«ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ»
материал (5 класс) на тему

Мошкова Юлия Сергеевна

Современный ребенок практически не представляет своей жизни без  экрана. Герои и образы телевизионных передач – вполне реальные образы его детства. Он обращается с телевизором и компьютером свободнее, чем с книгой: книгу надо научиться читать, а телевизор надо только смотреть и слушать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon televid.doc40.5 КБ
Office presentation icon televidenie_i_deti.ppt607.5 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения: родительское собрание

Подготовила: Мошкова Ю.С.

Тема: «ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ»

     «Какое горе-телевизор! Вечные конфликты с детьми, которые готовы сидеть всё свое время у телевизора, которые перестают читать, ибо телевизор вытесняет книги…»

     « - Какое счастье – телевизор! Как он расширяет кругозор и детей и родителей. Сколько общих интересов рождает, от скольких хлопот спасает: не нужно ходить с детьми в кино, например. Он часто заменяет детям родителей – во всяком случае, по части информации».

          Современный ребенок практически не представляет своей жизни без голубого экрана. Герои и образы телевизионных передач – вполне реальные образы его детства. Он обращается с телевизором и компьютером свободно, чем с книгой: книгу надо научиться читать, а телевизор надо только смотреть и слушать. И если в школу дети приходят новичками, еще не умеющими читать и писать, то зрители они уже довольно опытные.

     Телевидение воздействует на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Для большинства детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового  и интересного. Однако родителей огорчает то, что дети тратят на телевизор много времени, смотрят передачи и для детей, и для взрослых. Когда же мы пытаемся ограничить их сидение у телевизора или компьютера дети сердятся на нас, идут на компромиссы. Они делаются враждебными, вынуждают спорить с ними и даже угрожать им. Многие ведут себя так, словно наступит конец света, если они не смогут смотреть телевизор каждый день. Отчего же это происходит? Причин много и первая из них – это то, что телевидение доступно. Достаточно нажать кнопку, чтобы получить любое зрелище. Усилий не требуется. Далее: телевизионные сказки доставляют детям большое удовольствие. Они позволяют им с легкостью фантазировать, мчаться на коне, преследуя бандитов и т.д.. Кроме того, сериалы, которые повторяются очень часто, заставляют их регулярно смотреть телевизор, чтобы узнать, чем же закончится та или иная история.

Так завлекает ребят сам телеэкран. Но большая ответственность лежит и на родителях, который сами создают привычку постоянно смотреть телевизор.

     Мы делаем это:

     А) когда сами часто смотрим все подряд, отключаясь от реального мира. Дети хотят разделить наши привилегии и подражают нам. Кроме того, они так же любопытны, как и мы.

     Б) когда мы ленимся и радуемся: пока дети сидят у экрана, они спокойны и нет нужды заниматься ими. Так мы сами потакаем им, подсказываем, как найти себе новое занятие, и успокаиваемся, раз они довольны.

     В)когда используем телевидение или компьютер как награду или наказание. Чтобы посмотреть ту или иную передачу, дети спешат поскорее сделать все дела. Родители пользуются этим пристрастием ребенка, чтобы заставить его сесть за уроки, заставить выполнить домашнюю работу или своё распоряжение. Они говорят: «Не  сделаешь – не разрешу смотреть телепередачу». Ребенок выполняет наше приказание. Однако, чтобы он не делал, его мысли поглощены предстоящей передачей, стремлением любой ценой получить право смотреть телевизор или играть. Это наносит очевидный вред воспитанию, мешая формированию добросовестного и ответственного отношения к труду и учению.

     - Когда же телевидение для ребят нужно?

Когда оно расширяет границы опыта, показывая края и людей, которых без него не увидели бы.

     Когда оно вызывает на размышление, учит ребят думать, спорить, соревноваться и предлагает собеседников умных, оригинально мыслящих людей.

       Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо ещё суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр телепередач. Для младшего школьника – это 3-4 передачи в неделю. Длительный просмотр телепередач плохо влияет на нервную систему и зрение детей. Нервная система часто не выдерживает большой эмоциональной нагрузки, повышенной чувствительности к мелькающему свету. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным.

     Детям должны  быть отведены определенные часы для прогулок и игр, для уроков, чтения книг и просмотра передач. Ребенок, который смотрит фильмы после 9 часов вечера, не успевает хорошо отдохнуть. На уроки он приходит вялый, несобранный. Учителя слушает невнимательно, ответы часто дает невпопад.

     Лучший способ предотвратить обыкновение часами смотреть телевизор – это самим оставаться самым привлекательным объектом в доме. Существует огромное множество игр, сказок, забав, которыми можно занять детей в конце дня. Если мы пренебрегаем этим, то телевизор винить не в чем. Виноваты мы в том, что дети отталкивают нас, стремясь посмотреть передачу. Как бы в дальнейшем они не пренебрегали нами и в других случаях.

     Какие же передачи должны смотреть наши дети? Очень важно, чтобы родители вместе с детьми просматривали программу телепередач на неделю и отмечали те передачи, которые будут дети смотреть. Предлагайте просматривать то, что доступно для понимания ребенка. Сейчас в эфире очень много передач, которые ребята смотрят с большим удовольствием – «Звездный час», «Устами младенца», «Поле чудес», «В мире животных» и многие другие. Младшим школьникам можно смотреть и телепередачи для взрослых, но только те, которые имеют большое воспитательное значение: знакомство с музыкой и искусством, передачи, воспитывающие любовь к природе, интерес к спорту, к прошлому нашей Родины. Это помогает не только расширить кругозор ребят, но и сформировать их индивидуальные интересы.

