Материал для родительского лектория по теме "Особенности подросткового возраста" (3,4,5)
статья по теме
В статье рассматриваются вопросы ,как повысить мотивацию, какова потребность подростка в идеале,самопознании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительский лекторий
Особенности подросткового возраста.
3
Учебная мотивация
Это словосочетание используют часто. Если говорят о нежелании учиться, говорят, что у подростка отсутствует учебная мотивация. Для того, чтобы продолжить разговор об этом загадочном предмете, который «объясняет всё», предлагаю разобраться, что это такое.
Motive – побуждение. Мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. В нашем случае к действиям, которые предполагают учёбу. Важное слово здесь «эмоциональное». То есть подросток должен хотеть, испытывать необходимость в совершении действий, которые позволяют ему учиться. И многие родители делают большую ошибку, полагая, что одного их приказа или нажима достаточно, чтобы вызвать у ребёнка желание учиться. Вспомните своего ребёнка совсем маленьким. Как было трудно остановить кроху, когда он говорил «Я сам!». В этот момент он хотел чему-то научиться, что-то узнать в этом мире и его познавательная мотивация была очень сильна. Мотивация такой силы – это мотивация достижения. Именно она будет толкать подростка на действия, которые приведут к успехам в учёбе. Если же подросток, под контролем и нажимом родителей пытается не «скатиться» на «двойки» и сохранить то, что он приобрёл ранее, то это – мотивация сохранения. Она не требует длительной силы эмоций. Активность находится на низком уровне и направлена на то, чтобы не потерять то, что уже создано.
Учебную мотивацию следует развивать, опираясь на актуальные потребности подростка. Веская причина в учебной мотивации подростков – это самоутверждение. Нередко подростки быстро теряют интерес к новой сфере деятельности из-за неуверенности в своих силах. Когда они терпят первую неудачу (или не достигают такого успеха, как ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. В этот момент родители могут поддержать своего ребёнка, не дать ему отступиться от цели, если они станут его единомышленниками. Заглянем в словарь: единомышленники – это сообщник, соучастник в каком-либо деле. Как это ни странно, но родители часто не видят, что у них и их детей разные цели, когда речь заходит об учёбе. Прежде чем требовать от ребёнка успешной учёбы, разберитесь, что вы хотите получить в итоге. А какую цель преследует ваш ребёнок, отказываясь учиться. Избегает неудач, не хочет ещё раз почувствовать свою беспомощность? Дайте ему свою поддержку и свои знания и опыт, которые помогут ему справиться. Помогите ему адекватно оценить себя, свои силы и покажите, чем вы можете ему помочь. У взрослого возможностей и знаний больше, чем у подростка. Возможно, подросток не представляет конечного результата, не имеет цели. Как можно куда-то идти, если не знаешь адреса. Цель – это адрес, средства достижения цели, действия, которые нужно предпринять, чтобы её достичь – это транспорт. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудачи — существенные моменты для учебной мотивации.
Часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией «отказа от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Важно, , чтобы процесс обучения позволял подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно — в экспертном и лидерском, т. е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать к соучастию в проведении занятий не только в роли обучаемых, но также и в роли экспериментаторов, чтобы они поочередно выступали, то в роли обучаемых, то в роли экспериментаторов. Повышает интерес ребёнка его привлечение к конструированию и оценке самого задания. Подросток начинает осознавать себя не ребёнком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли. Испытывая себя и пробуя свои силы в разных ролях, подростки учатся и накапливают необходимые им знания и опыт.
Если ему не дают сыграть эти роли, подросток обвиняет взрослых в том, что его не понимают. За этим могут следовать конфликты, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой "понимают".
Потребность в идеале
Очень интересная особенность подросткового возраста – это их потребность в идеале.
Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию, характерно для подростков. Оно порождает у них активный поиск образца для подражания, идеала, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Поэтому в это время для подростков важен высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела. Юность крайне нуждается в Идеале, образце для подражания, взрослом человеке, на которого можно равняться, и если она найдет его в своем ближайшем окружении - одном из родителей, учителе, наставнике, тренере, то вряд ли будет продолжать поиски "на стороне". Для взрослых существует простой и одновременно сложный способ воспитания своих детей в это время. Обратите внимание на себя, на своё поведение, соответствие слов и дела, свои взаимоотношения с другими, способы выражения своих мыслей. Один из способов обучения и накопления необходимого опыта для человека – это наблюдение. Подростки используют его в полной мере, наблюдая за своими родителями. И в руках родителей находятся те знания и опыт, которые дети получат от них.
