Родительское собрание "Патриотическое воспитание в семье"
методическая разработка на тему
Воспитание патриотов – одна из задач родительского воспитания.
Семья – школа понимания Родины, школа воспитания органической верности и привязанности к ней, воспитание уважения к собственному народу и людям других национальностей.Воспитание патриотов – одна из задач родительского воспитания.
Семья – школа понимания Родины, школа воспитания органической верности и привязанности к ней, воспитание уважения к собственному народу и людям других национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_seme.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Родительское собрание
«Патриотическое воспитание в семье»
Разработчик:
Григорьева Вера Викторовна
Игрим
2014г.
Воспитание патриотов – одна из задач родительского воспитания
Семья – школа понимания Родины, школа воспитания органической верности и привязанности к ней, воспитание уважения к собственному народу и людям других национальностей.
Участие родителей в организации встреч с ветеранами войны. Воспитание на патриотических традициях семьи, своего города, своего села.
Сущность службы в армии как исполнения гражданского долга. Основные причины уклонения от службы в армии.
Участие родителей и подростков в походах по местам боевой славы.
Философы, экономисты, психологи, педагоги указывают на самые различные функции современной семьи (производственную, хозяйственно-бытовую, статусную, досуговую, психологическую и др.). Однако семья характерна прежде всего тем, что она, наряду с указанными функциями, осуществляет такую важнейшую деятельность, как «производство самого человека» (Ф. Энгельс), т. е. его рождение и последующее воспитание. Эта деятельность семьи дает ей возможность передавать новым поколениям производственные, социальные и духовные богатства. Именно эта деятельность родителей и старших направлена на то, чтобы сформировать в семье отношение детей к труду, идейным, моральным, духовным ценностям. Среди этих ценностей на первом месте те, которые отражают отношение сына или дочери к своему Отечеству.
Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-интимных отношениях между супругами, между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом: и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви; во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине.
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи, народа-патриота. В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства. Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков?
Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?», «Где ты был в годы войны?», «Как погиб мой дедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Дети, особенно подростки, готовые день и ночь слушать, читать и смотреть о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.
Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне: много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи.
Неоценимую роль в воспитании патриотических чувств у подростков оказывают совместные путешествия. Во время путешествия родители и дети знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. Нередко родители помогают школьникам в организации и проведении походов: содействуют в выборе маршрута походов, проводят беседы-воспоминания о своих боевых друзьях, дарят священные реликвии.
Уважение к культурному наследию других народов – одна из форм проявления внутренней культуры человека, богатства его духовного мира. Подтверждение тому – жизнь и деятельность выдающихся мыслителей, писателей, педагогов, которые с целью обогащения национальной культуры и этики стремились изучать и рассказывать о жизни, быте, обычаях и нравах других народов.
Говоря о повышении роли современной семьи в патриотическом воспитании, особое внимание следует уделить его психологическим аспектам. В настоящее время дети стали свидетелями национальной розни, военных действий на территории страны. Большую ценность при формировании патриотических чувств у подростков представляет организация и проведение встреч с ветеранами войны и труда. Ценность состоит в том, что живые страницы патриотизма воздействуют не только на умственную, но и на эмоциональную сферу детей.
Методические рекомендации
Форма занятия – лекция.
Литература:
1. Давыдов В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях// Советская педагогика. 1991. № 7.
2. Овчинников И. Г. Будь гражданином – М., 1989.
3. Чечет В. В. Патриотическое воспитание в семье? – М., 1989.
5. Шмаков С. А. Гражданином быть обязан. – М., 1982.
6. Ямбург Е. Ж. Воспитание историей. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания "Нравственное воспитание в семье"
Разработка для учителей и классных руководителей. Освещает вопрос воспитания нравственных ценностей в семье....
Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"
сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихся класса; выяснение меры поощрения и наказания детей; содействовие по формированию у родителей представлений об истинном родительск...
Родительское собрание "Воспитание детей в семье"
Данная разработка родительского собрания помогает классному руководителю разъяснить родителям важность воспитания детей в семье. Проводится анкетирование родителей и учащихся; родителям даются ситуаци...
Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».
Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко...
Родительское собрание "Воспитание в семье. Родительский авторитет"
Родительское собрание по теме "Воспитание в семье. родительский авторитет"Содержание:1. Законы жизни и семьи2. Анкетирование детей "Что значит "почитать своих родителей", "Мои права"3. Авторитет пьющи...
Материал для родительского собрания «Нравственные законы семьи – законы жизни» (родительский всеобуч от 30 .01.2015 года) К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания....
Родительское собрание "Родительский авторитет. Воспитание детей в семье"
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома", - писал Л.Н.Толстой...