пакет диагностических методик, которые можно использовать в работе с родителями
тест на тему
пакет методик, которые могут быть использованы социальным педагогом для диагностики родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paket_diagnosticheskikh_metodik_dlya_roditeley.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета «Взаимоотношения в семье»
1.Вы считаете взаимоотношения в вашей семье
1) очень хорошими
2) хорошими
3) не очень хорошими
4) плохими
5) не очень плохими
2.Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?
1) да
2) не совсем
3) нет
3.Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их____________________________________________________
__________________________________________________________________
4.Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно
2) по выходным дням
3) редко
5.Что делает ваша семья собравшись вместе?
1)решаете сообща жизненные проблемы
2)занимаетесь семейно-бытовым трудом
3)работаете на приусадебном участке
4)вместе проводите досуг, смотрите телепередачи
5)обсуждаете вопросы учебы
6)делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах
7)каждый занимается своим делом
8) допишите…
6.Бывают в вашей семье ссоры, конфликты?
1)да
2)часто
3)иногда
4)редко
5)не бывают
7.Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1)непониманием членами семьи друг друга
2)нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и т.д.)
3)отказом участвовать в семейных делах, заботах
4)разногласиями в вопросах воспитания детей
5)злоупотреблением алкоголем
6)другими обстоятельствами___________________________________
8.Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
1)примирение
2)обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения
3)прекращение конфликтов на некоторое время
4)обращение за помощью к другим людям(родителям, соседям, друзьям, учителям и т.д.)
5)конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер
9.Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1)да
2)нет
3)иногда
10.Как реагируют дети на семейные конфликты?
1)переживают, плачут
2)становятся на сторону одного из родителей
3)пытаются помирить
4)уходят из дома
5)замыкаются в себе
6)относятся безразлично
7)становятся озлобленными, неуправляемыми
8)пытаются найти поддержку в других людях
11.Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
Инструкция: Уважаемые родители! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, предлагаемые ниже. Очень надеемся, что на основании ваших ответов мы сможем оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Пожалуйста, обведите нужный вариант ответа или допишите свой.
1.Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
а– да;
б –нет
в – не вполне.
2.Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
а – СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);
б – специальные книги по педагогике и психологии;
в – беседы с друзьями и знакомыми;
г – беседы со специалистами (врачами, учителями, психологами, социальными педагогами);
д – др. _______________________________________________________
3.Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании своего ребенка:
а - взаимное непонимание детей и взрослых;
б - успеваемость;
в - непослушание;
г - бездуховность;
д - лень;
е - половое воспитание;
ж - др._______________________________________________________
4.Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?____________
__________________________________________________________________
5.Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?_________
__________________________________________________________________
6.С кем вы говорили о вашей проблеме?________________________________
7.В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
а - психолога;
б - педагога;
в - врача;
г - юриста;
д - др.________________________________________________________
8.Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка?
а - безусловно, семья;
б - в большей мере семья;
в - в равной степени и семья, и школа;
г - школа, так как ребенок проводит там много времени;
д - учреждение дополнительного образования (спортивные секции, различные объединения);
е - СМИ (радио, газеты, журналы, ТВ, Интернет);
ж - все вместе;
з - др.________________________________________________________
9.В какой форме центр мог бы помочь вам в решении ваших проблем?
а - лекциями о воспитании;
б - специальными практическими занятиями;
в - информацией об особенностях развития вашего ребенка;
г - информацией о том, что можно почитать по интересующей вас проблеме
10.Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей психолого-педагогической компетентности, если для вас в нашем учреждении будут организованы специальные занятия?
а - не более 1 часа в неделю;
б - примерно пару часов в месяц;
в - затрудняюсь ответить
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Как чувствует себя ваш ребенок в школе?
А) чувствует себя свободно и уверенно;
Б) ему уделяется достаточно внимания;
В) ему не достает поддержки одноклассников;
Г) ребенок излишне расторможен, взвинчен;
Д) ребенок стесняется выступать;
Е) ________________________________________________________
- Какие проблемы взаимоотношений между детьми вам хотелось бы решить на родительском собрании?________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие личностные качества вам хотелось бы развить в вашем ребенке?
А) доброту, терпимость;
Б) инициативность;
В) честность, правдивость;
Г) образованность, высокий уровень культуры;
Д) ответственность за себя, других;
Е) открытость новому;
Ж) способность идти на риск;
З) стремление быть полезным Отечеству;
И) умение идти на компромисс;
К) самосовершенствование, саморазвитие;
Л) ________________________________________________________
- Что вы хотели бы пожелать своему ребенку?
Я хочу, чтобы мой ребенок ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
- Расскажите немного о себе:
Пол: ______________________________________________________
Возраст: __________________________________________________
Образование: ______________________________________________
Сколько у вас детей? ________________________________________
АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (АСВ)
Опросник для родителей
Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов»
Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем и целом согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если вы в общем не согласны, зачеркните этот номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак.
В опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете.
1.Все, что я делаю, я делаю ради моего ребенка.
2.У меня часто не хватает времени позаниматься с ребенком чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересным.
3.Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.
4.Не люблю, когда мой ребенок приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам.
5.Наш ребенок имеет дома больше обязанностей, чем большинство его товарищей.
6.Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.
7.Всегда лучше, если дети не думают над тем, правильны ли взгляды их родителей.
8.Мой ребенок возвращается вечером тогда, когда захочет.
9.Если хочешь, чтобы твой ребенок стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его плохого поступка.
10.Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.
11.Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю ребенку то, за что в другое время наказал (а) бы.
12.Я люблю своего ребенка больше, чем люблю (любила) супруга.
13.Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.
14.Если мой ребенок подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил (а) по отношению к нему неправильно.
15.У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
16.Общение с детьми, в общем-то, - очень утомительное дело.
17.У моего ребенка есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
18.Воспитание моего ребенка шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (жена) не мешал (а) бы мне.
19.Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
20.Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
21.Мой ребенок для меня – самое главное в жизни.
22.Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой ребенок.
23.Стараюсь купить своему ребенку такую одежду, какую он сам хочет, даже если она дорогая.
24.Мой ребенок непонятлив. Легче самому(ой) 2 раза сделать, чем один раз объяснить ему.
25.Моему ребенку нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
26.Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю ребенку сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
27.Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
28.Мой ребенок сам решает, с кем ему дружить.
29.Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
30.Я очень редко пугаю своего ребенка.
31.В нашей строгости к ребенку бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
32.Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем сын с мужем.
33.Меня огорчает то, что мой ребенок слишком быстро становится взрослым.
34.Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
35.Мой ребенок рос слабым и болезненным.
36.Если бы у меня не было детей, я бы добился(лась) в жизни гораздо большего.
37.У моего ребенка сеть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь.
38.Нередко бывает, что, когда я наказываю своего ребенка, мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.
39.Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
40.Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
41.Заботы о ребенке занимают наибольшую часть моего времени.
42.Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.
43.Стараюсь купить ему все то, что он хочет, даже если это стоит дорого.
44.Если подольше побыть в обществе моего ребенка, можно сильно устать.
45.Мне много раз приходилось поручать моему ребенку важные и трудные дела.
46.За моего ребенка нельзя поручиться в серьезном деле.
47.Главное, чему родители должны научить своих детей, - это слушаться.
48.Мой ребенок сам решает, курить ему или нет.
49.Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
50.По характеру я – мягкий человек.
51.Если моему ребенку чего-то от меня нужно, он старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
52.Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой ребенок вырастет и я буду ему не нужна, у меня портится настроение.
53.Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.
54.Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти.
55.Я постоянно переживаю за здоровье своего ребенка.
56.Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
57.Некоторые очень важные недостатки моего ребенка упорно не исчезают, несмотря на все меры.
58.Мой ребенок недолюбливает моего мужа (жену).
59.Мужчина хуже умеет понять чувства другого человека, чем женщина.
60.Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
61.Ради моего ребенка мне от многого в жизни пришлось отказаться.
62.Бывало, что я не узнавал(а) о замечании или двойке в дневнике потому что не посмотрел(а) дневник.
63.Я трачу на своего ребенка значительно больше денег, чем на себя.
64.Не люблю, когда ребенок что-то просит. Сам(а) лучше знаю, что ему надо.
65.У моего ребенка более трудное детство, чем у большинства его товарищей.
66.Дома мой ребенок делает только то, что ему хочется, а не то, что надо.
67.Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
68.Мой ребенок сам решает, на что ему тратить свои деньги.
69.Я строже отношусь к своему ребенку, чем другие родители к своим.
70.От наказаний мало проку.
71.Члены нашей семьи неодинаково строги с ребенком. Одни балуют, другие наоборот, очень строги.
72.Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок не любил никого, кроме меня.
73.Когда мой ребенок был маленький, он мне нравился больше, чем теперь.
74.Часто я не знаю, как правильно поступить с моим ребенком.
75.В связи с плохим здоровьем ребенка нам приходилось в детстве многое позволять ему.
76.Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
77.Моему ребенку мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует, - это постоянные строгие наказания.
78.Мой муж (жена) старается настроить ребенка против меня.
79.Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
80.Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
81.Я все время думаю о своем ребенке, о его делах, здоровье и т.д.
82.Нередко приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.
83.Мой ребенок умеет добиться от меня того, чего хочет.
84.Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
85.Мой ребенок много помогает мне (дома или на работе).
86.У моего ребенка мало обязанностей по дому.
87.Даже если дети уверены, что их родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.
88.Выходя из дому, мой ребенок редко говорит, куда идет.