Родительский лекторий
Особенности подросткового возраста.
4
Интерес к себе
Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию. Подростки стремятся понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую личными реальными недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает свои недостатки. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к учёбе. Дети будут стремиться туда и ктем, где они могут удовлетворить эту жажду знаний о самих себе. Интерес к учёбе поможет вызвать или поддержать даже сами по себе малоинтересные задания, в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими.
Ещё один способ самопознания подростков, весьма неприятный для взрослых – это провокация. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями расширить границы своей самостоятельности. Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Мудрость родителей здесь проявится тогда, когда они переведут конфликт в соревнование, покажут ребёнку дорожку, на которой он узнает о себе новое и испробует свои силы. Родителям важно помнить, что важной частью воспитания является безопасность их детей в это нелёгкое время познания себя и окружающего мира.
Таким образом, позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что благодаря ему, благодаря борьбе за независимость, проходящей в относительно безопасных условиях и не принимающей крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненными трудностями и в дальнейшем.
Реакция группирования со сверстниками.
Отрочество — период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. 3анять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними — цель психического развития подростка. Именно в общении со сверстниками происходит освоение основных навыков общения, приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром. Группа создает особое чувство — «чувство мы». Деление на «мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Как известно, в основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников. Столкновение норм, принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становится причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их.
Родителям важно знать, что в этот период сверстники не заменяют семью, но, можно сказать, почти сравниваются с ней по силе влияния. Подросток, лишенный контакта со сверстниками, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в дальнейшем приспособиться к окружающему миру. Однако реакция группирования со сверстниками имеет и свои отрицательные стороны. Подросток, входя в группу, осваивает множество ее традиций и требований. И часто эти требования могут быть опасными. Абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употреблять наркотические вещества в группе, испытывая ее сильное давление. При этом перед молодым человеком встает выбор — принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны». Нередко страх остаться одному у подростка превышает страх перед наркотиком. В это время родителям важно знать друзей своего ребёнка, круг его общения. Проявив искреннюю заинтересованность в делах подростка, родители не только получат информацию о нём, но и могут направить его общение в нужное русло. И здесь важно помнить – наибольшую силу будет иметь не тотальный контроль и запреты, а личный авторитет родителей и их отношение к тому что, привлекает и интересует подростка.
Родительский лекторий
5
Особенности подросткового возраста.
Реакция эмансипации
Подростки стараются проявлять свою независимость от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Для них характерно стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
Родителям бывает трудно принять такое поведение детей, так как зачастую они видят только ярко выраженное стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права. Если родители посмотрят на подростка с другой стороны, то они увидят ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Важная роль родителей состоит в том, что они могут обеспечить подростку признание окружающими взрослыми принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. Чувство взрослости выражается в стремлении и независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними. Вместе с тем подросток осознает, что его взрослость не совсем еще «подлинная», неуверенно чувствует себя в своем новом качестве. Он остро нуждается в признании и подтверждении этой позиции взрослыми и сверстниками. Для подростка более важно признание его самостоятельности, его равных со взрослыми прав, чем действительная их реализация. В этот период появляется своеобразное «потребительское» отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением, проверить, действительно ли жизненные правила стали для них такими же, как для взрослых, поэтому подростки начинают предъявлять к взрослым те требования, которые взрослые предъявляют к ним. Кроме того, в этом проявляется и потребность в защите со стороны взрослого. Сложность ситуации заключается в двойственности потребностей подростка по отношению к взрослому. Он нуждается одновременно в том, чтобы проявлять самостоятельность, как взрослый, и в опеке, как ребенок. Чувство защищенности, безопасности необходимо для благополучного прохождения кризиса подросткового возраста. Именно это переживание безопасности дает подростку возможность экспериментировать, расширяя свое жизненное пространство. Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе и родителей, по отношению к самому себе. Требование послушания, полного подчинения взрослым ведет к выработке умения приспосабливаться к другим людям, «подстраиваться» под их желания. Такие подростки часто находят себе группу сверстников, к желаниям которой они начинают «подстраиваться», полностью подчиняясь требованиям группы, так же как ранее подчинялись требованиям взрослых.
