Разработки внеклассных мероприятий
материал (5 класс) на тему
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ:«Ученью – свет, а неученью - тьма»
Сценарий конкурсно-игровой программы для детей дошкольного и школьного возраста «ДЕНЬ НЕПТУНА»
Консультация для воспитателей: «МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЗОДАПТАЦИИ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Подросток в трудной ситуации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropr.docx | 34.92 КБ |
den_neptuna.docx | 23.8 КБ |
kons_vospit.docx | 18.68 КБ |
kons_rodit.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Республики Мордовия
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Радуга»
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ:
«Ученью – свет, а неученью - тьма».
(познавательная, конкурсная программа)
Составила и провела:
социальный педагог
Волкова Н.А.
Саранск, 2013г
Вид мероприятия: интеллектуальный, творчески-познавательный.
Форма работы: игровое обозрение.
Цели мероприятия:
- создание ситуации, порождающей потребность
коллективного общения, проявление определенных
знаний, смекалки, проверка сил и веселье, юмор,
дружеское состязание и удовольствие;
- организовать отдых, развлечение детей.
Задачи мероприятия:
- способность детей определять размеры предметов на
расстояние;
- развивать вычислительные навыки у детей;
- закрепить знания участников по истории, географии,
физике, астрономии;
- умение детей работать с картой мира.
Реквизит:
- 2 картины, мольберт, указка;
- банки разной величины,листы бумаги, карандаши,
ножницы;
- факел, свеча, электрическая лампа, керосиновая
лампа, "неоновые" трубки;
- жетоны в виде свечей - 45 штук;
- 2 карманных фонарика, карточки с математическими
действиями;
- различные очки;
- карточки с изображением сооружений и изображений
для конкурса "Части света" (Эйфелева башня,
Египетские пирамиды,Великая китайская стена,
домики иглу, статуя Свободы, бумеранг), иголочки;
- карточки со словами :молния, мираж, радуга,закат,
северное сияние, извержение вулкана, затмение -
2 комплекта;
- 10 звезд с вопросами.
Оборудование зала:
На заднем плане изображены два полушария земли с частями света , плакат с
изображением планет солнечной системы. С правой стороны коробка с реквизитом,
с левой - мольберт с двумя рисунками для конкурса "Что изображено на картине?".
На стене сбоку - карточки с математическими действиями. В центре столик для
ведущей, на нем: призы, свечи, которые вручаются игрокам за победу в конкурсах.
Ход игры:
(Звучит музыка, входит ведущий)
Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья!
Начинаем программу под общим названием "Ученью - свет,
а неученью - тьма", и я приглашаю команды занять свои места.
(Представление команд жюри)
Ведушая: Почему мы назвали игровое обозрение "Ученью - свет, а
неученью - тьма"? И, особенно, выделили слово - свет?
Постараюсь пролить свет на это пока для вас неясное дело.
Свет в обычном понимании - это лучистая энергия, делающая
окружающий мир видимым. И, сегодня наши участники должны
доказать, что ученый человек излучает свет, становится видимым
для окружающих. Наше обозрение в какой-то мере освещает ряд
вопросов, и пусть в небольшой степени, но все же делает их более
видимыми. Мы назвали так нашу игру и по другой причине: свет -
это начальные буквы четырех игровых действий, в которых вы
будете участвовать.
С - это "Смекалка - ваш друг";
В - "Веселое соревнование";
Е - "Если память не изменяет";
Т - "Точные ответы".
Во всех четырех действиях вам надо будет блеснуть ярким светом
знаний, зажечь присутствующих своей неутолимой энергией.
Кстати, об энергии...
Единица измерения электрической энергии (сила света) - это свеча.
Кто больше наберет световой энергии, тот и победитель в игре!
Надеемся, что вы, загоревшись желанием участвовать в игре,
предстанете на финише в наилучшем свете!
И, как сказал В.А.Сухомлинский : "Игра - это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности". Не в пример обычным
правилам, наша игра будет стоить свеч!
Мы начинаем первую часть нашей программы - "Смекалка - ваш друг"
Вам будет особенно необходимы острота зрения и острота ума.
