Развитие мелкой моторики
консультация на тему
объяснить родителям как развивать мелкую моторику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.doc | 41.5 КБ |
uprazhneniya_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.doc | 857.45 КБ |
palchikovye_igry.docx | 16.07 КБ |
palchikovye_narodnye_igry.doc | 57 КБ |
Безопасное поведение на улице | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
- Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
- Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
- Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов.
- Перекатывание карандаша (с гранями) между пальцами.
- "Повтори движение".
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
- Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму, то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).
- Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки.
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам,
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей
дошкольного возраста
1. "Сорока-белобока"
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: "Сорока варит кашу". Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе "этому дала" взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: "А этому не дала". Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: "Ты воды не носил..." и т. д.
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: "Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего".
2. "Ладушки-хлопушки"
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Л адуш ки-л аду ш ки, Звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки, Хлопали немножко.
3. "Ладушки"
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.)
Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
(Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу —полетели! На головку сели.
(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их "домиком"
на голову.)
4. "Домик"
Это домик.
(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.
(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.
(Поднимите все пальцы вверх,
не расцепляя их.)
В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся,
(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закры-ва-ют-ся.
(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
6. "Зайчики"
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...
(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.
(Стучите всеми пальцами по столу
вместе или вразнобой.)
Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.
(Согните пальцы в кулак.)
7. "Здравствуй, пальчик"
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.
Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
8. "Сильные пальчики"
Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от О до 2 лет
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).
6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. "Удочку" малыш должен держать одной рукой.
2. "Дорожка"
Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.
Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.
6. "Сделай комочек"
Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.
Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.
Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет
Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.
2. "Бусы"
Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.
3. "Пройди по дорожке"
Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.
С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.
Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.
6. "Прищепки на корзинке"
Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.
7. "Разноцветные прищепки"
На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного... цвета.
8. "Угощение"
Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.
В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.
1. "Котёнок"
Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.
Ты, котёнок, не пищи! Лучше маму поищи.
Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке, Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
3. "Цап-царап"
Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах "цап-царап" он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш "капкан". Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.
По ладошке, по дорожке Ходит маленькая кошка, В маленькие лапки Спрятала царапки. Если вдруг захочет — Коготки поточит. Цап-царап!
4. "Весёлые пальчики"
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.
Большой палец —танцевал, Указательный — скакал, Средний палец —приседал, Безымянный — всё кружился, А мизинчик — веселился.
5."Веер"
Ладони держите перед собой, пальцы прижаты ("веер закрыт"). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу ("открываем и закрываем веер"). Помашите кистями на себя и от себя ("обмахиваемся веером") 6—8 раз.
6. "Павлин"
Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки ("хвост павлина"). Соединяйте и расставляйте пальцы ("павлин раскрывает и закрывает хвост").
У весёлого павлина Фруктов полная корзина. В гости ждёт друзей павлин, А пока павлин один.
7. "Бабочка"
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения ("бабочка машет крыльями") — сначала одной, потом другой рукой.
8. "На зарядку становись!"
Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.
Пятый палец — крепко спал. Четвёртый палец —лишь дремал. Третий палец —засыпал. Второй палец — всё зевал. Первый палец бодро встал, На зарядку всех поднял.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет
Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.
Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.
Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.
Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.
5. "Разноцветные снежинки"
Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.
6. "Зашнуруй ботинок"
Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.
Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.
Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.
Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.
Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.
2. "Покатай шишку"
Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.
Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
6. "Орехи на подносе"
Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.
Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.
Работаем с пластилином
Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.
Вам понадобится пластилин разного цвета.
1. "Снеговик"
Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.
2. "Цветик - семицветик"
Малыш должен выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. Если у ребёнка что-то не получается — помогите ему.
Обводим по контуру
Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги. Предложите малышу обвести рисунки по контуру. Пусть он скажет, что изображено на них. После этого можно попросить ребёнка раскрасить эти рисунки.
2. "Зайчик"
3. "Ежик"
4. "Бабочка"
6. "Осенний листочек"
Предварительный просмотр:
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Маша-хозяйка.
Наша-то Маша
Сметлива была,
Всем в избе работу
Нынче задала:
Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху.
Плошечку собачка
Моет языком,
Большой палец правой руки оттопырен - "ухо", указательный согнут, остальные выпрямлены. "Собачка" наклоняется к "плошке" - округленной левой ладони, "моет ее" (движения мизинца в сторону и обратно).
Мышка подбирает
Крошки под столом.
Согнутые мизинец и указательный палец правой руки- "ушки", сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой -"мордочка". "Мышка" пощипывает выпрямленную левую ладонь.
Кошка под окошком
Пальцы правой руки собраны , как при фигуре "мышка", но пальцы, изображающие мордочку, не прогну ты, а округены.
Когтями скребет,
Пальцы правой руки скребут ладонь левой.
Курочка в сережках
Вымела избушку,
Избушку метет.
Потрусила голичок.
Лег голичок
Под порог на бочок.
Правая ладонь "подметает" выпрямленную левую. Энергичное встряхивание пальцев правой руки.
Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука.
Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок - забытое название веника, а потрусить - значит вытрясти, встряхнуть.
При повторении игры руки меняются ролями.
Кисель
Бабушка кисель варила
На горушечке,
Правая рука "помешивает кисель". Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом.
Для Андрюшечки.
Ладонь правой руки ложится на грудь.
Летел, летел соколок
Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.
Через бабушкин порог.
Скрещенные ладони помахивают, как крылья.
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька,
В черепушечке
Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Руки разводятся в стороны.
Руки снова показывают горшок-черепушечку.
В черепушечке
Округленные ладони, опускаясь, образуют горшок-черепушечку.
