консультация "Взрослые и дети дорога к пониманию"
консультация на тему

Иваницкая Лариса Валентиновна

Быть родителем – значит, получать. Смесь разных ощущений – и радостных, и рискованных. Получать бесконечную любовь, преданность, гордость, восхищение. Получать ответственность за крошечную жизнь и становление личности на долгие-долгие годы. Быть родителем – значит, дарить. Дарить бесконечную любовь, бесконечные силы, энергию.

Иногда не хватает сил или знаний, чтобы быть уверенным в том, что действуешь во благо ребенка. Некоторых родителей одолевают страхи, тревоги, сомнения, комплексы "плохого родителя". Чтобы справиться с таким напряжением, иногда не хватает взгляда со стороны, поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vzroslye_i_deti_doroga_k_ponimaniyu.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Взрослые и дети – дорога к пониманию.

Составила Иваницкая Л.В.воспитатель высшей категории МДОУ № 58 Г Армавир

2015г.


Быть родителем – значит, получать. Смесь разных ощущений – и радостных, и рискованных. Получать бесконечную любовь, преданность, гордость, восхищение. Получать ответственность за крошечную жизнь и становление личности на долгие-долгие годы. Быть родителем – значит, дарить. Дарить бесконечную любовь, бесконечные силы, энергию.

Иногда не хватает сил или знаний, чтобы быть уверенным в том, что действуешь во благо ребенка. Некоторых родителей одолевают страхи, тревоги, сомнения, комплексы "плохого родителя". Чтобы справиться с таким напряжением, иногда не хватает взгляда со стороны, поддержки.

Ребенок: руководство пользователя.

А ведь мы на самом деле частенько не знаем, как общаться и как понять наших детей, а ведь пятилетний  ребенок способен поддержать диалог со взрослым, имеет свое мнение, может рассуждать, задавать вопросы и интересоваться чем-либо.
 
   
Общение детей в семье позволяет им вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы ребенка с родителями, а также с братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного использования собственных представлений и проработки отношений с другими. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию.

Какие же правила выработать для воспитания ребенка?

Опуститься на уровень ребенка.
 Поставьте себя и ребенка на одну ступеньку. Говорите с ним, просите, делайте замечания, не нависая над ним, а присев на корточки, глядя в глаза. 
Этот нюанс очень важен для ребенка, вы становитесь не доминирующим , несущим страх взрослым, а партнером, который может ответить на детские почему и зачем.
 
Отделять личность от поступков.
 Плохих детей не бывает. Все дети прекрасны, просто иногда они ведут себя плохо, даже самые безропотные иногда разбивают стаканы или обсыпаются песком. Правильно ругать тоже надо уметь, важно при этом напоминать, что вы любите ребенка, несмотря на его проступки (как бы странно это не звучало).
Ведь произнося «Ты плохой мальчик», вы своими же руками вешаете ярлык на собственного ребенка, который непременно всплывет в будущем.


 
Хотелось бы предложить родителям несколько правил применения наказаний:
- Наказание должно быть справедливым и соответствовать характеру проступка;
- Прежде чем наказывать, выясните причины и мотивы совершения проступка;
- Не наказывайте по подозрению, ибо подозрительность не имеет ничего общего с истинной требовательностью;
- Не наказывайте детей в состоянии озлобления, гнева и раздражения, в этом состоянии чаще всего совершаются ошибки. Злость – это яд, отравляющий и того, кого наказывают, и того, кто наказывает;
- Будьте милосердны, не прибегайте сгоряча к жестоким мерам наказания, отсрочьте его до более спокойной поры;
- Не злоупотребляйте родительской властью, не забывайте, что и вы были детьми, соблюдайте чувство меры в наказаниях, ведь частые наказания перестают действовать;
- Иногда полезно предложить провинившемуся самому оценить свой проступок и назначить себе меру наказания. Тем самым вы будете приучать подростка анализировать свои поступки и предъявлять требования к себе;
- Право наказывать в семье следует предоставить тому из родителей, кто обладает более спокойным и уравновешенным характером.


«Кувшин любви ребенка должен быть всегда полон».

Иными словами, дети не должны сомневаться в том, что родители их любят.
 
Каждый день говорите ребёнку, как вы его любите, показывайте силу своих чувств при помощи объятий и поцелуев.
 
Для детей очень важен тактильный контакт, не стесняйтесь лишний раз обнять, поцеловать или просто идти с ребенком за руку.  Родители должны быть для малыша неким оплотом, который не предаст и не разлюбит ни при каких обстоятельствах.

Сопереживайте ребенку. Проговаривайте то, что он чувствует. Во-первых, ребенку будет легче выражать свои эмоции и ощущения словами, а во-вторых, таким образом вы покажете, что действительно сопереживаете и можете ему помочь.

Помочь, а не опекать.

Насколько зависим ребенок от мамы? Наверное все ответят на 100%. А как же  детская самостоятельность?

До трех лет, понятно, что ребенок всему учится. Учится кушать, держать приборы, одеваться, играться и еще много много всего, на что мы даже не обращаем внимание. 

Мы опекаем наше чадо, кормим с ложечки, надеваем ботиночки, а потом раз — детский сад! А там и в школу уже пора, а ребенок без мамы ни одеться не может, ни поесть, плачет над кроссовками и не может застегнуть куртку.