Конкурс "Что изображено на картине?"
Задание: эти картины необычны, на каждой из них два изображения.
Назовите их.
(см. Приложение 2)
№1 №2
Правильный ответ: №1 а) профиль пожилой женщины,
б) профиль молодой женщины,
№2 а) ваза,
б) два профиля
Ведущая: Интересно, а обладают ли наши участники способностью
определить размеры предметов на глаз?
Конкурс "Крышки на банки"
Задание: Перед вами банки различной величины и формы. Вам нужно
нарисовать и вырезать крышки на эти банки, пронумеровать их.
Побеждает тот, у кого крышки точно совпали с отверстиями банок.
(На столе банки из-под томатной пасты, кофе, детского пюре и т.д.)
(Пока команды выполняют данное задание, ведущий проводит конкурс для болельщиков)
Конкурс для болельщиков
Ведущая: Назовите известные вам источники света и светящиеся тела
(Солнце, звезды, лампочка, свеча, факел и т.д.)
(Подведение итогов конкурса "Крышки на банки")
Ведущая: Скажите, как называется главный источник света на нашей
планете? (СОЛНЦЕ). Благодаря солнцу мы видим все вокруг, и
нам тепло. С давних пор мечтал человек завести дома маленькое
прирученное солнце. И, разумеется, завел. Правда, для этого ему
понадобилось не одно тысячелетие.
Конкурс "Приручение света"
Задание: Игрокам предлагаются следующие предметы: неоновые трубки, факел,
Керосиновая лампа, восковая свеча, электрическая лампа.
Ведущая: Уважаемые участники! Назовите и распределите эти «маленькие солнца»
В порядке их появления.
(Во время подготовки участников в игру вступают болельщики)
Конкурс болельщиков
Задание: Назовите литературные произведения и их авторов, в которых присутствуют
светящиеся предметы и живые существа, или происходящие световые
явления.
Например: 1) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» («…а во лбу звезда горит»);
2)П.Ершов «Конек-Горбунок» («перо жарптицы»);
3) Б.Бажов «Огневушка-поскакушка» («огненная девочка»);
4) С.Маршак «Кошкин дом»;
5) Народная сказка «Огниво»;
6) К. Чуковский «Путаница»;
7) Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;
8) К.Чуковский «Украденное солнце»...
(Подведение итогов конкурса «Приручение света»)
Внимание правильный ответ: 1. Факел – средние века
2. Восковая свеча – Xвек
3. Керосиновая лампа – середина XIXвека
4. Электрическая лампочка – конец XIXвека
5. Неоновые трубки – начало XXвека
Ведущая: Я смотрю, в зале становится все светлей и светлей. Это, вероятно от свечей,
Которые получают наши участники команд.
(Команды сообщают, сколько свечей они получили в 1-м действии)
Ведущая: А вы знаете, когда впервые появилась свеча? Она была придумана в
Древнем Риме около 2 тысяч лет назад. Сначала это были волокна
растений, пропитанные смолой и покрытые воском. В X – XIвеках
появились уже восковые и сальные свечи.
Ну что ж, продолжим наше обозрение. Капитаны, приложив все умения, знания
и все старания, начнут "Веселое соревнование"
Конкурс капитанов
Ведущая: Для проведения этого конкурса вам понадобится ручной осветительный
прибор с небольшой батарейкой. Назовите его (Фонарик).
«Ночные соревнования»
Задание: В кратчайшее время в полной темноте пройти с фонариком маршрут и
сообщить у финиша число, которое получится в результате выполнения
математических действий, написанных на карточках. Победит тот, у кого
быстрее будет правильный ответ.
(1 – синяя дорожка, 2 – красная дорожка)
1.
22+128 | - 50 | : 4 | *3 | - 25 | +10 |
2.
187-37 | :3 | +25 | -60 | *3 | +15 |
В итоге – 60
Ведущая: Мы выяснили, что свет приносит огромную пользу, но слишком мощный
свет может оказывать пагубное воздействие на зрение человека. Чтобы
этого не произошло, люди придумали очки.