Несмотря на указанные формы утверждения взрослости и связанные с ними проблемы, возникающие между подростком и взрослыми, этот возраст в целом характеризуется еще как достаточно благоприятный для взаимоотношений взрослых и детей. Школьники открыты по отношению к взрослым, в основном доверяют им и, несмотря на все более усиливающееся значение общения со сверстниками, продолжают в основном ориентироваться на взрослых, на их нормы и ценности. Они готовы принять предлагаемые взрослыми формы утверждения своей взрослости и самостоятельности. То новое, что возникает в этот период, — требование равенства прав со взрослым — охотно обсуждается с теми взрослыми, которым подростки доверяют, и может осуществляться в тесном сотрудничестве со взрослыми, от которых подростки ждут и предоставления этих прав, и подтверждения своего права владеть ими.
Первое, на что в связи с этим следует обратить внимание - это особенности позиции родителей по отношению к детям. Родители могут быть склонны к проявлению одной из двух крайностей. В соответствии с первой из них они окончательно убеждают себя в том, что власть над детьми дана "от бога" (на худой конец - от природы), и начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и решения по хорошо всем известному, но далеко не всегда приемлемому принципу "Делай, как я".
Вторая крайность состоит в том, что родители начинают (чем дальше, тем больше) попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними; стремятся "не отстать от молодежи"; боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в награду (в лучшем случае) снисходительную улыбку нового поколения
Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений (озлобленностью и неприятием старших в первом случае; скептически-снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором) между поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах юности. В этом случае родителям стоит обратить внимание на необходимость пересмотра их взглядов на вопросы власти и авторитета во взаимоотношениях с взрослеющими детьми, а именно - снижение роли власти и повышение роли авторитета.
Родителям будет полезно знать, что психологи различают три вида авторитета. Так называемый формальный авторитет порождается социальной ролью человека. Подобной формой авторитета взрослые еще недавно были наделены с избытком, ибо он является естественным содержанием таких социально-ролевых взаимоотношений, как Взрослый-Дитя, Родитель-Ребенок, Учитель- Ученик, с наступлением юности подобная авторитетность начинает уменьшаться прямо пропорционально накоплению младшими опыта и знаний, их стремительному продвижению по лестнице социализации.
Второй вид авторитета, более глубокий и действенный. А именно - функциональный, опирающийся на эрудицию, компетенцию, опыт, знания и успешность в деятельности. Прежде всего, этот авторитет нужен родителям и учителям, поскольку первые, по мнению некоторых юношей и девушек, "сильно отстают от жизни", а вторые "дальше своего предмета ничего не видят".
Третьим, высшим видом авторитета – является личный авторитет, который помогает взаимоотношениям взрослых с подростком, которое должно основываться на стремлении к сотрудничеству и избегании конфликтов.
Подростковый возраст сложен и для самих детей и для взрослых. Знание особенностей своих детей в этот период, поможет родителям найти с ними общий язык, научить и воспитать их, поддержать в жизни и указать цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский всеобуч. Серия лекций: «Подростковый возраст – это не смертельно!»
Цели проведения данного лектория:1.Психолого-педагогическое просвещение родителей о подростковом возрасте.2.Осмысленный подход родителей к воспитанию своих детей.3.Достижение позитивных перемен ...
Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"
Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В разработке представлен материал о проблемах суицида в подростковом возрасте...
Родительское собрание «Первые трудности подросткового возраста»
ХОД СОБРАНИЯ Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период, и мы вместе попробуем найти...
Материал для родительского лектория по теме "Особенности подросткового возраста" (1,2)
В статьях рассматриваются психофизиологические особенности и особенности мышления подростков....
материал к родительскому лекторию Из книги Ш. Амонашвили «Созидая человека».
Очень часто не знаешь какие подобрать слова, чтобы "достучаться "до родительской любви к ребенку. В этом отрывке, мне кажется, есть такие простые, действующие слова: доверие, уважение, справедливость....
Лекторий для родителей_Подростковый возраст
Общение родителей и детей-подростков. Обсуждение и рекомендации.Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство к своему ребенку-подростку, то значит пришло время изменить что-то в вашей со...
Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.
Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...