89.Бывают случаи, когда лучшее наказание – это ремень.
90.Многие недостатки в поведении ребенка прошли сами собой с возрастом.
91.Когда наш ребенок что-то натворит, мы беремся за него. Если все тихо, опять оставляем его в покое.
92.Если бы мой ребенок не был бы моим ребенком, а я был(а) бы помоложе, то я наверняка в него влюбился(лась).
93.Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
94.В недостатках моего ребенка виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его воспитывать.
95.Только благодаря нашим огромным усилиям ребенок остался жив.
96.Нередко завидую тем, кто живет без детей.
97.Если предоставить моему ребенку свободу, он непременно использует это во вред себе или окружающим.
98.Нередко бывает, что если я говорю своему ребенку одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
99.Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
100.Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
101.Я трачу на ребенка больше сил и времени, чем на себя.
102.Я довольно мало знаю о делах моего ребенка.
103.Желание моего ребенка – для меня закон.
104.Когда мой ребенок был маленький, он любил спать со мной.
105.У моего ребенка плохой желудок.
106.Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
107.Ради ребенка я пошел(пошла) бы на любую жертву.
108.Моему ребенку нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
109.Мой ребенок умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
110.Мне бы хотелось, чтобы сын женился после 30 лет.
111.Руки и ноги моего ребенка часто бывают очень холодными.
112.Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
113.Если не отдавать моему ребенку все время и силы, то все может плохо кончиться.
114.Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами ребенка.
115.Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».
116.Меня огорчает, что мой ребенок все менее нуждается во мне.
117.Здоровье моего ребенка хуже, чем у большинства других подростков.
118.Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
119.Мой ребенок не может обходиться без моей постоянной помощи.
120.Большую часть своего свободного времени ребенок проводит вне дома.
121.У моего ребенка слишком много времени уходит на развлечения.
122.Кроме моего ребенка, мне больше никто на свете не нужен.
123.У моего ребенка прерывистый и беспокойный сон.
124.Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
125.Все чего добился мой ребенок к настоящему моменту (в учебе, работе и др.), он добился благодаря моей постоянной помощи.
126.Делами ребенка в основном занимается мой муж (жена).
127.Кончив уроки (или придя с работы), мой ребенок занимается тем, что ему нравится.
128.Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.
129.Мой ребенок часто болеет.
130.Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.
Бланк для регистрации ответов опросника АСВ
Ваши Ф.И.О._______________________________________________________
Ф.И.вашего ребенка, возраст__________________________________________
1 | 21 | 41 | 61 | 81 | Г+ | 7 |
2 | 22 | 42 | 62 | 82 | Г- | 8 |
3 | 23 | 43 | 63 | 83 | У+ | 6 |
4 | 24 | 44 | 64 | 84 | У- | 4 |
5 | 25 | 45 | 65 | 85 | Т+ | 4 |
6 | 26 | 46 | 66 | 86 | Т- | 4 |
7 | 27 | 47 | 67 | 87 | З+ | 4 |
8 | 28 | 48 | 68 | 88 | З- | 3 |
9 | 29 | 49 | 69 | 89 | С+ | 4 |
10 | 30 | 50 | 70 | 90 | С- | 4 |
11 | 31 | 51 | 71 | 91 | Н | 5 |
12 | 32 | 52 | 72 | 92 | РРЧ | 6 |
13 | 33 | 53 | 73 | 93 | ПЛК | 4 |
14 | 34 | 54 | 74 | 94 | ВН | 4 |
15 | 35 | 55 | 75 | 95 | ФУ | 6 |
16 | 36 | 56 | 76 | 96 | НРЧ | 7 |
17 | 37 | 57 | 77 | 97 | ПНК | 4 |
18 | 38 | 58 | 78 | 98 | ВК | 4 |
19 | 39 | 59 | 79 | 99 | ПМК | 4 |
20 | 40 | 60 | 80 | 100 | ПЖК | 4 |
101 | 107 | 113 | 119 | 125 | Г+ | |
102 | 108 | 114 | 120 | 126 | Г- | |
103 | 109 | 115 | 121 | 127 | У+ | |
104 | 110 | 116 | 122 | 128 | РРЧ | |
105 | 111 | 117 | 123 | 129 | ФУ | |
106 | 112 | 118 | 124 | 130 | НРЧ |
Обработка результатов опросника АСВ.
На бланке регистрации ответов номера расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных кружков. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип отклонения воспитанию буквы за вертикальной чертой – это применяемые сокращенные названия шкал. Некоторые названия шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке, набранному числу баллов, надо прибавить результат по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонтальной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ ОПРОСНИКА АСВ
1.Нарушение процесса воспитания в семье.
Уровень протекции в процессе воспитания
Определяется, сколько сил и внимания родители уделяют воспитанию ребенка.