А знаете ли вы, что общего между дымчатыми очками и консервами?
Ответ: В старину «консервами» называли дымчатые очки, которые охраняли глаза
от солнечных лучей.
Консервы (с латинского) – сохранять.
Конкурс «Определи виды очков»
Задание: Предлагаются очки разных видов, необходимо правильно назвать их.
(пылезащитные, подводные, токарные, электрогазорезчика, очки
комбайнера, солнцезащитные)
(Подведение итогов конкурса и в целом второго действия.
Команды сообщают количество выигранных свечей. )
Ведущая: Начинаем третье игровое обозрение"Если память не изменяет".
Вам предстоит отправиться в кругосветное путешествие.
Конкурс «Части света»
Ведущая: Назовите части света. Сколько их?
(Америка, Азия, Европа, Австралия, Африка, Антарктида ).
Перед вами два полушария земного шара. Выбрав карточку, вы должны
назвать то, что на ней изображено, и поместить ее в ту или иную часть
света (прикрепить на плакат с изображением полушарий).
(см. Приложение 2)
Ответы:
1. Эйфелева башня – Европа.
Французский архитектор Александр Гюстав Эйфель возвёл это решётчатое
сооружение из стали высотой в треть километра для Всемирной выставки,
проходившей в Париже в 1889 году.
2. Египетские пирамиды – Африка.
Эти пирамиды строили сотни тысяч рабов в течении десятков лет, они сложены из огромных каменных плит настолько тщательно, что между ними не проходит даже лезвие ножа.
3. Великая Китайская стена – Азия.
Великая Китайская стена недаром зовется великой: когда её воздвигли в IIIвеке до н.э., её длина превысила 4000 км, а высота – от 6,6 м до 10 м.Значительная её часть сохранилась и до наших дней.
4. Домики- иглу – Антарктида.
Иглу – это домик, построенный из больших снежных глыб, в котором живут канадские эскимосы. В иглу всё из снега, даже лежанки, на которых люди спят. И окошки в иглу тоже необычные: в них вместо стёкол вставлены прозрачные ледышки.
5. Статуя Свободы – Америка.
Её оригинал находится в Париже. Автор статуи свободы в Америке Ф.И.Бартольци. архитектор Р.М.Хант. Её высота 93 м.
6. Бумеранг – Австралия .
Метательное оружие в виде изогнутой палки при искусном броске возвращается обратно к бросавшему. Бумеранг изобрели аборигены, коренные жители Австралии.
(Подведение итогов третьего действия)
Ведущая: Четвертое действие – «Точный ответ»
Сто вопросов – один секрет.
Все готовимся к нему
Отвечать на «почему?».
Благодаря свету в атмосфере происходят интересные природные явления, которые мы можем наблюдать. А знакомы ли они вам?
Задание: Командам выдаются карточки со словами: молния, мираж, северное сияние,
радуга, закат, затмение, извержение вулкана.
На вопрос ведущей, команды отвечают поднятием карточек.
Конкурс «Кто быстрее»
- Назовите редкое природное явление, когда Луна оказывается между Солнцем и Землей? (Затмение)
- Как называется шутка природы, явление, когда появляются у горизонта ложные изображения участков неба и земных предметов? (Мираж)
- Одно из самых красивых явлений в природе, которое можно наблюдать только после дождя рано утром или ближе к восходу. (Радуга)
- Огромная электрическая искра, пролетающая в считанные секунды несколько километров.(Молния)
- Свечение высоких слоёв атмосферы, наблюдаемое за Полярным кругом. (Северное сияние)
(Подведение итогов)
Ведущая: Земля – одно из бесчисленных небесных тел. Чтобы лучше изучать землю,
надо знать и то, что происходит на небе. Ведь жизнь людей на Земле во
многом подчиняется «небесному распорядку».
Солнечные лучи несут людям и тепло. От восхода и захода Солнца,
зависит смена дня и ночи. А от расположения Земли к Солнцу – смена
времён года.
Конкурс «Небесные светила»
Ведущая: Перед вами парад планет, где находятся вопросы различной стоимости.
