Эстетическое воспитание детей в семье
статья на тему
Как мы помогаем нашим детям приобщиться к миру прекрасного? Всегда ли создаём условия для эстетического воспитания детей. Недаром М.Горький говорил: "Эстетика - этика будущего". Значит, какие будут дети, такое будет общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_detey_v_seme.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание детей в семье
Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»
Рыбно-Слободского муниципального
района Республики Татарстан
Воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но и процесс, имеющий непосредственный выход на общество: «плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом» (А.С.Макаренко).
Долгое время общепринятым являлся взгляд на семью, как на «помощника школы» в воспитании детей. Нет, семья – «главный воспитатель». Кроме воспитательной, семья осуществляет оздоровительную, нравственную, познавательно-образовательную, бытовую, трудовую, эстетическую и стимулирующую самостоятельный опыт личности ребёнка функции. Современная семья развивается в совершенно новой и противоречивой общественной ситуации. Семье всё труднее и труднее сохранить свою нравственную целостность, воспитательную стабильность. Слишком велико и губительно микросреды. сомнительные ценности, чуждые российскому менталитету, культивирует сегодня СМИ. И вот уже вседозволенностью, волной помолодевшей преступности, ранними сексуальными связями, ростом числа абортов среди несовершеннолетних, табакокурением, наркоманией «заражён» социум.
А ведь детям интересно – они внимательно приглядываются к окружающему их миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее. Поэтому я хочу обратить ваше внимание на эстетическое воспитание детей в семье.
Слово эстетика (греч.) обозначает чувство, прежде всего чувство прекрасного. Но мы, родители, давайте спросим себя со всей откровенностью: как мы помогаем нашим детям приобщиться к миру прекрасного?
Вспомним, Л.Н.Толстой, когда обосновал Яснополянскую школу, придавал необычно большое значение преподаванию музыки, пения и рисования. Чтобы представить себе всю сложность картины эстетического воспитания в школе, перечислим те компоненты, которые составляют её содержание. Это решение задач на уроках, работа в кружках, с спортивных секциях, туристических походах, работа в летнем трудовом лагере, олимпиады. Это интерьеры школьных помещений, лаборатории и кабинеты, пришкольный участок, наглядные пособия, выставки работ учащихся; это классные часы, диспуты, встреча со знатными людьми, посещение музеев и театров и т.д.
Ребёнок общается с друзьями, взрослыми, он активно познаёт окружающий мир, оценивает его со своей точки зрения и создаёт некие эстетические ценности. Дети они очень любознательны. Поэтому уже пятилетний ребёнок создаёт бесконечно множество проблемных ситуаций, обращаясь к матери с вопросами: отчего стол не ходит, а солнце ходит без ног, кто же нарисовал узор на окне?
Но, к сожалению, мы, родители, всегда куда-то спешим, и такие вопросы нам кажутся пустяковыми. А ведь ребёнку это интересно, он вполне серьёзно спрашивает о тех вещах, которые он сам видит, и ждёт от нас ответа.
Если мы озабочены тем, какими вырастут наши дети, необходимо думать и об отношении к искусству тех, кто их воспитывает, растит, о месте искусстве в семье, в повседневной жизни детей дома, о том, как велика роль искусства в установлении и регулировании отношений между взрослыми и детьми. Ведь нередко в семье, где всё, казалось бы, пристойно, царит атмосфера разобщённости, холода. Дети это чувствуют куда быстрее, чем может показаться на первый взгляд. Многие родители: «Мы делаем для него всё. Всё даём, всё покупаем… Что ему ещё надо?» Малого! И очень многого! Вашего интереса к нему, общения с вами. Душевного тепла и взаимопонимания.
Поэтому важно, чтобы ребёнок испытал нелёгкую радость от им самим выточенной на станке детали, от красиво сшитого платья, от выращенных им самим урожаев овощей и фруктов. Конечно же, тогда его надо похвалить, поддержать.