Гиперпротекция (шкала Г+). Родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания. Воспитание ребенка стало главным делом их жизни.
Гипопротекция (Г-). Ребенок оказывается на периферии внимания родителей, ребенок выпадает из их внимания. За его воспитание берутся лишь тогда, когда случается что-то серьезное.
Степень удовлетворения потребностей ребенка
Определяется, в какой мере деятельность родителей направлена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и в духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей.
Потворствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, они балуют его, любое желание ребенка – закон для них. Родители оправдывают такой стиль воспитания слабостью ребенка, его исключительностью, желанием дать ему то, что они сами не могли получить в своем детстве.
Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще при этом игнорируются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.
Количество и качество требований к ребенку в семье
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают в качестве: обязанностей – заданий, которые он выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи); требований-запретов, устанавливающих, чего ребенок не должен делать; санкций – системы наказаний со стороны родителей за невыполнение требований.
Нарушения системы требований представлены в ряде шкал.
Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Требования к ребенку очень велики и не соответствуют его возможностям. Они не только не содействуют полноценному развитию личности, но и содействую травматизации.
Недостаточность требований-обязанностей (шкала Т-). Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Родители объясняют это трудностями в привлечении ребенка к делам по дому.
Чрезмерность требований-запретов (шкала З+). Ребенку все нельзя. Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые может иметь хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З-). В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, подросток их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя. Он ни в чем не отчитывается перед родителями. Родители при этом не могут или не хотят установить какие-то рамки в его поведении.
Чрезмерность санкций (шкала С+). Тип воспитания – жестокое обращение с ребенком. Для родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.
Недостаточность санкций (шкала С-). Родители предпочитают обходиться без наказаний или применяют их крайне редко. Они надеются на поощрения и сомневаются в результативности любых наказаний.
Неустойчивость стиля воспитания
Под таким воспитанием понимается резкая смена стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному его отвержению.
Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету.
2.Сочетания различных отклонений в воспитании.
Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных стилей воспитания.
Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт отраженных в шкалах Г+, У+ при Т-, З-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) черт характера.
Доминирующая гиперпротекция (Г+,У+, Т+, З+,С+). Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации у гипертимных подростков и обостряет аффективные реакции. При тревожно-мнительном, сенситивном, астено-невротических типах отклонений характера усиливаются астенические черты.
Эмоциональное отвержение (Г-, У-, С+). В крайнем варианте – это воспитание по типу «Золушки». Ведет к формированию невротических расстройств у подростков.
Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожной мнительности.
Гипопротекция (Г-, У-, Т-, З-). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание ведет и к отстранению ребенка от родителей и к демонстративности с целью привлечения внимания, вплоть до правонарушений.
3. Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
В этом случае в основе неправильного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая неосознаваемый характер. Родитель пытается решить ее, или удовлетворить потребность за счет воспитания ребенка.
Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обуславливает нарушение воспитания – повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).
Нарушение воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: супруга нет – смерть, развод, или отношения между ними не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании ребенка (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов – потребность во взаимной исключительной привязанность, частично эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальных возможностей повторного замужества. Появляется потребность отдать ребенку все чувства и всю любовь. В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям – ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удерживать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперопеки.
Предпочтение в подросте детских качеств (шкала ПДК). Обуславливает нарушение воспитания – потворствующей гиперпротекции. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей ребенок «все еще маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, а с более старшими им неинтересно. Страх или нежелательность взросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя, он имел младшего брата или сестру, и на них переместилась любовь родителей. В связи с этим свой старший возраст воспринимался как несчастье.
Рассматривая ребенка как «маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируют развитие психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно назвать «слабым местом» личности. В этом случае происходит перераспределение в семье власти между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель идет на поводу у ребенка, уступает ему даже в тех вопросах, в которых по его мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к своему родителю подход, нащупал его слабое место и добивается для себя ситуации «минимум требований – максимум прав». Типичная комбинация в такой семье – бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий свои требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель.
В одних случаях слабое место родителя обусловлено его психастеническими чертами. В других – определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, испытывают ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей – признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они попросту боятся упрямства и сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Потворствующая или доминирующая гиперпротекция. Слабое место – повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости ребенка, его болезненности и т.д.
Один источник переживаний таких родителей корениться в истории появления ребенка на свет – его долго ждали, родился хрупким и болезненным, его с большим трудом удалось выходить.
Другой источник – перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно если они были длительными. Отношение к ребенку сформировалось под воздействием страха его утраты. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить их, а других – мелочно опекать его.
В типичных высказываниях родителей отражена их боязнь за ребенка, они находят у него множество болезненных симптомов, их переживания по поводу его здоровья очень остры, хотя и необоснованны.
Недоразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Нарушения воспитания – гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.
Полноценное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность реализовать себя в детях.