Чем больше цена, тем труднее вопрос. Капитанам предлагается выбрать по
3 вопроса.
Вопросы:
- Все звезды перемещаются по ночному небу, кроме одной. Эта звезда вполне может заменить компас. Назовите её. (Полярная) – 2 свечи.
- Как называется созвездие, которое по форме напоминает ковш.
(Большая и Малая Медведица) – 1 свеча.
- Назовите здание, оборудованное для наблюдений за звездами.
(Обсерватория) – 3 свечи.
- Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия) – 3 свечи.
- Как раньше назывался астроном? (Звездочёт) – 1свеча.
- Назовите прибор, с помощью которого наблюдают за звездами?
(Телескоп) – 1 свеча.
- Как называются камни, которые прибывают к нам из космоса с огромной скоростью и так разогреваются при трении о воздух, что начинают гореть?
(Метеориты) – 1 свеча.
- Где утром в нашем городе обычно поднимается солнце? Оно поднимается снизу вверх и движется (куда?) слева направо или справа налево?
(Поднимается на востоке, движется слева направо) – 3 свечи.
- Назовите небесное тело небольших размеров, движущееся вокруг солнца, которое раньше называли «хвостатым чудищем».
(Комета) – 3 свечи.
- Как называется комета, названная в честь английского астронома, которая появляется около Земли через 76 лет?
(Комета Галлея) – 4 свечи.
(Подведение итогов четвертого действия)
Ведущая: Наше обозрение подошло к концу. По количеству свечей нам
необходимо выбрать команду – победительницу, т.е. звезду
первой величины.
(Подведение итогов всей игры.Награждение)
Ведущая: Игра, как видите, стоила свеч! Желаю и вам, дорогие друзья, если
вы будете участвовать вподобного рода играх, также успешно
прийти к финишу.
Свет не без добрых людей, они помогут вам стать победителями
в споре. А лучше, если вы будете «сами с усами» - с огоньком,
так сказать. Чтобы каждый мог о вас сказать :
«Светлая голова!»
(Под музыку команды и болельщики покидают зал)
Литература:
- А.Н.Кугач, С.В.Турыгина «Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы».
- К вершинам мастерства. – Волгоград, Учитель – АСТ, 2005г.
- Л.М.Верникова «Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры».
Приложение 1
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Радуга»
Сценарий
конкурсно-игровой программы
для детей дошкольного и школьного возраста
«ДЕНЬ НЕПТУНА»
Подготовили и провели:
Волкова Н.А.,
Синичкина Л.В.
Саранск 2012г
Цель: активизация интеллектуальных и творческих способностей детей через различные задания и конкурсы, формирование положительного психологического климата через совместную творческую деятельность, вызвать эмоциональный интерес к празднику.
Действующие лица:
1. Ведущий.
2. Нептун.
3. Пираты.
4. Водяной.
5. Свита (прислуга Нептуна).
6. Лягушки.
7. Золотые рыбки.
8. Русалочки.
Атрибуты:
1. Жемчужины.
2. Трезубец.
3. Короны.
4. Ласты.
5. Медали.
6. Телеграмма.
7. Бумажные кораблики.
8. Ведерки.
9. Резиновые игрушки, пластмассовые шарики, морские камушки,
ракушки и т.д.
10. Трон.
11. Ватман, фломастеры, мольберт.
12. Канат.
13. Ложки.
14. Жетоны-рыбки.
Ведущий: Всем-всем-всем! Внимание, внимание, внимание! Пришла срочная телеграмма!
Он начинает торжественно разворачивать ее.
Ведущий: К нам на праздник прибыл царь речной, князь и властелин озер, полководец щук и окуней, генерал сомов, его величество Нептун.
Слышится дикий визг и громкий свист. Приближается сам Нептун в сопровождении своих подданных пиратов и водяных.
Звучит музыка.
Ведущий: Вы слышите? Он уже почти прибыл. И этот гость непростой. Вы готовы к настоящим приключениям? Предупреждаю вас, не стоит нашего гостя бояться. Становитесь побыстрее все в одну шеренгу. Слушайте мою команду! Равнение на Нептуна, принять! Давайте все вместе встретим царя громким свистом и криками «ура».
