Решение проблемы родительско-детских отношений в семьях
материал на тему
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ
ЧТО НАРУШАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКА:
— постоянная критика родителей и учителей, которая планомерно программирует сознание ребенка на неудачу;
— отстранение ребенка от круга знакомых и друзей дома;
— слишком жесткие правила или отсутствие их;
— насмешки над внешностью детей, их физическими недостатками и слабостями;
— вербальные или невербальные послания негативной направленности (особенно послания типа «ты нам не нужен»);
— терпимость окружения к употреблению алкоголя и «легких» спиртных напитков;
— отсутствие времени у родителей для общения с детьми.
ЧТО ЗАИЩАЕТ И УКРЕПЛЯЕТ:
— конструктивный стиль общения родителей с подростками, позволяющий ему чувствовать себя самостоятельным членом семьи;
— поддерживающие уверенность в себе и чувство своей ценности для семьи «поддер
живающие послания» — вербальные и невербальные;
— замена репрессий за плохое поведение наградами за хорошее («жетоны Скиннера»);
— умение родителей повиниться, если они в чем-то были не правы;
— серьезное отношение к чувствами переживаниям подростков;
— использование психологических методов:
подстройки (умение сочувственно выслушивать ребенка);
отслеживания (умение вовремя«пеленговать» все изменения в психологическом состоянии ребенка);
способность вести (т. е. без прессинга оказывать на детей благотворное влияние).
КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ?
— научиться правильно понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно;
— удерживать себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных (они могут становиться реальной, отрицательно воздействующей силой, создавать негативную ауру в семье);
— чтобы отучить ребенка от вредных привычек, следует сделать здоровый образ жизни семейным;
— убеждать подростков (особенно девочек), что даже «безопасный секс» в их возрасте — опасен: ведет к депрессии, а иногда к суициду;
— понимать, что в подростковом возрасте ребенок повторяет стадии раннего развития в более усложненной форме, стремясь удержать чувство без опасности и беззаботности детства;
— установить с подростком партнерские отношения, позволить ему принимать участие в семейных решениях, особенно тех, которые касаются непосредственно его.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА САМОЗАЩИТЕ ОТ ДАВЛЕНИЯ ГРУППЫ ИЛИ «ДРУГА-МАНИПУЛЯТОРА»?
— научить ребенка опознавать методы индивидуального и группового давления, разъяснить их цель;
— убедить ребенка, что он имеет право на собственный выбор, собственное решение и не обязан принимать чужие;
— не откладывать разговоры с ребенком, если он пытается что-то сообщить, и не игнорировать это сообщение как маловажное.
ЧТОБЫ ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОПЫТКИ СУИЦИДА, СЛЕДУЕТ:
— беречь ребенка от чувства одиночества и отверженности;
— не добиваться от подростка совершенства во всем, что он делает, чем занимается, это приводит к стрессам и нервному перенапряжению;
— хотя бы раз в два дня говорить с подростком по душам, о том, что его интересует;
— подстраиваясь под интересы ребенка, регулярно делать что-то совместно — вместе трудиться и проводить досуг;
— взять на вооружение наблюдение психологов-суицидологов: до 12 лет ребенка надо часто ласкать и целовать не меньше 11 раз в день, чтобы давать ему нужный запас энергетики;
— научить ребенка рассматривать неудачи не как поражение, а как опыт, показывающий ему его слабые места;
— анализировать неприятности, вызывающие глубокие переживания или страхи ребенка, чтобы снять чувства их уникальности и ощущения тупика;
— не считать ребенка своей собственностью и не посягать на его личное пространство;
— приучить ребенка заботиться о ком-то, кроме себя, например о домашнем животном: это повышает чувство ответственности и уменьшает чувство одиночества.
КАК ОСВОБОДИТЬ РЕБЕНКА ОТ КОМПЛЕКСА «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»:
— создать атмосферу психологического комфорта в семье: дать ребенку ощущение ценности для родителей, братьев и сестер;
— отмечать любые достижения ребенка, превращая их в маленькие семейные праздники;
— обучить ребенка по его желанию художественным ремеслам, музыке, рисованию (хотя бы игре на флейте или гитаре), каким-либо видам самозащиты без оружия (русской борьбе или восточным единоборствам) и т.п.;
— включить ребенка в систему семейного взаимообслуживания, дать ему посильную физическую нагрузку;
— применять к нему наказания в качестве компенсации нанесенного кому-либо или чему-либо ущерба;
— вовлекать ребенка в различные формы творческой деятельности - литературный кружок, театральная студия, экологический туризм и пр.;
— тактично относиться к «примерке идеологических образов» подростками и уметь вести аргументированные дискуссии, проявляя уважение к собеседнику, признавая его право иметь то или иное идеологическое убеждение;
— на собственном примере убеждать ребенка в пользе освобождения от вредных привычек: не пить, не курить, не браниться, не употреблять нецензурные слова;
— на постоянной основе пользоваться помощью психолога и выполнять все его предписания в своей воспитательной системе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ (Рекомендации для родителей подростков)
Предлагаемые ниже рекомендации и направлены на решение проблемы родительско-детских отношений в неполных семьях...
Родительское собрание «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье»
Презентация «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье» - отличная возможность привлечь внимание родителей к проблемам в воспитании детей. В презентации идет речь о ...
Презентация для родительского собрания "Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка"
Роль родительско – детских отношений в развитии личности ребенка...
Родительское собрание "Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка"
Выступление на родительском собрании для родителей 5-8 классов....
К вопросу изучения сиблинговых позиций подростков как причины конфликтности родительско-детских отношений
В статье рассматриваются причины конфликтности родительско-детских отношений....
Роль психолого - педагогической коррекции родительско - детских отношений в современном обществе
В статье рассматриваются вопросы родительско-детских отношений в семьях с детьми с нарушениями развития...
Проблема детско-родительских отношений "Моя семья"
Внеурочное мероприятие - проблема детско-родительских отношений "Моя семья"....