Слабость и недоразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. Однако это явление очень редко осознается родителями как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, поверхности интереса к его делам.
Причиной недоразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам не испытал в детстве родительского тепла.
При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обуславливает тип воспитания гиперпротекция и эмоциональное отвержение. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается часть родительских обязанностей, тип воспитания – повышенная моральная ответственность. Нередко к ребенку возникает раздражительно-враждебное отношение.
Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с недоразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем устроить собственную жизнь.
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (шкала ПНК). Обуславливаемые нарушения воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и др. ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в подростка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить плохую причину.
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обуславливаемые нарушения воспитания: противоречивый тип воспитания – соединение потворствующей гиперпротекции с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами – нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в поле битвы конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой родитель склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу.
Характерное проявление ВК – выражение недовольства воспитательными методами другого. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания строгой стороны. Это связано с тем, что именно «строгая» сторона является инициатором обращения к психологу или врачу.
Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола. Шкала предпочтения Мужских качеств – ПМК, шкала предпочтения женских качеств – ПЖК. Обуславливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношение к ребенку обусловлено не действительными особенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, то есть «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В этом случае приходится сталкиваться со стереотипными отрицательными суждениями о мужчине вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам – быть деликатным, нежным опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК и видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время отец без ума от младшей сестры подростка, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение».
Возможен и противоположный перекос выраженной антифеминистской установкой, пренебрежение к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению самого ребенка сформироваться воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция».
Методика «Наказания в семье»
Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:
Вид наказания | Наказывали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-) | Отметьте самые действенные | Отметьте те виды наказания, которые вы используете в воспитании детей | Отметьте самые действенные |
1.Ставили в угол | ||||
2.Прекращали общаться на длительное время 3.Применяли телесные наказания | ||||
4.Ограничивали свободу | ||||
5.Лишали любимого занятия | ||||
6.Читали бесконечные нотации | ||||
7.Стыдили при друзьях и знакомых | ||||
8.Оскорбляли и ругались | ||||
9.Лишали любимых лакомств | ||||
10.Ограничивали в покупках | ||||
11.Выгоняли из дому |
Методика выявления эмоциональной атмосферы в семье.
Родителям и детям предлагается заполнить следующие таблицы:
1. Таблица для родителей
Слова и фразы, с помощью которых я | |
поддерживаю своего ребенка | ругаю своего ребенка |
… | … |
2. Таблица для детей
Слова и фразы, которыми родители меня | |||
поощряют | как часто | ругают | как часто |
… | … | … | … |
Методика микроисследования «Нравственный выбор»
(мнение родителей)
1.Что для Вас является самым важным в жизни?
Выберите, пожалуйста, не более 3 позиций
1-дружба
2-любовь к знаниям
3-вера в своего ребенка
4-ответственность
5-семейное счастье
6-умение изменять себя
7-справедливость
8-работа, творчество
9-свобода
2.Как вы оцениваете, что обычно побеждает в вашей жизни?
1-добро
2-зло
3.В какие принципы вы хотите, чтобы верили Ваши дети?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем?
Выберите, пожалуйста, не более 5 позиций
1-добрым
2-образованным
3-богатым
4-любимым
5-свободным
6-умеющим прощать
7-известным
8-хорошим работником
9-руковдителем
10-ученым
11-порядочным
12-справедливым
13-творческим работником
14-любящим
5.Какие качества тревожат Вас в ваших детях?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Расскажите, пожалуйста, немного о себе:
ваш пол: 1-мужской 2-женский
возраст:___________
образование: 1-среднее 2-средне-специальное 3-высшее
сколько у Вас детей___________
7.Как Вы оцениваете материальное положение своей семьи?
1-выше среднего 2-среднее 3-ниже среднего 4-тяжелое
Методика микроисследования «Смысл жизни»
(мнение родителей)
1.Как Вы чувствуете себя в современной жизни?
1-уверенно 2-трудно сказать 3-тревожно
2.В той профессиональной области, в которой Вы являетесь специалистом, какие качества могут помочь человеку добиться успеха?
Отметьте, пожалуйста, не более 5 позиций
1-мягкость, душевность, доброта
2-предприимчивость, инициативность
3-общительность, контактность
4-целеустремленность, твердость
5-тактичность, корректность
6-способность идти на риск
7-высокий уровень профессиональных знаний
8-широкий общекультурный кругозор, эрудиция
9-ответственность, деловитость
10-честолюбие, тщеславие
11-способность постоянно обучаться
12-умение приспособиться к ситуации
13-способность извлечь выгоду
3.Какие нравственные принципы Вы признаете в жизни?
Если Вы согласны, обведите, пожалуйста, номер утверждения кружком
1-добро побеждает зло
2-человек должен стремиться выделиться
3-от добра добра не ищут
4-человек человеку волк
5-от судьбы не уйдешь
6-не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
7-не плюй в колодец – придется напиться
8-друзья познаются в беде
9-какие еще?__________________________________________________
4.Удовлетворены ли Вы своей жизнью?