Все присутствующие кричат, топают и свистят. Все стелятся перед царем, а водяные поддерживают Нептуна.
Под музыку входит царь Нептун, совершает круг почета и садится на трон.
Нептун:
Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем.
Мне принес глашатай весть-
Нынче праздник в мою честь.
Я- Нептун. Я- царь морей
Прибыл к вам на праздник.
Поздравляю вас с Днем Нептуна!
Желаю вам попутного ветра,
Семь футов под килем и
Обойти все морские рифы!
Под музыку входит дочь царя с русалками. Становятся рядом с Нептуном.
Нептун: Что ты невесела, дочь моя младшая, любимая? Не обидел ли тебя кто? Не причинил ли тебе вреда? Только скажи. Я все царство морское переверну вверх дном. Найду обидчика и наказать его велю.
Младшая дочь: Не надо, батюшка, никого искать и царство морское вверх дном переворачивать. Не обижал меня никто и вреда никто мне не причинял.
Нептун: Поделись же, девица-красавица, со мной своим горем. Отчего грустишь? Расскажи, может я смогу тебе помочь.
Младшая дочь: Ах, батюшка. И сказать-то совестно. Да и простишь ли ты меня? Не сдержала я слово свое - хранить твой подарок, ожерелье жемчужное. Порвалась тонкая ниточка и рассыпались по дну морскому жемчужины. Как мне их искать-собирать?
Нептун: Не печалься, дочка. Чем смогу – помогу я тебе в твоем горе. Эй, русалки, ну-ка, покажите мне, что вы умеете. Не поможете ли вы найти ожерелье дочери моей?
Танец русалок в бассейне.
Младшая дочь: Русалочки, не нашли ли вы мое ожерелье?
Русалочки: Нет.
Младшая дочь: Ах, вы только плясать да веселиться умеете! Что мне от вас толку! Уходите с глаз долой!
Нептун: Постой, дочка, не гневись. Может быть они нам все-таки помогут. (Обращается к русалкам.) А умеете ли вы плавать по просторам морским? Вот вам раковины морские. Перенесите их с одного берега на другой.
Эстафета с русалками: кто быстрее перенесет раковины (игрушки) с одного бортика на другой.
Русалки уходят. Под музыку входит старшая дочь Нептуна.
Старшая дочь: Здравствуй, батюшка! Здравствуй, сестрица родимая. Здравствуйте, гости дорогие. Что вы так загрустили? (Обращаясь к Нептуну и дочери.) Может, что-то случилось?
Нептун: Ах, дочь моя старшая, никак не можем мы найти то ожерелье, что я подарил сестре твоей меньшей.
Старшая дочь: Батюшка, есть у меня подружки – рыбки золотые.
Появляются рыбки (дети младшей группы). Рыбки входят в воду, прыгают, резвятся.
Старшая дочь: Здравствуйте, рыбки золотые. Давайте с вами поиграем:
Поднимем волны на море (движения руками вперед - назад)
А теперь волны идут в стороны (вправо - влево)
Звучит музыка.
Поиграем в игру “Чей кораблик быстрее приплывет к берегу”.
(Нужны по два участника)
Спускаются на воду кораблики. Дети дуют на них и гонят их к противоположному бортику. И назад – то же.
Старшая дочь : Рыбки, вы видели жемчужины моей сестры?
Рыбки отрицательно качают головами и уходят.
Младшая дочь: Да неужели мы так и не найдем жемчужины из моего ожерелья!
Нептун: Ребята, помогите моей дочке найти его.
Игра “Ловля жемчуга”.
По дну разбрасываются "Киндер-сюрпризы" с грузами внутри. Дети собирают их в ведерки. Побеждает тот, у которого в ведре больше "Киндеров".
Дочери высыпают добычу из ведер и находят там бусы.
Младшая дочь: Вот мое ожерелье!
Нептун: Теперь ничто не омрачает наш праздник. Приказываю всем, кто собрался здесь, принять в нём участие . Свите моей приказываю: всех участников праздника немедленно благословить, водой морскою окропить.
