Открытое занятие по валеологии "О товариществе и дружбе"
план-конспект занятия (10 класс) на тему
Тема: О товариществе и дружбе.
Цели:
-раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
-дать воспитанникам и их родителям представление о том, какие качества человека ценны для других людей.
- содействовать в формировании дружного коллектива.
Задачи:
-формировать у воспитанников и их родителей умение различать дружбу и товарищество;
-формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу, осознавать свои обязанности перед друзьями;
-формировать культуру общения.
Оборудование: цветик – семицветик, карточки, презентация, пословицы, поговорки, конверты с письмами.
Ход открытого занятия
1.Организационный момент
Приветствие
Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом занятии по валеологии. Мы надеемся, что общение на этом занятии подарит заряд бодрости и хорошее настроение на весь день. Поприветствуем наших гостей – ваших родителей!
Эмоциональный настрой
-Тому в жизни все удается,
Кто улыбается и смеется.
Тот болезням не поддается,
Кто улыбается и смеется.
На того дождик счастья льется,
Кто улыбается и смеется.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь к увлекательному занятию.
2. Объявление темы, цели
- О чем мы сегодня будем говорит? (О дружбе).
- Что должны узнать? (Что такое дружба? Кто такие друзья? Товарищи? Каким должен быть настоящий друг?).
Слайд № 1
3. Вступительное слово учителя
Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга великое благо.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
-Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
- Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
- Какой выбор стоял перед пастухом? (Кому открыть дверь)
- Какое решение он принял?
- Как вы думаете, почему у нас с вами возникла необходимость поговорить о дружбе? (возникают конфликты).
4. Постановка цели
-Наше сегодняшнее занятие посвящено дружбе.
- Итак, сегодня мы постараемся выяснить:
Слайд № 2
1. Что такое дружба?
2. Кого можно назвать настоящим другом? А кого товарищем?
3. Какими качествами должен обладать настоящий друг? Каких друзей нам хотелось бы иметь?
4. Определим правила дружбы.
5. Постараемся помочь тем, у кого еще не очень хорошо получается дружить.
5. Актуализация занятия
- Некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова?
- И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг).
На доске карточки.
Раздаются карточки со словами «знакомый», «приятель», «товарищ», «друг». Воспитанники и родители раскладывают карточки со словами по степени значимости.
Слайд № 3
- А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, угадывают последнее слово и громко его произносят).
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (знакомый).
- О человек, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите…(приятель).
- Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажите…(товарищ).
- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажите… (друг).
- Мы связаны в жизни с разными людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, в секции. Можно ли всех этих людей по отношению к нам назвать друзьями? (Нет).
- Как мы можем их назвать? (Приятели)
- Если мы связаны совместной деятельностью (занятием), у нас общие интересы, симпатия, мы близки по деятельности, то нас можно назвать приятелями.
(Приятель - человек, близкий кому-либо по взглядам, занятиям, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-нибудь.)
- А могут ли среди одноклассников, ребят, с которыми занимаетесь в кружке быть ваши друзья? (Да)
- Почему?
- А кто такой «друг», как вы понимаете?
- Друг – это человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого.
- Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. С друзьями не скучно!
- А что такое дружба?
Слайд № 4
- Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. (Словарь С.И.Ожегова)
Дружба – это высшая степень товарищества.
6. Физкультминутка
- А сейчас давайте сделаем шаг к установлению дружеских отношений.
Слайд № 5
7. Составление цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга
- Настоящий друг должен обладать определенными качествами характера. И сейчас мы с вами попробуем вырастить цветок Дружбы «цветик - семицветик». Перед вами лепестки, на которых написаны различные качества. Выберите только те, которые должны быть у настоящего друга. Вспомните, о чем мы говорили, это поможет вам сделать правильный выбор. (Учитель показывает лепестки, на которых написаны различные качества (обидчивый, драчливый, ответственный, честный, справедливый, жадный, завистливый, готов выручить в любое время, справедливый, дорожит дружбой, помогает в случае необходимости). Воспитанники и родители выбирают только те, которые должны быть у настоящего друга, и прикрепляют их на доску.
-Посмотрите, какой красивый цветок Дружбы «цветик - семицветик» у нас получился!
8. Пословицы и поговорки
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?
Воспитанники и родители отвечают.
Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать.
(Работа в группах). На столах лежат части пословиц и поговорок. Воспитанники и родители должны найти и соединить начало и конец.
Для начала доскажите:
- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
- Старый друг (лучше новых двух).
- Один в поле (не воин).
Старый друг лучше новых двух.
Друг познается в беде.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Все за одного, а один за всех.
Без беды друга не узнаешь.