1-да, полностью 2-да, частично 3-скорее нет 4-нет, не удовлетворен
5.Расскажите, пожалуйста, немного о себе:
ваш пол: 1-мужской 2-женский
возраст:___________
образование: 1-среднее 2-средне-специальное 3-высшее
сколько у Вас детей___________
6.Как Вы оцениваете материальное положение своей семьи?
1-выше среднего 2-среднее 3-ниже среднего 4-тяжелое
7.Сфера Вашей профессиональной деятельности (кем Вы работаете)?
Метод комплексной экспресс-диагностики
особенностей семейной атмосферы,
семейного воспитания и отношения родителей
к детям (МЭДОР)
Инструкция: Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с утверждением согласны, то на бланке обведите кружком его номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
- Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
- Чувствую, что как бы я не поступил, все равно будет не так
- Я многое не успеваю сделать.
- Так получается, что именно я оказываюсь виноват во всем,
что случается в моей семье.
- Часто я чувствую себя беспомощным.
- Дома мне часто приходится нервничать.
- Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим и неловким.
- Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым.
- Когда я дома, я все время из-за чего-нибудь переживаю.
- Часто я чувствую на себе критические взгляды членов своей семьи..
- Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
- Дома у меня постоянное ощущение, что еще что-то нужно сделать.
- Нередко я чувствую себя лишним.
- Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
- Дома мне постоянно приходится сдерживаться
- Мне кажется, что если бы я исчез, то никто бы этого не заметил.
- Идешь домой и думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.
- Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
- Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
- Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.
- Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Анкета «Поощрение и наказание в жизни ребенка»
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на следующие вопросы:
1.Как вы считаете, нужно ли наказывать ребенка?
2.За какие провинности нужно наказывать ребенка
3.Часто ли вы наказываете своего ребенка?
4.Как вы наказываете своего ребенка?
5.Как реагирует ваш ребенок на наказания?
6.Кто в семье чаще наказывает ребенка?
7.Приносят ли наказания пользу для вашего ребенка?
8.Какие наказания применяли в детстве по отношению к вам ваши родители?
А) могли дать пощечину
Б) могли высечь ремнем
В) просто шлепнуть
Г) могли ударить кулаком
Д) могли посадить в темное место
Е) могли поставить в угол
Ж) могли не разговаривать
З) могли лишить еды
И) могли лишить удовольствий
К) другое________________________________
9.Кто в вашей семье был более агрессивен по отношению к вам?
10.Что раздражает вас в вашем ребенке?
11.В родителях?
12.В себе самом?
Интервью с родителями «Вы и ваш ребенок»
В интервью с родителями важно использовать их воспоминания о детстве школьника:
- В честь кого назван ребенок? Чем и часто ли болел? Был ли при этом длительный отрыв от родителей, например, помещение в больницу? Насколько сильной была эмоциональная реакция на временное лишение его общения с родителями?
- Были ли у ребенка чувства вины и страха? Часто ли в детстве наказывали ребенка? Его реакция на трудности? В чем он любил проявлять собственную инициативу? К чему (кому) особенно тянулся?
- Кто из родителей чаще занимался ребенком?
- Есть ли сейчас и была ли в детстве в доме мужская линия воспитания?
- В какие игры больше всего любил играть? Был ли привязан к каким-либо игрушкам? Насколько долго сохранялись эти детские игры и привязанности?
- Какие обязанности в доме он имел в дошкольном детстве, как с ними справлялся?
- Кого или что хвалили родители – самого ребенка или его дела?
В интервью с родителями о сегодняшней жизни школьника выясняется:
- его состояние здоровья, памяти, внимания, круг предпочтений, занятий в свободное время; обязанности права в семье;
- реакция на успехи и неудачи в учебных делах;
- круг друзей и основных привязанностей;
- частота и длительность обязательных поручений, добровольно выбираемых в доме дел;
- отношения к материальным ценностям;
- степень внимательности и заботливости в отношениях с другими членами семьи;
- потребность в совместной деятельности;
- характер детских одиночеств и уединений, если ребенок прибегает к ним в каких-то определенных случаях;
- о чем спрашивает родителей чаще всего;
- особенности, характер ночного сна;
- режим дня школьника;
- пользуются ли родители угрозами, связывают ли с этим непослушание ребенка;
- ставят ли свои условия;
- бывают ли язвительны в общении с ребенком, оскорбляют ли его;
- знают ли, как ребенок выглядит в собственных глазах.
