Общая характеристика возраста (младший подросток) Подростковый возраст -этап находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет. Характеризуется рядом специфических черт, таких как: -Появление чувства взрослости. -Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания «Я-концепции". (образ себя) -Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля. -Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников. -Потребность в постоянной поддержке и принятии. -Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Особенности поведения младшего подростка: Симптомы, которые являются нормой для развития: •Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко; •Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний; •Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»; •Поведение и кризиса относительно легко поддаются коррекции;
• Адаптационный период в 5 классе Новые условия обучения и воспитания: -Новое здание и разные кабинеты -Новый классный руководитель и учителя – предметники -Разные требования, стиль и методика обучения на уроках -Большой поток информации -Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы. -Новый коллектив сверстников -Новые правила и нормы поведения Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено: •Имеют достаточный уровень интеллектуального развития; •Умеет работать самостоятельно; •Умеет планировать свои действия; •Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы; •Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; •Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью; •Кто не делает трагедии из школьной оценки; Основные задачи в период адаптации к 5 классу: •Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития; •Формирование умения учиться в новых условиях; •Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов; •Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; •Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; •Развитие ответственности и самостоятельности. •Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства. •Развитие эмпатии. •Адаптационный период Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений. Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время): •Возрастает тревожность; •Снижается работоспособность; •Повышается робость или напортив «развязность»; •Проявление неорганизованности и забывчивости; •Заболевания носят психосоматический характер; •Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей; Причины трудностей в учении: •Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов; –значительные пробелы в знаниях; –несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков. •Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать: –эмоциональную усталость; –раздражительность; –капризность; –скандалы и плачь и т.д. Причины трудностей в учении: •Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти: •Формализм в усвоении знаний Причины трудностей в учении: •Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач); •Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься. Причины и следствие неполной адаптации Причины: •Продолжительная неуспеваемость или её снижение, •невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок, •проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников, •неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д. Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах): •Низкая или напротив защитно-высокая самооценка; •Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия; •Чувство беспомощности и обиды; •Формируется мотив избегания неудач; •Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз); •Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость; •Формирование чувства неполноценности. •Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу. • Следите за здоровьем! • Проявляйте искренний интерес к школьным делам ребёнка. • Общайтесь неформально, создавая доброжелательную обстановку. • Не требуйте в первое время от ребёнка прежних результатов. • Не наказывайте и не унижайте достоинства ребёнка ни словесно, ни физически. • Не сравнивайте и не ругайте ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников. • Не применяйте таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия. • Учитывайте особенности темперамента и генетически заложенных особенностей. • Учите самостоятельности и самоконтролю постепенно. • Поддерживайте своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях. • Проявляйте терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!
Источник: http://www.vashpsixolog.ru/ |