Родители должны заботиться о том, чтобы дети правильно воспринимали прекрасное, - интересоваться, каково отношение их ребёнка к труду. Например, умеет ли он мыть пол дома? Помогает ли в домашних делах? Участвует ли в оформлении и украшении жилища? Ухаживает ли за цветами? Как он относится к своим вещам, книгам, тетрадям? Как он проводит свой досуг: не долго ли сидит за телевизором. Если взрослые не смотрят все передачи подряд, не будут делать этого и дети. Не надо забывать о том, что существуют передачи только для взрослых.
Сегодня почти у каждого подростка имеются мобильный телефон и плеер. Какую музыку он слушает? О чём поётся в песне? Стоит прислушаться.
Бесспорно, велика роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей. Сейчас в каждой семье есть возможность приобретения детских книг. Дарите своему ребёнку, если еще в детский сад ходит или учится в начальной школе, книги с красивыми картинками, пусть он больше рисует, позже отведите его в библиотеку. Так развивается его кругозор. Дети подражают героям сказок, книги учат разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Особенно я рекомендовала бы молодым родителям, чтобы они читали вслух детям книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К.Чуковского. У детей удивительная память, они быстро запоминают четверостишия.
В эстетическом воспитании детей важную роль играет живопись. Живопись – это вид искусства, так же, как литература, музыка.
Чтобы создать рассказ, написать повесть, автор пользуется Словом; создавая музыкальные произведения, композитор использует звуки. А материал художника – краски. Именно благодаря различной гамме красок, создаётся картина. Когда мы смотрим на картину, созданную мастером, мы эмоционально воспринимаем то, что изображено на картине, любуемся увиденным, сочувствуем героям, которых создал художник. Например, такие картины, как «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Русская зима» К. Юона, «Первый снег» А. Пластова в душе ребёнка вызывают только положительные чувства, возможно, чувства гордости за красоту родной земли. Каждый раз человек обогащает свой духовный мир. Поэтому такие картины должны занять достойное место в каждой семье.
Приобщение детей к искусству - это сложный вопрос. Научить их увидеть прекрасное в повседневной жизни ещё сложнее. Надо обращать внимание детей на архитектуру зданий, на яркость и красочность праздничного оформления города, на памятников, мимо которых многие равнодушно проходят. Восприятию всего этого ребёнком эстетические чувства, вызываемые окружающем, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к малой родине.
Понимают ли наши дети язык природы, о котором писал Михаил Пришвин. Часто ли мы с семьёй бываем в природе? Ведь безразличный ребёнок не вырастет хозяином своей земли. Самое главное: природа является источником добра, её красота влияет на духовный мир человека, облагораживает его.
Эстетическое восприятие природы мальчиками и девочками несколько различно. Девочки более чутки к отдельному цветку, к птице, к бабочке. Мальчиков волнует проявление мощи природных явлений («Ого, какой дубище!», «Ох, и молния ударила! Силища!»).
Сейчас зима. Почему бы мальчикам не посоветовать, чтобы они сделали коробки-кормушки для птиц.
Мне кажется, если ребёнок добр к природе, к животным, он никогда не совершит зло. Не способный ощущать красоту, человек духовно беден. Взгляд его на жизнь примитивен и убог. Чем больше эмоциональных сигналов, тем душа чище, тем интеллектуальнее человек.
Каждый из родителей является самым главным педагогом и воспитателем своего ребёнка. И очень многое в воспитании личности зависит от традиций, привычек в семье. В первую очередь, родители сами являются примером для их же детей. Недаром Максим Горький говорил: «Эстетика – это этика будущего».
Использованная литература
1. Волович. Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. – Казань: 1976.
2. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. – М.: Педагогика, 1985.
3. Картины художников Татарстана на уроках развития речи\сост. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. – Казань: РИЦ «Школа», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства"
Рабочая программа...
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Родительское собрание "Эстетическое воспитание подростков в семье"
Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек.(Эпиктет)...
Эстетическое воспитание школьников в семье
Мечта родительская однозначна; видеть своих детей прекрасными людьми и счастливыми. Мы с вами хотим, чтобы только хорошие, ожидало нашей детей. Вот сегодня мы должны с вами поговорить, как это прекрас...
Художественно-эстетическое воспитание детей в семье
Для вас родители...