Параллельно, с детьми используется методика незаконченных предложений, типа: «В детстве мне очень нравилось, когда…», «Когда я был маленьким, меня очень огорчало, если,,,», «Вместе с родителями я люблю…», «Моей любимой игрушкой в детстве была…», «В детстве я больше всего интересовался…», «Когда мне бывает одиноко, я…», «Дома мне бывает радостно, если…», «В нашей семье меня больше всего радует…», «В семье меня огорчает то, что…», «В свободное время я больше всего люблю…», «Больше всего я боялся в детстве…».
Информация, полученная с помощью МНП, даст возможность уточнить сведения об основных ценностях школьника, эмоционально-нравственных условиях становления его личности в семье.
ШКАЛА РОДИТЕЛЬСКОЙ ОЗАБОЧЕННОСТИ (ШРО)
Опросник для родителей
Ф.И.О.__________________________________________________________
Дата____________________________________________________________
Ниже приводятся особенности поведения, встречающиеся у детей (подростков). Если поведение ребенка полностью совпадает с представленным утверждением, поставьте крестик в квадрате столбца «2» («полностью соответствует»). Если ребенок демонстрирует поведение, представленное утверждением, но в меньшей степени или менее часто, поставьте крестик в квадрате столбца «1» («соответствует в какой-то мере»). Если, насколько вы себе представляете, ребенок не демонстрирует описанного поведения, поставьте крестик в квадрате столбца «0» («не соответствует»).
Пожалуйста, заполняйте на основе поведения за последние 6 месяцев.
№ утверждения | Содержание утверждения | «0 | «1 | «2 |
1. | Поздно ложится спать. | |||
2 | Лжет: например, говорит, что идет в одно место, а сам идет куда-то еще; говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их; говорит, что не крал из моего кошелька | |||
3 | Не прибирает за собой на кухне, в ванной комнате и в других местах общественного пользования | |||
4 | Не заботится о своих домашних животных (не кормит, не выводит гулять, не убирает) | |||
5 | Берет без спроса мою одежду | |||
6 | Носит одежду, которая выглядит неряшливо или вызывающе. Злоупотребляет косметикой | |||
7 | Гуляет допоздна или даже всю ночь | |||
8 | Не заботится о личных вещах, оставляет их без присмотра | |||
9 | Дает мои вещи (одежду, фен для волос, косметику) своим подругам | |||
10 | Не заботится о моих вещах, теряет их | |||
11 | Часами занимает телефон | |||
12 | Не хочет переодеваться после школы | |||
13 | Постоянно угрюм и замкнут | |||
14 | Общается с нежелательными приятелями (старше его, состоящими на учете в милиции и т.п.) | |||
15 | Валяется на диване целыми днями, просматривая телепрограммы или слушая стереозаписи | |||
16 | Не делает уроков. Плохо учится. Прогуливает занятия в школе. | |||
17 | Приводит домой друзей, когда меня нет | |||
18 | Позволяет свои м друзьям красть у нас | |||
19 | Не делает работу по дому | |||
20 | Не моется | |||
21 | Закатывает истерики и угрожает, когда ему перечат | |||
22 | Не убирает в своей комнате. Содержит ее в беспорядке. Оставляет грязную посуду в комнате | |||
23 | Убегает из дома | |||
24 | Дерется с братьями или сестрами | |||
25 | Говорит, что не любит меня | |||
26 | Ругается, обзывает меня | |||
27 | Ничего не хочет делать вместе с семьей. Все время хочет быть один. Требует денег | |||
28 | Требует денег | |||
29 | Говорит другим, что я плохо с ним обращаюсь | |||
30 | Крадет у меня или у других членов семьи (деньги, украшения, спиртные напитки) | |||
31 | Курит | |||
32 | Выпивает с друзьями | |||
33 | Грозит мне или другим членам семьи физической расправой | |||
34 | Активен и неразборчив в сексе | |||
35 | Сделал беременной свою подругу | |||
36 | Забеременела | |||
37 | Может разбить или сломать что-либо, когда злится | |||
38 | Ворует в магазинах, у соседей | |||
39 | Грозиться покончить с собой | |||
40 | Вмешивается в мою личную жизнь |
Что вас еще беспокоит в вашем ребенке?_____________________________
Интерпретация ШРО
1.Если напротив вопроса стоит отметка «0», то проблемы не существует.
2.Если отметка стоит «1», то проблема возникает иногда. Стоит обсудить это со своим ребенком.
3.Если стоит отметка «2», то проблема существует, и достаточно остро. Ее нужно разрешать, чтобы она не повлекла за собой других проблем.
4.Проблемы выделенные отдельным пунктом «Что еще беспокоит в моем ребенке», необходимо решить. Это может быть проблема ребенка или ваша собственная проблема, разрешать ее нужно соответственно.
ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЗАВИСИМОСТИ (КОАЛКОГОЛИЗМА)
Ответ (да, нет)
- Было ли у Вас беспокойство по поводу количества спиртного, выпитого Вашим мужем?
