Памятки для родителей пятиклассников.
методическая разработка (психология, 5 класс) по теме
Психолого-педагогический статус пятиклассника.
Памятка для родителей "Ваш ребёнок - пятиклассник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_pyatiklassnikov.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический статус пятиклассника
Психологические параметры школьного статуса ребенка | психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик |
1. Познавательная сфера: | Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче. |
1.2. Уровень развития мышления | Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями. |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | Ориентация на всю систему требований задачи Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков. |
1.4. Уровень развития речи | Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи. |
1.5. Уровень развития тонкой моторики | Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда. |
1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности | Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом. |
психологические параметры школьного статуса ребенка | Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик |
2.2.Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом. |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. |
2.5. Активность и автономность поведения | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
3.Особенности мотивационно-личностной сферы | Ориентация на освоение способов получения знания. |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе | Отсутствие выраженных противоречий между: |
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе: 4.1. Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей. |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. |
4.3. Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя». |
4.4. Отношение к себе | Устойчивая положительная самооценка. |
Психолого-педагогический
статус
пятиклассника
1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится.
5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Рекомендации для родителей |
Памятка родителю от ребенка
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достигать таким способом все больших «побед».
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, «что такое хорошо и что такое плохо».
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий моих ошибок Я учусь на собственном опыте.
- Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня -. У меня своих невпроворот.
- Не требуйте от меня больше, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, если плохую - отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
-Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
- Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
- Просто любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.
Памятка родителю от ребенка |
Памятка для родителей
«Ваш ребенок — пятиклассник»
Некоторые проблемы пятиклассников:
В письменных работах пропускает буквы. Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
С трудом решает математические задачи. Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы. Не умеет работать самостоятельно. С трудом понимает объяснения учителя. Постоянно что-то и где-то забывает. Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
Усталый, утомленный вид ребенка. Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для родителей:
• Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
• Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
• Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
• Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
• Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
• Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
• Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
• Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
• Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Памятка для родителей
«Ваш ребенок — пятиклассник»
Некоторые проблемы пятиклассников:
В письменных работах пропускает буквы. Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
С трудом решает математические задачи. Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы. Не умеет работать самостоятельно. С трудом понимает объяснения учителя. Постоянно что-то и где-то забывает. Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
Усталый, утомленный вид ребенка. Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для родителей:
• Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
• Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
• Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
• Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
• Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
• Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
• Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
• Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
• Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей пятиклассников
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения....
Памятка для родителей пятиклассников
Памятка содержит основные рекомендации для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено...
Памятка для родителей пятиклассника
Правила подготовки ребенка к самостоятельной жизни.Памятка родителям, чьи дети учат английский язык....
Памятка для родителей пятиклассника
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым, успешным, испытывать чувтво гордости за успехи, радоваться вместе с ним достижениям. Как же помочь маленькому ученику, который из самого старшег...
Памятка для родителей пятиклассников
Здесь Вы найдете:Золотые правила воспитания для родителейВозрастные особенности младшего подросткаПризнаки успешной адаптацииНекоторые проблемы пятиклассниковТрудности адаптации пятиклассников в школе...
Памятка для родителей пятиклассников
В пямятке разработаны рекомендации на, что необходимо обратить внимание родителям пятиклассников...
Памятка для родителей пятиклассника
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбыПятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так...