Семейная гостиная "Трудная тема"
план-конспект занятия по теме
Содействовать гармонизация детско-родительских отношений и оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnaya_tema_-_1.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейная гостиная «Доверие»
«Трудная тема»
Цель:
Гармонизация детско-родительских отношений и оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Задачи:
- учить поиску и апробации конструктивных выходов из конфликта;
- способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
- побуждать детей и родителей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: мультимедийное оборудование, атрибуты, листы бумаги, ручки, карандаши.
Ход мероприятия:
Показ видеоролика: «Взаимопонимание между родителями и детьми»
Ведущий: Семейные конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов т.к. имеют недостаточно знаний правильного поведения при выходе из конфликтных ситуаций. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.
Существует еще одна крайность во взаимоотношениях детей и родителей – это невнимательное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека.
Ведущий: а сейчас выполним с вами упражнение.
Упражнение «Общение детей и родителей в лицах» (карточки с пиктограммами).
Ведущий: Отвечая на вопрос, обведите ту пиктограмму, которая подходит для вашего ответа.
- С каким лицом вы чаще всего вы общаетесь с ребёнком (родителем)?
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок (родитель)?
- Каким вы желаете видеть лицо ребёнка (родителя) при общении с вами?
Ведущий: Что является причинами конфликтов?
Причины конфликтов родителей с подростками ( слайд 2)
- Кризисные ситуации (развод родителей, потеря близкого человека, алкоголизм родителей, проблемы внешности и др.)
- Стремление к самостоятельности и самоопределению
- Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье
- Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы
- Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте
- Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка
- Не подтверждение родительских ожиданий
Ведущий: Теперь рассмотрим сценки, а вы подумайте, как бы вы поступили в данной ситуации.
Упражнение «Педагогические ситуации»
Сценка 1.
В субботний день в семье началась генеральная уборка. Каждому из членов семьи был выделен участок работы. Первокласснице Оле поручили вытереть пыль с мебели. Девочка старательно принялась за работу. Закончив ее, она попросила мать проверить, как выполнено поручение. Посмотрев Олину работу, мать возмутилась: «Тебе ничего нельзя поручить, все ты делаешь плохо и небрежно. И в кого ты такая неумеха?» И тут же принялась переделывать работу дочери. Девочка расплакалась от обиды.
Наводящие вопросы:
- Правильно ли поступила мать Оли?
- Каковы последствия подобных воздействий на детей?
Сценка 2.
Пятиклассник Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он постирал вместе с белыми вещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители возвратились домой, он виновато признался в случившемся. «Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?!» — возмутилась мать. Отец, пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.
Наводящие вопросы:
- Как бы вы поступили в подобном случае?
Сценка 3. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помощью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?
Сценка 4. Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купив то, что давно хотел. От возмущенных родителей ребенок услышал много гневных слов в свой адрес. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации?
Дискуссия - анализ, которая позволит определить отношение родителей к выполняемому заданию. Для дискуссии могут быть предложены следующие вопросы:
— Какие конфликты возникают чаще всего в вашей семье и почему они возникают?
— Как вы ведете себя в конфликтной ситуации?
— Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?
— Как вы даете понять ребенку, что он прав?
— Способны ли вы принять точку зрения ребенка?
— Способны ли вы аргументировать непринятую вами точку зрения ребенка?
— Какие формы поощрения и наказания вы используете в своей семье?
— Отличаются ли ваши формы наказания от тех, которые вы используете по отношению к собственным детям?
— Расходятся ли ваши формы наказания детей в семье?
— Скрываете ли вы от мужа или жены проступки собственных детей?
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей? (слайд 3)
1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
5. Не забывайте слова И. В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
Физкультминутка
Ведущий: А сейчас я хочу предложить вам немного отвлечься и поиграть в игру которая называется «Красная Шапочка и серый волк». Давайте встанем в круг.
Правила проведения: «Большой мяч – это серый волк, а маленький мячик это Красная Шапочка, наша задача с вами передавать мяч по кругу так, чтобы Серый волк не смог догнать Красную Шапочку (играем начало по часовой стрелке, потом предлагаю поиграть в обратную сторону) .
Ведущий: У вас лежат анкеты на столах, одна анкета для родителей, вторая – для детей. Проверим сейчас, совпадут ли детские и родительские ответы.
Анкета для родителей. Вопросы:
- Как вы обычно называете своего ребёнка?
- Гордитесь ли вы своим ребёнком?
- Какой последний фильм вы посмотрели вместе с детьми?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанную книгу или телепередачу?
- Бываете ли вы вместе на прогулках, аттракционах?
- Участвуете ли вы вместе с детьми в походах?
- Где и как вы предпочитаете проводить свободное время с детьми?
- Вы проводите отпуск с детьми или без них?
- В детские праздники дети предпочитают оставаться одни или быть с родителями?
- Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребёнка?
Анкета для детей. Вопросы:
- Как тебя обычно называют родители?
- Гордятся ли тобой родители?
- Какой последний фильм вы смотрели вместе с родителями?
- обсуждают ли с тобой родители прочитанную книгу или телепередачу?
- Бываете ли вместе на прогулках, аттракционах?
- ходите ли вы вместе с родителями в походы?
- Где и как вы предпочитаете проводить свободное время с родителями?
- Свой отпуск родители проводят с вами или без вас?
- В детские праздники вы предпочитаете оставаться одни или быть с родителями?
- Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для тебя?
Анкеты сравниваются.
Ведущий. Мы убедились, что во многих семьях родители и дети хорошо понимают друг друга.
Упражнение «Солнышко и тучка»
Родители на лучиках солнца пишут качества детей, которые им нравятся, дети - качества родителей.
На капельках дождика родители отмечают качества детей, которые считают отрицательными, а дети качества рордмителей.
Ведущий: Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным.
Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.
Подведение итогов
Педагог предлагает родителям «выбросить» те методы и приемы воспитания, которые могут привести к кризисной ситуации в семье. Для этого он раздает всем родителям конверты и листок бумаги.
Ведущий: Сейчас вы должны обдумать все то, что услышали и увидели в ходе мероприятия, а затем изложить на своем листочке бумаги все то, что вы бы хотели выбросить и забыть как неправильное средство воспитания своих детей.
Родители заполняют свои листочки и заклеивают их в конверты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в клубе « Семейная круговерть» Тема: Свободное время – для души и с пользой
Совместная деятельность классного руководителя и родителей....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
КОНСПЕКТ занятия для кружка «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ» Тема: «ВЕСЕЛЬЕ И ТРУД РЯДОМ ЖИВУТ» (народная вышивка)
КОНСПЕКТзанятия для кружка «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ»Тема:«ВЕСЕЛЬЕ И ТРУД РЯДОМ ЖИВУТ» ...
Статья по теме "Семья. Семейные ценности.Семейные реликвии" (для классного часа).
Тема семьи всегда была и будет важной для детей из неблагополучных семей....
урок обобщения по теме семейное право "Калейдоскоп семейного права"
Обобщить знания учащихся об основах семейного права; Закрепить знания учащихся о правах и обязанностей, которые записаны в «Семейном кодексе»;Способствовать формированию ответственного отн...
Занятие. Семейное право. Тема: "Брак. Права и обязанности супругов"
Тема: "Брак. Права и обязанности супругов"...