- Есть ли в Вашей семье финансовые проблемы, связанные с выпивками мужа?
- Лгали ли Вы когда-либо для того, чтобы скрыть пьянство мужа?
- Думаете ли Вы, что для Вашего мужа выпивка значит больше, чем Вы сами?
- Считаете ли Вы, что в выпивках Вашего мужа виновато его окружение (друзья, сослуживцы, родственники)?
- Приходил ли Ваш муж домой поздно из-за того, что выпивал с друзьями?
- Угрожали ли Вы когда-нибудь разводом мужу, если он не прекратит злоупотреблять спиртным?
- Пытаетесь ли Вы уловить запах спиртного при позднем возвращении Вашего мужа домой?
- Случалось ли Вам избегать споров с мужем из-за опасения у него желания выпить, чтобы «разрядиться» после ссоры?
- Бывало ли Вам стыдно из-за неумеренного пьянства Вашего мужа?
- Не кажется ли Вам, что выпивки мужа портят Вашу семейную жизнь?
- Бывали ли случаи, когда Вы хотели вызвать милицию, чтобы «призвать к порядку» пьяного мужа?
- Приходилось ли Вам искать дома спрятанные спиртные напитки?
- Думаете ли Вы, что если муж будет больше любить Вас, то станет пить меньше?
- Приходилось ли Вам отказываться от приглашения в гости из-за боязни, что Ваш муж напьется?
- Испытываете ли Вы чувство вины из-за того, что не можете контролировать выпивки вашего мужа?
- Считаете ли Вы, что проблем в семье не будет, если Ваш муж прекратит злоупотреблять спиртным?
- Угрожали ли Вы когда-нибудь мужу самоубийством из-за его пьянства?
- Случалось ли, что Вы на ком-либо срывали злость, поскольку были расстроены из-за пьянства мужа?
- Вызывали ли иногда у Вас досаду такие слова мужа, как «Прости меня, это в последний раз» или «Я люблю тебя, не будем ссориться»?
- Бывало ли так, что муж обещал не пить, но продержался всего несколько дней?
- Раздражает ли Вашего мужа, когда Вы или другие близкие ему люди (друзья, родственники) говорят о том, что ему следует пить меньше?
- Бывало ли, что для того, чтобы «прийти в себя» утром, Вашему мужу надо было опохмелиться?
- Бывали ли у Вашего мужа неприятности, связанные с пьянством?
- Пытается ли ваш муж раздобыть «дополнительную» выпивку на вечеринках, пикниках и т.п., потому что ему кажется, что он выпил мало?
- Считает ли Ваш муж, что он может бросить пить, как только он этого захочет?
- Случалось ли Вашему мужу прогуливать работу из-за того, что он был пьян или не мог подняться «с похмелья»?
- Был ли хотя бы один раз случай, когда Ваш муж не мог вспомнить о том, что с ним происходило в состоянии опьянения?
- Есть ли у Вас такое чувство, что никто на свете не понимает Ваших трудностей с мужем?
- Вспоминая свое детство, можете ли Вы сказать, что один из Ваших родителей злоупотреблял алкоголем?
Обработка:
- Если Вы ответили «да» хотя бы на 5 вопросов, то Вам следует серьезно задуматься о проблеме алкоголя у Вас в семье. Попробуйте в течение месяца записывать, сколько раз муж употреблял спиртное и в каких количествах (хотя бы приблизительно, судя по степени опьянения). Проанализировав эти записи, можно определить, на каком уровне потребления алкоголя находится муж.
- Если Вы ответили до на 10-15 вопросов, то Вы и Ваша семья отягощены зависимостью от алкоголя?
- Если вы ответили «да» на 25 вопросов и больше, то без медицинской и психологической помощи Ваша семья вряд ли сможет избавиться от алкоголизма и коалкоголизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Книги, которые можно использовать на уроках литературы и русского языка
Книги, которые можно использовать на уроках литературы и русского языка...
Приемы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках введения нового материала
В данной презентации рассматриваются теоретические аспекты проблемной технологии и реальные примеры изучения нового материала на уроках английского языка....
План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток
Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...
План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.
Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...
Приложение. Презентация к уроку«Космос. Время первых», которую можно использовать как для урока ИЗО, так и для внеурочной деятельности.
Данный урок поможет совершить путешествие в мир загадочного космоса, фантастики и творческих возможностей изобразительного искусства.Он напомнит о выдающихся успехах нашей страны в освоении космическо...
Слова, которые можно использовать в речи вместо слова “ very”
Материал в копилочку учителя, репетитора по английскому языку для обогащения словарного запаса письменной и устной речи....
Российские онлайн-платформы, которые можно использовать для работы педагогам и методистам в учреждениях дополнительного образования
На сегодняшний день много облачных платформ, которые методисты и педагоги могут использовать в своей работе....