т. д. Команда определяется в зависимости от направлений работы организации, а также от конкретного случая.
Основание для сопровождения замещающей семьи: на основании личного обращения заявителя; по направлению Управления опеки и попечительства Департамента образования Администрации МО Надымский район.
Качественный результат оказания услуги по сопровождению развитие способности замещающей семьи удовлетворять потребности ребенка, совладать с кризисными периодами в жизни семьи и ребенка, в том числе, за счет навыков социальной компетентности, выражающейся в активном и эффективном привлечение ресурсов помощи за пределами семьи.
Принципы междисциплинарного ведения случая Активное участие клиента в междисциплинарном ведении случая и развитие собственного потенциала клиента. Эффективный обмен информацией по ведению случая. Последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи. Индивидуальная ответственность специалиста за случай. Полноценное использование общественных ресурсов и минимизация затрат. Постоянная оценка качества и эффективности междисциплинарной помощи. !
Этапы реализации услуги по сопровождению Этапы процесса управления случаем Система пособий и льгот Ресурсы по месту жительства семьи Координация обслуживания Физические и психологические факторы Подготовительный Диагностический Сопровождение семьи в период адаптации в первый год после приема ребенка в семью Мониторинг Сопровождение замещающей семьи во второй и третий годы Завершающий
Компетенции ответственного специалиста Понимание проблем и потребностей замещающих родителей и умение корректно обсуждать их с семьей Понимание особенностей, проблем и потребностей приемных детей и умение корректно говорить о них с ребенком Умение устанавливать отношения сотрудничества с членами семьи различных возрастов Умение устанавливать и поддерживать позитивный психологический контакт с людьми различных возрастов Понимание и применение во время визита правил поведения специалиста при осуществлении работы на дому у клиента Знание и соблюдение правил конфиденциальности Умение демонстрировать уважение к правилам и устоям семьи. Наличие базовых знаний о правилах и традициях в различных культурах Умение выявлять ресурсы и трудности семьи и ребенка Умение проводить наблюдения за взаимодействиями членов семьи Знание этапов адаптации приемного ребенка, их признаков, динамики. Умение оценивать по беседе с различными членами семьи этап адаптации замещающей семьи, выявлять проблемы и трудности Умение выявлять и формулировать основные характеристики семейной системы Умение обобщать информацию и делать выводы Умение аккуратно и организованно передавать полученную на предыдущих этапах информацию
Компетенции ответственного специалиста Знание преимуществ надлежащего документального оформления плана работы Умение представлять специальную информацию в доступном виде Умение составлять план сопровождения. Умение корректировать план сопровождения по ходу беседы с семьей Умение разъяснить содержание и формы реализации плана Знание возможностей и компетенций специалистов, работающих в медицинской, образовательной, социальной и др. (имеющих отношение к услуге) сферах и их применение в работе с замещающими семьями Знание круга местных организаций, специализирующихся на оказании услуг для замещающих семей Умение развивать контакт, наблюдать и фиксировать динамику развития семьи, преодолевать стереотипное восприятие семьи Умение делегировать семье ответственность за инициирование контактов в процессе сопровождения Умение побуждать к самостоятельной активности родителей Умение создавать условия для использования и реализации собственной компетенции родителями Умение создавать условия для активности родителей в самостоятельном поиске решений проблем Владение техниками дистанционной поддержки и сопровождения (телефонный разговор, домашние задания, заочные предложения и пр.) Относиться к коллегам вежливо и уважительно, а также оказывать содействие для усиления межведомственного межпрофессионального и внутрипрофессионального сотрудничества в интересах семьи
Документальное сопровождение Журнал учета семей: дата поступления, ФИО членов семьи и степень родства, дата утверждения индивидуального плана работы с семьей, дата прекращения работы с семьей, причина прекращения работы. Журнал протоколов совещаний (консилиумов). Карта сопровождения семьи (представляет собой папку с файлами), содержит данные о посещениях семьи, акты обследования, описание всех проводимых с семьей мероприятий, заключения специалистов и консилиумов, План сопровождения замещающей семьи, Программа проведения мониторинга результатов сопровождения. Папку оформляет и ведет ведущий специалист семьи; информацию вносят все специалисты, работающие по услуге.
Цель. Вовлечение семей в услугу и формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами Продолжительность. В течение 2 недель. На данном этапе осуществляется: прием и изучение информации о семье и ребенке; первичное собеседование с семьей и заключение договора о сопровождении . ! Первичное собеседование не должно быть организованно формально, не должно противопоставлять специалистов и семью, создавать у семьи небезопасное впечатление их «проверки» или «оценки». 1 этап - Подготовительный
2 этап - Диагностический Цель. Выявление особенностей протекания адаптационного периода и взаимоотношений в семье, индивидуальных особенностей ребенка и членов семьи. Продолжительность. 2-3 недели. Возможен визит в семью (только если семья не возражает!)ответственного специалиста с целью знакомства с устройством жизни замещающей семьи. Диагностика особенностей протекания адаптационного периода и взаимоотношений в семье, индивидуальных особенностей ребенка и членов семьи – работа психолога. Оценка не статична и не окончательна. Она должна регулярно повторяться и корректироваться, если это необходимо.