Свита выполняет приказ водного царя.
Участники делятся на две команды.
КОНКУРСЫ
Водяной и Нептун проводят по одному конкурсу:
1.Нептун проводит конкурс на самую экзотическую фигуру "Море волнуется..".
2.Задание Водяного - "Растет, не растет". Водяной называет разные предметы, растения, животных, а ребята должны присесть, если это не растет, и встать, если это имеет способность расти.
Список слов: Водоросли, Дельфин,
Камни, Скала,
Медуза, Кит,
Акула, Корабль,
Песок, Осьминог,
Айсберг, Берег,
Краб, Парус,
Ракушка, Чайки,
Морская звезда.
Нептун:
А сейчас, ребята, я проверю вашу смекалку.
3.Вопросы на засыпку каждой команде:
Каких камней в море нет? (сухих)
Чего в озере больше, чем в море? (букв 6)
Где зимуют раки? (в илистых берегах рек)
Всякий ли ерш годиться на уху? (кроме ершика для мытья посуды).
4. конкурс «Морская фантазия»
Всем ребятишкам на бумажках дается пословица - "Без труда не вынешь и рыбку из пруда". Они должны изобразить в виде пантомимы известную пословицу. Будут оцениваться оригинальность изображения.
5. Художник моря (эстафета)
Тема: "Наш любимый Водяной". Рисуют на бегу, кто сколько успеет, и передают другим.
6.Танцевальные импровизации на тему: Уж на сковородке
Дал бог русалочке ножки
Нептун в ярости
Китенок пускает струи воды
7.Быстрые лягушата (эстафета)
От определенной черты на четвереньках добраться и обратно.
8. Забавы Нептуна
Перетягивание каната между двумя командами.
9. Волшебный черпачок (эстафета)
Ребята вычерпывают ложкой виноград из воды и бегом несут в ведро. Оцениваются быстрота и количество виноградинок.
10. Веселые рыбаки.(Приглашаются по 1 участнику от каждой команды)
Участник за 1 минуту должен с закрытыми глазами наловить рыбок, кто больше.
Далее проводится карнавал костюмов. Карнавальное шествие можно совершить по кругу и сопровождать проход определенными карнавальными движениями.
Подведение итогов. Подсчитывание количество жетонов.
Вручение медалей. Призы зрительских симпатий.
Нептун:
А, теперь пора прощаться,
В путь- дорогу отправляться.
Дети уговаривают его остаться: Не уходи! Оставайся снами!
Нептун: С удовольствием и я отдохнул бы здесь, друзья.
Только я ведь царь морской.
Труден воздух мне земной.
Все персонажи говорят по одной строчке:
- Мы приехали на праздник, бросив все свои дела,
- С превеселым настроеньем нас дорога привела.
- Мы сегодня отдохнули, посмеялись от души,
-Поиграли, порезвились и довольные пошли.(машут руками)
- А вам желаем с миром оставаться и водою обливаться!
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ДЕТИ РЕЗВЯТСЯ И ОБЛИВАЮТСЯ ВОДОЙ.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЗОДАПТАЦИИ»
Одним из сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст. Именно в этот период идёт активный процесс становления индивидуальных способностей, привычек, потребностей, увлечений, побуждений, интересов, способов поведения и взаимоотношения с окружающей средой – всего того, что создаёт неповторимость личности. Сейчас общество поставлено перед делемой в отношении детей «особых», с ограниченными возможностями, нервно-психическими расстройствами или трудными в плане воспитания и развития. Либо они станут социальными инвалидами, либо ими надо заниматься.
