Причины и профилактика детского воровства
консультация на тему
Беседа для родителей и классных руководителей о причинах и профилактике воровства среди детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины и профилактика детского воровства
Автор: Семёнова С.В.,
классный руководитель 5 «А» класса
МБОУ средняя школа №4
Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспитания. Порой такие поступки носят болезненный характер.
Причем кражи, как потом выясняется, чаще всего не связаны с материальным уровнем семьи. Случаются они как с детьми из очень обеспеченных семей, так и из семей с низким материальным достатком.
Иногда воровство путают с клептоманией. Все остальные случаи детского воровства можно объяснить вполне конкретными причинами.
Психологи выделяют несколько. Одна из них – это сильное желание владеть какой-либо понравившейся вещью. И такое может случиться с ребенком любого возраста. В этом случае он прекрасно понимает, что совершает что-то нехорошее, но искушение так велико, что он не может ему противостоять. Такое поведение напоминает ситуацию, когда человек, забираясь в чужой сад, чтобы полакомиться какими-то фруктами или ягодами, считает, что для хозяина особой трагедии не будет, а мне уж очень хочется.
Большее беспокойство должны вызывать периодические кражи. Ситуация, когда ребенок время от времени ворует деньги или вещи у своих родных или близких, должна насторожить родителей. Кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства.
В раннем подростковом периоде ребенок может чувствовать себя более одиноким из-за возросшей застенчивости, чувствительности и стремления к независимости. В любом возрасте одна из причин воровства – неудовлетворенная потребность в любви и ласке.
Но есть и другая категория детей, которые совершают кражи в силу ошибок в воспитании. Наиболее распространенные ошибки, которые могут быть причиной для воровства, следующие: несогласованные действия родителей – один родитель разрешает что-то делать, а другой запрещает; ситуация, когда «можно все» (ребенок ориентируется только на свои желания, не считается с интересами окружающих); «двойная мораль» взрослых (когда родители говорят одно, но на деле поступают совсем по-другому); непоследовательность в воспитании (в одном случае ребенка осуждают за проступок, а в другой раз на эту же ситуацию взрослые «закрывают глаза»).
Причиной воровства может быть не только желание самоутвердиться, но и желание поддержать компанию. Для младших школьников достаточно объяснить, что это плохой поступок, и постараться оградить от такой «веселой» компании. В то же время не стоит все сваливать на плохих друзей. Ведь не каждого ребенка можно легко подтолкнуть на неблаговидный поступок, причины следует искать в ошибках воспитания. Неумение сказать «нет», поведение жертвы – все эти качества формируются в семье.
В воспитательных целях можно прочитать с детьми начальной школы рассказ Николая Носова «Огурцы», где очень хорошо показано, что всегда можно исправить ситуацию, если взять на себя ответственность. Более эффективно наедине поговорить с ребенком, объяснить, какие переживания он доставил своим родителям, учителям и непосредственно самой жертве кражи. Учитель может вернуть краденое владельцу, чтобы уберечь ребенка от публичного разбирательства.
С подростками все намного серьезнее, и дети в таком возрасте уже сами выбирают себе друзей. Всякие попытки родителей к ограничению общения с кем-то из сверстников могут привести к совершенно противоположному эффекту. Чтобы подросток не отдалился и его жизнь не стала закрытой, следует познакомиться с его друзьями и, если это возможно, быть в контакте с их родителями. Постарайтесь незаметно для самого ребенка создавать подходящий круг общения. Подберите интересные для него кружки или спортивные секции, чтобы была возможность получения положительных эмоций и самореализации. Ведь немало неприятных историй случается с подростками именно в связи с нехваткой приятных впечатлений и низкой самооценкой.
Если вы подозреваете ребенка в краже, то психологи рекомендуют следующее:
- Пресекать кражи можно только в случае полной вашей уверенности в фактах. Помните, что несправедливое обвинение может нанести ребенку большую психологическую травму.
- Прежде всего помните, что ваш ребенок – это не вор-рецидивист и, поспешив его наказать, вы лишите его уверенности в себе. Жестокое или унизительное наказание лишь ожесточает детей и создает ощущение собственной порочности.
- Объясните ребенку, какие переживания он наносит человеку, у которого он что-то крадет.
- Помните, что воровство – это не врожденное качество, а следствие ваших ошибок в воспитании.
- Не обсуждайте негативные поступки своего ребенка в присутствии посторонних.
- Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связана какая-то важная проблема. Например, от ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответственность и помогите выйти из трудной ситуации.
- Не возвращайтесь к обсуждению кражи через некоторое время, после того, как ситуация уже разобрана и пережита.
- Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте.
- Четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.
Лучшая профилактика девиантного поведения, в том числе и воровства, – доверительные отношения с ребенком. Чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживаниями.
Немаловажным фактором является воспитание в ребенке потребности в сопереживании. Следует напоминать, что, совершая поступки, надо знать правило: «Поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой!» Полезно для подростка и знакомство с Уголовным кодексом не только для расширения общего кругозора, но и чтобы дать представление о реальных последствиях и наказании.
По мнению детского медицинского психолога Т.А. Поповой, не существует какой-то одной причины для воровства. Это всегда сочетание в различных пропорциях недостаточного самоконтроля импульсов, несформированность норм социального поведения, неразвитая способность анализировать собственное поведение, неразвитые навыки общения и т.д.
Следует помнить, что сам факт воровства – это следствие, а чтобы от него избавиться, надо понять причины. А это возможно только в случае своевременной консультации психолога или психотерапевта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Причины детского воровства
Консультация для родителей Причины детского воровства...
Беседа для классного часа. Причины и профилактика детского воровства
Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками...
Детское воровство. Его причины и профилактика.
Профилактика детского воровства....
Профилактика детского воровства в замещающих семьях
Данный материал может быть использван социальными педагогами, педагогами-психологами в работе с детьми из замещающих семей, направленных на профилактику возникновения различного рода трудностей при фу...
Детское воровство. Причины и профилактика.
Лекторий для родителей...
Памятка "Профилактика детского воровства"
Профилактика детского воровства...
Мое и чужое: профилактика детского воровства
Материал, направленный для ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних детей. Вспоминаем границы собственности и закрепляем понимание понятий «свое» и «чужое»....