     Мало пользы и плохое воспитание воздействие оказывают на ребят видеофильмы, которых нынче показывают «великое множество». Фильмы ужасов, боевики, насыщенные бранными словами, развивают наших детей вовсе не в хорошую сторону.

Опасности телевидения:

В первую очередь это переутомление. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений... При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач (со стрельбой, убийствами, драками, конфликтами, погонями и др.) часто становятся нервными, возбужденными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся.

Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать более жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от нее постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль за телепрограммой со стороны родителей.

Другая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему, как к другу. Ведь телевизор может утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг? И если время у телевизора можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам.

      По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Но общение с телевизором – одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, поэтому, как ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, как это происходит при чтении книг. Дело в том, что когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям. Читая, человек сам может контролировать поток информации – остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор, поток информации огромный, насыщенный, а главное, неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.

      Вот к примеру строки из письма  взрослого человека. Оно было напечатано в газете «Культура» под заглавием «Опомнитесь!»

     «….Эти фильмы смотрят, прежде всего, дети! Фильмы ужасов, где вырывают языки, выдавливают глаза, перепиливают электропилой, скармливают людей крокодилам, стали духовной пищей, вернее, духовной жвачкой наших детей. Почему у нас не ставятся возрастные ограничения, ведь в той же Америке, чьей второсортной продукцией снабжают нас кинопрокатные организации, возрастные ограничения ставятся даже на видеофильмах. Когда-то практиковалось и у нас. Сейчас же неограниченная «Свобода»; даже с эротических фильмов стыдливо снята  табличка «детям до 16», не говоря о фильмах ужасов. Кино теперь – пусть и не самое важное, но самое эффективное и доходчивое зрелище. И оно уже не станет видом искусства, так как подросток и не пойдет на фильм, если там никого не убивают, не калечат. Что же дальше? Взрослые, опомнитесь!»

     Эти слова возмущенного человека способен понять и осмыслить любой из нас, так как они сказаны от души, в которой скопилась боль за своих детей, страх за их будущее, стыд за наше настоящее. Даже на взрослого человека фильмы ужасов производят отрицательное воздействие, будоражат его нервную систему. А дети? Они по утрам, идея в школу, с увеличением рассказывают друг другу о просмотренном фильме, используя  «нецензурные» слова и выражения. И не хочется верить, что слышишь эти слова  от 8-10 летнего ребенка, который на уроке не умеет самостоятельно, четко и ясно выразить свою мысль обыкновенным русским языком. Детям нравятся герои «импортных» фильмов и они мало говорят о тех добрых и поучительных сказках, которыми в детстве увлекались  мы с вами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ

Слайд 2

«Какое горе – телевизор! Вечные конфликты с детьми, которые готовы сидеть все свое время у голубого экрана, которые перестают читать, ибо он вытесняет книги…» «Какое счастье – телевизор! Как он расширяет кругозор детей и родителей. Сколько общих интересов рождает, от скольких хлопот спасает: не нужно ходить с детьми в кино, например. Он часто заменяет детям родителей – во всяком случае, по части информации»

Слайд 3

Телевидение воздействует на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Но дети тратят на телевизор много времени, смотрят передачи и для дети, и для взрослых.

Слайд 4

Причины: Телевидение доступно; Телевизионные сказки доставляют детям большое удовольствие; Сериалы, которые необходимо смотреть регулярно. Так завлекает ребят сам телеэкран. Но большая ответственность лежит и на родителях, которые сами создают привычку постоянно смотреть телевизор.

Слайд 5

Мы делаем это: А) когда сами часто смотрим все подряд, отключаясь от реального мира; Б) когда мы ленимся и радуемся: пока дети сидят у экрана, они спокойны и нет нужды заниматься ими; В) когда используем телевизор или компьютер как награду или наказание.

Слайд 6

Когда же телевидение нужно? Когда оно расширяет границы опыта, показывая края и людей, которых без него не увидел бы; Когда оно побуждает к размышлению, учит ребят думать, спорить, соревноваться ип т.д.; Предлагайте ребенку просматривать то, что доступно для его понимания. Например: «Спокойной ночи малыши», «Две звезды», «Танцы со звездами», «Бэби - Тайм», «Кадетство», «Разрушители мифов», «Спроси у Всезнамуса»

Слайд 7

Лучший способ предотвратить обыкновение часами смотреть телевизор – это самим оставаться самым привлекательным объектом в доме.

Слайд 8

Мало пользы и плохое воспитательное воздействие оказывают на ребят фильмы ужасов, боевики насыщенные сценами насилия, ужаса и бранными словами

Слайд 9

Опасности телевидения: Переутомление; Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач (со стрельбой, убийствами, драками, конфликтами, погонями и др.) часто становятся нервными, возбужденными. Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией. В результате подрастающее поколение не умеет нормально объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Слайд 10

ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние телевидения на психику и здоровье детей

Данный материал можно  использовать для проведения родительских собраний, классных часов  с обучающимися любого возраста....

Родительское собрание по теме: "Дети и телевидение"

Данное родительское собрание для обучающихся 5-6 классов поможет родителям определить пользу и вред данного средства массовой информации....

Родительское собрание: "Телевидение и дети".

Родительское собрание: "Телевидение и дети"....

Телевидение и дети

Презентация "Телемания" показывает влияние телевидения на развитие ребёнка...

Телевидение и дети

В презентации приведены схемы и анализ влияния телевидения на детей...

Родительское собрание "телевидение и дети"

Представлена разработка для проведения родительского собрания...

Телевидение и дети 11 класс

Телевидение и дети 11 классРуководитель: Рязанова Ирина Геннадьевна...