Современный подросток поставлен в более жёсткие условия, происходящие в нашем обществе. Эти изменения оказывают губительное влияние на семью, которая уже не может дать ребенку чувства комфорта и психологической защищенности, оказать поддержку в сложном процессе адаптации ко взрослой жизни. Всё это создаёт условия для развития девиантного поведения в подростковой среде. Сегодня мы наблюдаем значительный рост числа подростков, нуждающихся в помощи для того, чтобы суметь раскрыть свой потенциал, научиться реализовывать способности, справляться с жизненными трудностями. Обязательным этапом работы является работа с семьёй. Большинство детских, а затем и подростковых проблем является отражением проблем родителей. Где бы ребёнок не находился – в приюте, на лечение в стационаре, в интернатном учреждении, после реабилитационной работы он возвращается в свою семью. Вот почему нужна работа с детьми и работа с родителями. Не секрет, что наиболее надёжными поставщиками трудных детей являются дисфункциональные семьи, т.е. семьи, в которых снижена способность к осуществлению основных функций – жизнеобеспечению, организации быта, поддержанию физического, психического и морального здоровья своих членов, воспитание детей.
Основной целью стало изучение внутриличностных особенностей трудных подростков и разработка системы мер психологической коррекции и социальной адаптации. Как выявить дезадаптированных детей? Это путем наблюдений, тестирования, анкетирования.
Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими её проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение. Всё большее значение в работе по профилактике безнадзорности преодолению сложившейся ситуации, на ряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип – центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, перехода от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка.
В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными направлениями деятельности являются психолого-медико-педагогическое диагностирование, экстренная психологическая помощь, социально трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних.
Основными методами дезадаптации являются:
1. Многоплановая коррекционная работа по преодолению школьной и социальной дезадаптации детей.
2. Комплексная диагностика по стольку, по скольку она необходима для проведения коррекционных мероприятий.
3. Социальный патронаж неблагополучной семьи.
М Е Т О Д Ы И З У Ч Е Н И Я Д Е З А Д А П Т А Ц И И
Как заботиться о своей внешности?
Как соблюдать порядок в своих вещах?
Выполняет ли обязанности без напоминания?
Прекословит, сопротивляется, угрожает? Кому?
Что бывает причиной сопротивления?
Раздражает братьев и сестер или других детей? Как?
Бывают частые конфликты – ссоры, драки? С кем?
Ревнует к кому-нибудь? Как?
Завидует кому-нибудь? Берет чужие игрушки?
Командует кем-нибудь? Стремится главенствовать?
Отказывается кому-нибудь повиноваться?
Выдумывает о себе неправдивые истории?
Отрицает свои поступки?
Лжет? Когда и как?
Старается кого-нибудь обмануть? Кого и как?
Портит чрезмерно свои вещи – игрушки, одежду?
Портит чужие вещи?
Совершает кражи – чего?
Как использует украденные вещи?
Бродяжничает? При каких обстоятельствах?
Прогуливает/не ходит в школу? При каких обстоятельствах?
Обращает на себя как-либо внимание?
Есть ли у него какие-либо сексуальные плохие привычки или проступки?
Уклоняется ли от трудных заданий – при каких обстоятельствах?
Легко отступает после неудачи?
Часто сваливает вину, ссылается на что-нибудь?
Жалуется ли, обвиняет других в собственной неудаче?
Есть ли у него чувство долга?
Умеет развивать усилия и стойко их проводить?
Имеются у него какие-нибудь другие дефекты поведения?
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
"Подросток в трудной ситуации"
Как сделать отношения родителей и подросших детей гармоничными? Как уберечь своего ребенка от соблазнов современного общества, с его наркотиками, агрессией и бездуховностью? Эти вопросы волнуют многих родителей. Кто-то из мам и пап уже столкнулся с тем, что их дети вдруг стали «трудными подростками». О причинах трудного характера у детей трудного возраста и о том, как помочь своему ребенку сегодня мы и поговорим.