Нет друга, так ищи, а нашел так береги.
Дружба – как стекло: сломаешь – не починишь.
Хороший друг – отрада для души.
Дружбу помни, а злобу забывай.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Слайд № 6
9. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу
- Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно найти друга, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске карточки с пословицами (читает).
Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь, себя не жалеть».)
Ситуация №2
Вы играли в футбол. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация №3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
- Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?
10. «Правила дружбы»
1.
Один за всех и все за одного.
2.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3.
Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
4.
Не ябедничай, лучше сам исправь.
5.
Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.
6.
Не сердись и не падай духом, если что-то не получилось.
7.
Помоги друзьям в беде.
8.
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Слайд № 7
11. Как научиться дружить
Учитель: люди часто задают вопрос: «Как научиться дружить?»
Нам пришли письма, давайте прочтем и узнаем ответ на наш вопрос.
Воспитанникам и родителям вручаются письма, они зачитывают.
« Если хочешь иметь хорошего, друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, смелым, честным. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить».
«Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой. Друзья должны понимать друг друга».
«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья»
Итак, если ты хочешь иметь настоящего друга - будь им.
12. Незаконченные предложения «Друг – это тот …»
- Предлагаю вам закончить предложение: «Друг – это тот…»
Примерные ответы детей:
- С кем можно поплакать и помолчать.
- Кто может выслушать в трудную минуту.
- Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
- Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
- Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
- Кто всегда первым говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
- Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
- Кто не ждет от тебя никакой выгоды.
- Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
- Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?
13. Итог занятия, рефлексия
- Итак, что же такое дружба? Кого мы можем назвать настоящим другом? А кого товарищем? Каким должен быть настоящий друг?
- «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто модно и богато одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявление порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
- Если мы хотим иметь друзей, мы должны знать, что дружба – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить должен посмотреть на себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»
Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.
Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга – ищи, а нашел – береги!»
-Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.
И в заключении, давайте послушаем песню о дружбе.
Слайд № 8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_zanyatiya.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение
Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 59 VIII вида
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по валеологии
«О товариществе и дружбе»
Учитель: Е.В. Дреманович
Уфа 2014
Открытое занятие
Тема: О товариществе и дружбе.
Цели:
-раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
-дать воспитанникам и их родителям представление о том, какие качества человека ценны для других людей.
- содействовать в формировании дружного коллектива.
Задачи:
-формировать у воспитанников и их родителей умение различать дружбу и товарищество;
-формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу, осознавать свои обязанности перед друзьями;
-формировать культуру общения.
Оборудование: цветик – семицветик, карточки, презентация, пословицы, поговорки, конверты с письмами.
Ход открытого занятия
1.Организационный момент
Приветствие
Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом занятии по валеологии. Мы надеемся, что общение на этом занятии подарит заряд бодрости и хорошее настроение на весь день. Поприветствуем наших гостей – ваших родителей!
Эмоциональный настрой
-Тому в жизни все удается,
Кто улыбается и смеется.
Тот болезням не поддается,
Кто улыбается и смеется.
На того дождик счастья льется,
Кто улыбается и смеется.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь к увлекательному занятию.
2. Объявление темы, цели
- О чем мы сегодня будем говорит? (О дружбе).
- Что должны узнать? (Что такое дружба? Кто такие друзья? Товарищи? Каким должен быть настоящий друг?).
Слайд № 1
3. Вступительное слово учителя
Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга великое благо.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
-Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
- Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
- Какой выбор стоял перед пастухом? (Кому открыть дверь)
- Какое решение он принял?
- Как вы думаете, почему у нас с вами возникла необходимость поговорить о дружбе? (возникают конфликты).
4. Постановка цели
-Наше сегодняшнее занятие посвящено дружбе.
- Итак, сегодня мы постараемся выяснить:
Слайд № 2
1. Что такое дружба?
2. Кого можно назвать настоящим другом? А кого товарищем?
3. Какими качествами должен обладать настоящий друг? Каких друзей нам хотелось бы иметь?
4. Определим правила дружбы.
5. Постараемся помочь тем, у кого еще не очень хорошо получается дружить.
5. Актуализация занятия
- Некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова?
- И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг).
На доске карточки.
Раздаются карточки со словами «знакомый», «приятель», «товарищ», «друг». Воспитанники и родители раскладывают карточки со словами по степени значимости.
Слайд № 3
- А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, угадывают последнее слово и громко его произносят).
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (знакомый).
- О человек, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите…(приятель).
- Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажите…(товарищ).
- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажите… (друг).
- Мы связаны в жизни с разными людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, в секции. Можно ли всех этих людей по отношению к нам назвать друзьями? (Нет).