Мама над ним трясется, сама одевает, заправляет, а дитятко стоит — руки по швам, в лучшем случае, принимает заботу, как должное.

А дети ведь уже взрослые, 5-7 лет. Пора бы уже самому шапочку надеть, да и курточку застегнуть.

Отчего так происходит? Чрезмерная любовь, хроническая опека, материнское главенство? 

Детская самостоятельность — это путь к индивидуальности и развитию личности.

Детям  очень нравится заботиться о взрослых – именно этим и можно их занять. Например, попросите приготовить  что-нибудь вкусное и оригинальное. Это может быть что угодно – фруктовый салат, компот из подручных материалов. Не так важен вкус, важно желание сделать приятно.
 Сюда же можно отнести и уборку. Дети прекрасно знают назначение веника и совка, который с удовольствием  используют по назначению. Главное – не забыть о похвале и поощрении.
   

 
«Мама не лошадь. Лошадь устает, а мама – нет!» 

И действительно, маленьким детям бывает очень сложно объяснить, что мама устала, а уж тем более попросить дать маме отдохнуть хотя бы немножко, именно в такие моменты у детей просыпаются желания и творить, и гулять, и купаться, и даже покушать.
  
 
 
Постарайтесь объяснить  положение вещей. Например, расскажите, чем занимались целый день – работали, готовили, убирали, много ходили. Или объяснить причины плохого самочувствия – туфли натерли ноги, голова болит, давление упало.
 
И так прекрасно, когда ребенок в 5-6 лет уже относится к маме с сочувствием, с удовольствием ухаживает и вообще ведет себя хорошо.
 
Кстати, очень важно не обвинять в своей усталости детей. Поэтому никаких фраз о том, что мама устала из-за активной прогулки или поиска игрушки по магазинам.
 
Чем занять ребенка?

  •  Игрушки, которые долгое время не находятся в поле зрения ребенка, при «новой» встрече вызывают  новую волну интереса. Желательно убирать на время игрушки, которыми ребенок не играет и через время, когда вы их вновь достанете, для него они будут полны открытий и  приятных сюрпризов.  
  • Мультфильмы - это самый простой и беспроигрышный вариант. Конечно будет хорошо, если это будут познавательные мультфильмы и просмотр займет не более 20 минут.

  • Занятия - это, конечно, не самый веселый вариант, но зачем зря терять время, которое можно потратить на учебу? Сейчас есть много всевозможных рабочих тетрадей с упражнениями на логику, письмо и математику. Для ребенка очень важно, чтобы задания преподносились в игровой форме, а если карандаши и ручки будут яркие, с картинками или блестками, то конечно вызовут желание у ребёнка ими пописать. А можно ещё и «поколдовать» - сказать, что эта ручка (карандаш) волшебная и у того, кто ими пишет, все получится, тогда у ребенка не будет страха  неудачи.

  • Настольные игры - альтернатива играм на компьютере и телефоне. Не беда, если их у вас нет – немного фантазии, лист бумаги большого формата и фломастеры с красками быстро исправят положение дел. Хорошо если у вас в семье появится маленькое правило собираться семьей по вечерам за настольной игрой – это поможет вам не только приятно отдохнуть и почувствовать себя ребенком, но и сблизиться со своими детьми, стать равными партнерами.
      
  • Творчество -  вариантов множество, можно использовать готовые наборы или обойтись подручными материалами. 
    К творчеству можно отнести и приготовление еды – ведь ребенку можно дать задание украсить пирог, кексы или салат.

  • Уборка - конечно, мыть сантехнику и полы скучно, а вот навести порядок в шкафу – совсем другое дело. Если научить ребенка правильно складывать вещи, то увлечь это занятие может надолго. Да и всегда есть необходимость навести порядок в вещах – избавиться от маленьких и ненужных.
     Закончив со шкафами, можно переключить внимание на игрушки – избавиться от поломанных и надоевших.

Обобщение.
Как видите, советы простые, и начинать следовать им можно прямо сейчас. Дети остро чувствуют необходимость в близком и понимающем человеке. И очень грустно, когда этим человеком становится не кто-то из родителей, а совершенно посторонний.
 
Очевидно, что чем меньше времени вы проводите с ребенком, тем сложнее вам понимать его. Количество проведенного времени не так важно, как его качество. Можно быть как бы вместе, но занять ребенка телевизором на это время. А можно узнать массу информации во время часовой прогулки.

А вы с ребенком понимаете друг друга?

Составлено воспитателем высшей категории МДОУ № 58 г. Армавир Иваницкой Л.В.

Источник: 

Целуйко В.М., Вы и ваши дети

Раншбург Йене, Поппер Петер - Секреты личности

Раттер М., Помощь трудным детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Дети-Дорога-Жизнь"

Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма...

ПРОГРАММА духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Дорогой добра».

ПРОГРАММА   духовно-нравственного и патриотического воспитания детей «Дорогой добра» реализуемая в МБОУДОД "Дом детского творчества г. Льгова"...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...

Проект "Дети - дорога- жизнь"

Для детей, родителей, учителей....

Игровая программа "3D:дети, дорога, движение"

Игровая программа по правилам дорожного движения...

Квест-игра по речевому развитию детей "Дорогами русских традиций: встречаем масленицу"

Нетрадиционная форма речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Обучение детей школьного возраста пониманию прочитанного

Ребёнок не читает. Совсем не читает. Извечный вопрос "Кто виноват и что делать?"...