У старушечки
На горушечке.
Руки вновь по горку.
Бабка плачет: "Ай-ай-ай1"
Руки "утирают (здесь в оригинале неразборчиво)"
Не плачь, бабка, не рыдай!
Указательный палец правой руки "грозит"
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя. Во-о-от столько!
Правая рука снова помешивает "кисель"
Руки расходятся широко в стороны
Банька.
Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом - "выстроена банька".
Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:
"Пусти в баньку!"
"Не протопил еще", - отвечает взрослый.
Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого:
"Пусти в баньку!"
"Мыльца нет".
Так поочередно каждый пальчик малыша "просится в баньку" - взрослый может ответить: "Водичка холодна" или "Веничка нет". Наконец взрослый зовет: "Ну, иди!"
Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того, как взрослый, зажав палец ладонями, начнет его тереть, приговаривая (в оригинале текст пропущен - так что проявите свою фантазию).
Палочки
Игры такого типа встречаются у многих народов. Вашему вниманию мы предлагаем два способа игры - русский (очень нравится девочкам) и цыганский (больше подходит мальчикам).
Нужны несколько небольших палочек (для малышей подойдут толстые шестигранные карандаши), длинный шнур.
Русская игра. Палочки за середину привязываются к концам шнура длиной 4 - 5 метров. На середине шнура крепится приз - ленточка, яблоко или конфета. Играющие берутся за концы палочек двумя руками, расходятся, растягивая шнур. По сигналу ведущего игроки начинают крутить палочки в своих руках, наматывая на них шнур и постепенно приближаясь к призу. Шнур все время должен быть натянут - если он даст слабину и приз коснется земли, игра начинается снова. Приз достается тому, кто первый до него доберется.
Цыганская игра. Играть могут двое или более детей. К одному из концов шнура длиной 3 - 4 метра привязывается игрушечная лошадка на колесиках, к другому - крепится палочка. Лошадок выстраивают на одной линии, шнуры натягивают. По сигналу игроки начинают сматывать веревочки, крутя палочки в пальцах, одновременно подбадривая лошадок цоканьем языка. Чья лошадка прибежит быстрее? (Если нет лошадок на колесиках, их заменяют игрушечными машинками, только подбадривают тех уже не цоканьем, а жужжанием или рычанием).
Сматывать веревочку можно двумя способами. При первом концы палочки крутят, зажавши ее указательные, средние и большие пальцы.
В этом случае работает все та же "социальная зона" руки.
При втором способе большие пальцы отставлены в стороны, палочку прижимают к ладони и крутят остальные четыре пальца. Способ более трудный, но и более эффективный в плане тренировки моторики.
Предварительный просмотр:
ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ»
Памятка для родителей
Выходить из дома следует заблаговременно – так, чтобы остался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.
Увидев автобус на остановке на противоположной стороне улицы, не спешите, не бегите к нему через дорогу. Объясниет ребенку, что это опасно. Можно попасть под колеса движущегося автомобиля.
Покажите ребенку, где переход. Следите за тем, как переходите проезжую часть: не наискосок, а сторого перпендикулярно. Ребенок должен осознать, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.
Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе дороги надо сосредоточить внимание на наблюдении за дорожной ситуацией.
Там, где есть светофор, переходите улицу строго по зеленому сигналу.
Переходите улицу только по пешеходным переходам, а у перекрестка – по линии тротуаров.
Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе – нет ли машин. Если у подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и «выгляните» - нет ли за препятствием скрытой опасности.
Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научите ребенка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.
Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти на проезжую часть дороги, а в это время из-за стоящего автомобиля выедет другая машина.
В результате такого наблюдения у детей вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.
Переход через проезжую часть, где нет светофора.
Во время прогулок и по дороге в детский сад и обратно приучайте ребёнка останавливаться, приближаясь к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило пешехода.
На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает правый указатель поворота, а поворачивающий налево – крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.
Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что пока этот автомобиль не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет за ним. Поэтому лучше подождать, пока крупный автомобиль отъедет подальше.
Посадка в автобус, поездка и выход из него
Подходите к двери только при полной остановке автобуса. Приучите ребенка держаться в автобусе за поручни и уступать место пожилым людям.
К выходу надо готовиться заранее. Объясните ребенку, как водитель с помощью зеркала видит пассажиров на остановке и в салоне автобуса. Научите, что иногда, когда народу очень много, водитель может не заметить пассажира и пешехода.
Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него. Если ребенок будет выходить первым, он может выбежать на проезжую часть дороги. Или он может упасть, потому что ступеньки в автобусе довольно высокие.
Особенно полезно показывать с тротуара ребенку моменты выезда попутного или встречного транспорта. При этом у ребенка развивается условный рефлекс предвидения скрытой опасности.
Выйдя из автобуса, на другую сторону улицы переходите только по пешеходному переходу
Запоминание дороги в детский сад и домой
Во время движения по улице показывайте ребенку дорожные знаки, объясняйте их название и назначение. Покажите все виды пешеходных переходов. Обратите внимание на сигналы светофора, объясните значение каждого из них. Покажите наличие магазинов, аптек, остановок маршрутного транспорта, названия улиц.
Нарисуйте вместе с ребенком маршрут движения в детский сад. Покажите на этом маршруте самые опасные участки. Прорисуйте наиболее безопасный путь по этому маршруту. Затем несколько раз пройдите по нарисованному маршруту как по схеме, так и на улице.
Многократное наблюдение ситуаций и тренировка движения помогут привить детям необходимые навыки безопасного поведения на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".
«Согласно проведенным учеными исследованиям и наблюдениям, стало известно, что систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»
Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....