3 этап – Сопровождение семьи в период адаптации в первый год после приема ребенка в семью Цель. Создание условий для минимизации трудностей адаптации замещающей семьи, нормализация семейных отношений, помощь в преодолении кризисных ситуаций, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей. Продолжительность. 1 год. На данном этапе: обсуждение и составление с семьей плана сопровождения замещающей семьи, а также согласование плана на консилиуме специалистов; реализация плана сопровождения в соответствии с целями и задачами
Оценка потребностей ребенка и семьи
Основная цель проведения оценки потребностей ребенка и семьи – обеспечение принятия обоснованного объективного решения относительно будущего ребенка с учетом его наилучших интересов. Основная цель
Если в процессе оценки возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребенка, необходимо принять срочные меры для обеспечения безопасности и защиты несовершеннолетнего. Важно! Если в процессе оценки возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребенка, необходимо принять срочные меры для обеспечения безопасности и защиты несовершеннолетнего .
Социальный работник анализирует сильные и слабые стороны семьи на протяжении всего процесса оценки. Полнота этого анализа требует обобщения данных, собранных в ходе оценки, и получения ответов на следующие вопросы:
Что члены семьи делают хорошо? Чем они гордятся? Что порождает в них чувство собственного достоинства и уважения? С какими стрессами и проблемами члены семьи успешно справились в прошлом? Как им это удалось? Какие ресурсы и адаптивные стратегии они использовали? Каким образом сильные стороны семьи могут быть развиты и наиболее эффективно использованы для решения текущих проблем? Какие дополнительные обучающие, поддерживающие и другие интервенции могут содействовать укреплению и дальнейшему развитию имеющихся у членов семьи сильных сторон и ресурсов? ?
Какие побудительные мотивы движут членами семьи? Чего родители хотят для себя и для своих детей? Как они могут направить свою энергию на достижение выбранных целей? В чем цели и желания членов семьи совпадают с ожиданиями организации социальной работы с детьми, и что может помешать семье в достижении этих целей? Какие барьеры могут быть устранены с помощью социального работника или организации социальной работы с детьми, чтобы дать членам семьи возможность продлить движение к намеченным целям? ?
Модели социально-психологической помощи
Цель. Оценка динамики адаптации и развития семьи и ребенка, корректировка формы и содержания сопровождения семьи. Продолжительность. Проводится регулярно (1 раз каждые полгода), в течение всего времени оказания услуги. Мероприятия: мониторинг состояния развития приемного ребенка в семье и динамики адаптации семьи. проведение консилиума специалистов Службы по итогам мониторинга 4 этап - Мониторинг
Цель. Профилактика нормативных кризисов пребывания ребенка в замещающей семье, оказание своевременной поддержки в случае необходимости и по запросу семьи. На данном этапе важно вне зависимости от вида помощи важно стимулировать семью самостоятельно искать пути решения сложившихся ситуаций, используя имеющиеся у семьи ресерсы, а также привлекая необходимых для этого специалистов. 5 этап - Сопровождение замещающей семьи во второй и третий годы после приема ребенка в семью
Цель. Закрепление результатов сопровождения, оценка эффективности самостоятельного функционирования семьи в вопросах воспитания приемного ребенка. Продолжительность. До 2 недель. В ходе беседы с семьей об итогах сопровождения ответственный специалист проводит оценку способности семьи эффективно решать проблемы воспитания приемного ребенка, конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, преодолевать кризисы, привлекая как внутрисемейные ресурсы, так и ресурсы вне семьи. Представление результатов сопровождения, полученные в беседе семьей, а также динамику изменений в семье (по результатам мониторинга) консилиуму специалистов. 6 этап - Завершающий: оценка результатов сопровождения семьи
Условия, необходимые для построения командной работы Единые идеологические подходы у всех членов команды Использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей Совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов Учет целей, поставленных другими членами команды при проведении программы сопровождения Возможность совместных обсуждений в ходе планирования и проведения программы
Принципы работы междисциплинарной команды : П рограммы имеют в своей основе неиерархическую философию, философию сотрудничества между специалистами. Отношения между профессионалами, представляющими различные специальности, строятся на основе равноправия
Принципы работы междисциплинарной команды: Работа команды строится на обмене знаниями между профессионалами на разных этапах проведения программы помощи ребенку и семье
Принципы работы междисциплинарной команды Родители должны рассматриваться как члены рабочей группы и должны вносить свой вклад в работу с ребенком, чтобы она была успешна . Оценка ребенка, как и программа сопровождения должны проводиться с учетом мнения семьи и в сотрудничестве с ней
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы службы сопровождения замещающих семей КГКУ Детский дом 20
В статье представлен опыт работы службы сопровождения замещающих семей, описаны основные направления и формы работы с опекунами, попечителями и подопечными детьми...
Служба сопровождения замещающих семей
Разработка и внедрение системы психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей на базе Центра...
Работа логопедической службы по сопровождению замещающих семей.
В статье описан опыт работы логопедической службы Центра помощи детям с ОВЗ сзамещающими семьями, которые готовятся принять детей с речевыми расстройствами....
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Программа Службы сопровождения замещающих семей
В программе определены основные цели и принципы сопровождения замещающих семей, план работы Службы, перечень диагностического инструментария, примеры памяток для родителей, график проведения Родительс...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...
Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...