Памятка для родителей пятиклассника
консультация (5 класс) на тему

Нечитайленко Маргарита Владимировна

                       Адаптация  пятиклассников к новым условиям учёбы

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в  среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

Большинство детей переживают  переход из начальной школы в основную как важный  шаг в своей жизни. В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Переход из начальной школы в среднюю осложняется в первую очередь появлением большого количества новых педагогов. Ученик оказы-вается в ситуации множественного выбора: появление нескольких учителей  с разными требованиями, разными характерами, разным стилем преподавания и темпом речи приводит к  необходимости приспосабливаться к новым условиям, преодолевая трудности связанные с этим, что является  для пятиклассников  показа-телем их взросления. Некоторые дети осознают своё новое положение, как шанс начать заново школьную жизнь, наладить отношения с педагогами, показав себя с наилучшей стороны.

Пятиклассник – переходный возраст от младшего к подростковому. На этом этапе наблюдается  усиление независимости детей от взрослых, стремление к личному авторитету среди сверстников, повышенная критичность к себе и окружающим. Отмечается очень шаткая самооценка, которая зависит  от отношений со сверстни-ками, педагогами, родителями, от оценки своих школьных успехов.

Возраст пятиклассника – это ещё и начальный этап полового созревания. Происходят не только физические изменения , но и психические (в связи с изменением социального окружения ). У ребёнка могут проявляться такие черты, как упрямство, замкнутость, внутренние переживания.Особенно обостряется чувство собственного достоинства. И если его неосторожно затронуть, то ребёнок на обиду может ответить дерзостью, что ошеломляет родителей, или переживать обиду в себе и отдоляться от родителей.

Следует помнить, что в этом возрасте  с активизацией процессов взросления  начинает понемногу возрастать  агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказывать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлимыми способами. Это может проявляться в демонстративном  употреблении ненормативной лексики (особенно в присутствии девочек и взрослых ). Или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых, находясь при этом в очевидно детской позиции: " не хочу", " не буду".

Происходят изменения и в межличностных отношениях внутри класса, другого дет-ского коллектива, где общается ребёнок. Это перераспредиление дружеских компаний, появление некоторого антагонизма между мальчиками и девочками, формирование себе идеала ( не всегда положительного ) и стремление ему подражать. Важно, чтобы в этот момент  ребёнок мог откровенно общаться с родителями и учителями.

В учёбе  можно ожидать некоторое снижение успеваемости. Это связано  с нервно-психическим состоянием данного возраста . Увеличение учебной нагрузки приводит к быстро наступающему утомлению и потере работоспособности , рассеяности внимания. Однако присущий учащимся высокий  познавательный интерес , стремление хорошо учиться помогут восстановить привычную успеваемость уже к концу первого полугодия.

Дети так же  не всегда умеют планировать свои действия,конролировать их, орга-низовать своё рабочее место. Родителям необходимо создавать такие условия, чтобы развивать самостоятельность у детей, например, у пятиклассника должны быть обязанности по дому, за выполнение которых он несёт ответственность.

Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам.В результате некоторые учащиеся начинают считать , что они стали хуже, непослушнее. Это может привести к снижению их самооценки. Родителям полезно обратить внимание на осознание учащимися начала  своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности этих изменений. родителям необходимо измененить своё отношение к ребёнку, перейти от роли всезнающего наставника в роль старшего друга , товарища.

Как можно помочь пятикласснику?

                           

             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                              Памятка для родителей пятиклассника

- будите ребёнка спокойно, не торопите (умение расчитать время – ваша задача, а ребёнок должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос)

- не провожайте ребёнка в школу словами " смотри не балуйся" и т.д., дайте напутствие в форме "постарайся сегодня….",  " я верю, что у тебя получится"

- не фиксируйте внимание на оценке " почему 4, а не 5", разберите с ребёнком, что не получилось и по какой причине ( забыл, недоучил, не понял ); и не сравнивайте его с товарищами, братьями, сёстрами

- не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений

- не ограничивайте свой интерес обычным вопросом " как прошёл день", каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и беседуйте с ребёнком о школе

- выслушивайте своего ребёнка, любые предъявления подростками своих взглядов, мнений принимайте  очень бережно, без оценок, с уважением

- формируйте положительное отношение к школе отсутствием критики по отношению к педагогам, не подрывайте авторитет  других значимых  для ребёнка людей

- чаще хвалите ребёнка, но так, чтобы он знал, за что

- будьте последовательны в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше

- доверяйте ребёнку

- помогите ему найти дело по душе

- постарайтесь поддерживать спокойную, стабильную атмосферу в доме; если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, поговорите об этом с классным руководителем и школьным психологом

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей пятиклассников

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5­м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения....

Памятка для родителей пятиклассников

Памятка содержит основные рекомендации для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено...

Памятка для родителей пятиклассника

Правила подготовки ребенка к самостоятельной жизни.Памятка родителям, чьи дети учат английский язык....

Памятка для родителей пятиклассника

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым, успешным, испытывать чувтво гордости за успехи, радоваться вместе с ним достижениям. Как же помочь маленькому ученику, который из самого старшег...

Памятки для родителей пятиклассников.

Психолого-педагогический статус пятиклассника.Памятка для родителей "Ваш ребёнок - пятиклассник"...

Памятка для родителей пятиклассников

Здесь Вы найдете:Золотые правила воспитания для родителейВозрастные особенности младшего подросткаПризнаки успешной адаптацииНекоторые проблемы пятиклассниковТрудности адаптации пятиклассников в школе...

Памятка для родителей пятиклассников

В пямятке разработаны рекомендации на, что необходимо обратить внимание родителям пятиклассников...