- Как мы можем их назвать? (Приятели)
- Если мы связаны совместной деятельностью (занятием), у нас общие интересы, симпатия, мы близки по деятельности, то нас можно назвать приятелями.
(Приятель - человек, близкий кому-либо по взглядам, занятиям, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-нибудь.)
- А могут ли среди одноклассников, ребят, с которыми занимаетесь в кружке быть ваши друзья? (Да)
- Почему?
- А кто такой «друг», как вы понимаете?
- Друг – это человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого.
- Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. С друзьями не скучно!
- А что такое дружба?
Слайд № 4
- Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. (Словарь С.И.Ожегова)
Дружба – это высшая степень товарищества.
6. Физкультминутка
- А сейчас давайте сделаем шаг к установлению дружеских отношений.
Слайд № 5
7. Составление цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга
- Настоящий друг должен обладать определенными качествами характера. И сейчас мы с вами попробуем вырастить цветок Дружбы «цветик - семицветик». Перед вами лепестки, на которых написаны различные качества. Выберите только те, которые должны быть у настоящего друга. Вспомните, о чем мы говорили, это поможет вам сделать правильный выбор. (Учитель показывает лепестки, на которых написаны различные качества (обидчивый, драчливый, ответственный, честный, справедливый, жадный, завистливый, готов выручить в любое время, справедливый, дорожит дружбой, помогает в случае необходимости). Воспитанники и родители выбирают только те, которые должны быть у настоящего друга, и прикрепляют их на доску.
-Посмотрите, какой красивый цветок Дружбы «цветик - семицветик» у нас получился!
8. Пословицы и поговорки
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?
Воспитанники и родители отвечают.
Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать.
(Работа в группах). На столах лежат части пословиц и поговорок. Воспитанники и родители должны найти и соединить начало и конец.
Для начала доскажите:
- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
- Старый друг (лучше новых двух).
- Один в поле (не воин).
Старый друг лучше новых двух.
Друг познается в беде.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Все за одного, а один за всех.
Без беды друга не узнаешь.
Нет друга, так ищи, а нашел так береги.
Дружба – как стекло: сломаешь – не починишь.
Хороший друг – отрада для души.
Дружбу помни, а злобу забывай.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Слайд № 6
9. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу
- Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно найти друга, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске карточки с пословицами (читает).
Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь, себя не жалеть».)
Ситуация №2
Вы играли в футбол. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация №3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
- Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?
10. «Правила дружбы»
Один за всех и все за одного.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
Не ябедничай, лучше сам исправь.
Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.
Не сердись и не падай духом, если что-то не получилось.
Помоги друзьям в беде.
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Слайд № 7
11. Как научиться дружить
Учитель: люди часто задают вопрос: «Как научиться дружить?»
Нам пришли письма, давайте прочтем и узнаем ответ на наш вопрос.
Воспитанникам и родителям вручаются письма, они зачитывают.
« Если хочешь иметь хорошего, друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, смелым, честным. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить».
«Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой. Друзья должны понимать друг друга».
«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья»
Итак, если ты хочешь иметь настоящего друга - будь им.
12. Незаконченные предложения «Друг – это тот …»
- Предлагаю вам закончить предложение: «Друг – это тот…»
Примерные ответы детей:
- С кем можно поплакать и помолчать.
- Кто может выслушать в трудную минуту.
- Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
- Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
- Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
- Кто всегда первым говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
- Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
- Кто не ждет от тебя никакой выгоды.
- Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
- Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?
13. Итог занятия, рефлексия
- Итак, что же такое дружба? Кого мы можем назвать настоящим другом? А кого товарищем? Каким должен быть настоящий друг?
- «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто модно и богато одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявление порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
- Если мы хотим иметь друзей, мы должны знать, что дружба – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить должен посмотреть на себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»
Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.
Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга – ищи, а нашел – береги!»
-Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.
И в заключении, давайте послушаем песню о дружбе.
Слайд № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Товарищество и дружба
Презентация к уроку этики...
О товариществе и дружбе
Данный материал является разработкой итогового классного часа в 9 классе. Его можно провести после праздника Последнего звонка....
Открытое занятие по адаптации первоклассников "Я и мои друзья. Дружба"
Занятие по адаптации первокластников "Я и мои друзья. Дружба"...
Классный час "О товариществе и дружбе"
Разработка классного часа с презентацией...
Открытое занятие."Дружба верностью сильна."
Проведено открытое занятие....
Товарищество и дружба.
Сценарий классного часа о дружбе для учащихся 8 класса....
Воспитательная беседа "Товарищество и дружба"
Методический материал для детей с ОВЗ о дружбе...