консультация для родителей "Родительские установки и их влияние на ребенка"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Родительские установки и их влияние на развитие ребенка»
Родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки могут возникнуть в повседневной жизни. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие.
Возникнув однажды, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.
Защитным механизмом против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (в рисовании, лепке, пении и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и в свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание, как установки могуть повлиять на развитие личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Постарайтесь избавиться от негативных установок, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | |
Сказав так: | подумайте о последствиях | и вовремя исправьтесь |
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет» | Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, зависимость от окружающих, приверженность стереотипному поведению. | «Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!» |
«Горе ты моё!» | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | «Счастье ты моё, радость моя!» |
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!» | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. | «Поплачь, будет легче» |
«Вот дурашка, всё готов раздать» | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | «Молодец, что делишься с другими!» |
«Не твоего ума дело!» | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. | «А ты как думаешь?» |
«Ты совсем, как твой папа (мама)» | Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. | «Папа у нас замечательный человек!». «Мама у нас умница!» |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | «Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!» |
«Не кричи так, оглохнешь!» | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. | «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!» |
«Неряха, грязнуля!» | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. | «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике). | Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. | «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого» |
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!» | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. | «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!» |
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!» | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. | «Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!» |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» | Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | «Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!» | Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. | «Давай немного оставим папе (маме) и т.д.» |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы самоконтроля, ощущение одиночества и тревоги. | «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь» |
«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!» | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. | «Как ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | «Смелее, ты всё можешь сам!» |
«Всегда ты не вовремя подожди» | Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход в себя», повышенное психоэмоциональное напряжение. | «Давай я тебе помогу!» |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» | Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. | «Держи себя в руках, уважай людей!» |
Конечно, установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, «невзначай и не со зла», может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Любите своих детей! Цените своих детей!
Желаем вам успехов в воспитании ваших детей!
Подготовил: Н.П.Иванникова,
социальный педагог стационарного отделения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорной культуры ребенка"
Эта консультация предназначена для родителей с целью первоначального ознакомления с понятием "сенсорная культура"...
Консультация для родителей "Как мама говорит со своим ребенком"
ПЛАНМать начинает говорить с ребенком сразу после его рождения.Императивный и декларативный стиль общения с ребенком.Побуждение ребенка к речи.Интонационная окраска, обращенной к ребенку речи....
консультация для родителей во 2 младшей группе "Адаптация ребенка в детском саду"
Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможность ее решения. Помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в ДОУ....
Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
Материал для родителей...
Консультации для родителей. Как противостоять чужому влиянию
Консультации для родителей. Как противостоять чужому влиянию...
Тематическая консультация для учащихся 5-8 классов «Влияние – это хорошо или плохо?»
Данная тематическая консультация посвящена формированию у подростков умения противостоять негативному влиянию социально-приемлемыми способами. На занятии обучающиеся познакомятся с видами влияни...