Самая распространенная причина отклонений в поведении подростка – это нарушенная адаптация к изменившимся условиям среды. По сути, алкоголизм, азартные игры, наркомания, табакокурение – это вызов. Ребенок своим поведением "кричит" о необходимости оказания ему экстренной помощи. Агрессия, излишнее переедание или, напротив, голодание, компьютерная зависимость, «истории» порой криминального характера – все это является так называемым аддиктивным поведением и проявляется у подростка неслучайно. Причиной такого поведения зачастую является безнадзорность в семье. И при этом не факт, что родители ребенка алгоколики и наркоманы, просто ребенок может быть предоставлен сам себе из-за невнимательного отношения к его интересам. Нужно больше интересоваться друзьями подростка, не стоит при этом критиковать, проявлять авторитарность. Ведь излишняя авторитарность – еще одна причина отклонений в поведении ребенка. Психологическая изоляция в классном коллективе, недостатки и ошибки в семейном и школьном воспитании, наблюдение дурных примеров, общение с аморальными людьми, с лицами, имеющими примитивные потребности, стремление общаться, с ровесниками, которые не хотят учиться – все это способствует формированию «трудного подростка». Из ошибок семьи, которые способствуют, например, появлению у подростка недисциплинированности, агрессивности, упрямства, следует назвать отсутствие единства в требованиях отца и матери, потакание капризам и прихотям ребенка, применение физических мер наказания, увлечение авторитарными методами воспитания. Есть чисто психологическая предпосылка для ряда отклонений в поведении у подростка - имеется в виду недостаточное развитие способности к торможению.
Кто-то из родителей считает, что не стоит сильно беспокоиться, если ребенок ведет себя неадекватно, и лучше подождать, пока "само пройдет". В лучшем случае, ребенок совершит массу ошибок, прежде чем повзрослеет, в худшем – испортит себе всю оставшуюся жизнь, например, пристрастившись к наркотикам. Конечно, нужно обращаться к специалистам и пытаться выяснить причины трудностей характера и поведения подростка в каждом индивидуальном случае, вместе с психологами скорректировать не только поведение подростка, но и свое собственное, родительское, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы. В нашем центре проводятся как групповые тренинги, так и индивидуальные консультации для родителей и подростков. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, перестаньте давить на него, лучше постарайтесь убедить его, что пора вместе сделать визит к профессиональному психологу.
Статистика
Постоянные ссоры и скандалы отмечались в 39% семей подростков-правонарушителей, драки между родителями - в 24% семей, постоянная вражда между супругами - в 12%. На конфликтные отношения в семье как источник негативных переживаний указывают 56% мальчиков и 78% девочек из группы трудных подростков и 47% мальчиков и 18% девочек из группы благополучных (по данным Центра социологии образования Российской академии наук).
Подростковая агрессия
Частые и неоправданно жестокие наказания, кстати, как и отсутствие контроля и присмотра за детьми, провоцируют детей к агрессивному поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей.
Другим отрицательным следствием карательной политики родителей могут стать активные либо пассивные формы сопротивления детей. Частые наказания, возбуждающие и расстраивающие детей, могут привести к тому, что они забывают причину, вызвавшую наказание. При этом исчезает «воспитательный эффект», на который рассчитывали родители.
Наконец, дети, приученные к частым и неоправданным наказаниям, оказываются неспособными к принятию правил приемлемого поведения, поскольку наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет причины его.
Каким должно быть наказание?
Во-первых, оно должно быть напрямую связано с поведением ребенка, и временной разрыв между проступком и наказанием должен быть минимальным.
Во-вторых, нужно проявлять последовательность, когда за одно и то же нарушение всегда назначается одна и та же санкция. Кроме того, не следует грозить наказанием, но не осуществлять его.
В-третьих, любое наказание требует разъяснений, что в поведении ребенка не поощряется, и предложений альтернативных вариантов поведения.
Детям до 16-ти…
Средства массовой информации являются фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения. Прежде всего речь идет о кино и телевидении. По данным Центра социологии образования Российской академии наук, в среднем российский зритель (а значит, любой ребенок) видит сцену насилия на телеэкране каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут.
В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%, избиения – 20,8%, сексуальное насилие – 16,7%, катастрофы – 11,3%, оскорбления – 9,5%, групповая агрессия (войны, теракты) – 11,4%.
В то же время, целый ряд детских психиатров и психологов убеждены в следующем:
Дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране;
Дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации;
Дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем.
Современная информационная среда, построенная на антигуманных принципах, в последние годы становится все более мощным фактором агрессивного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Своя игра»
Данную игру можно провести на закрытии тематической недели труда....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Что, Где, Когда»
Интересная игра ,которую можно провести на тематической неделе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...
Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).
Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...