Консультация для родителей: "Развитие творческих способностей ребенка на занятиях по изобразительной деятельности"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Подготовила: Тихонова Оксана Владимировна
Воспитатель ДОУ «Орленок» г. Куйбышев
Новосибирской области
Консультация для родителей: «Развитие творческих способностей ребенка на занятиях по изобразительной деятельности»
В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию своих созидательных возможностей. Увидеть необычное в обычном может и взрослый и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интерес со стороны окружающих, поэтому работа по его развитию должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является изобразительная. Она рано начинает привлекать внимание детей. В детском саду занятия по изобразительной деятельности начинаются уже в первой младшей группе и направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, выявление у них способностей замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках). В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, наклеивать, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Он поддерживается и развивается тем, что воспитатель постепенно дает ребенку различные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски. Программа обучения детей первой младшей группы небольшая. Она предусматривает ознакомление с разными материалами, приобретение первых навыков работы с ними, а также знаний о том, что рисуют на бумаге карандашом, кистью, которые держат в правой руке, что лепят из глины, раскатывая ее в ладонях. Основная задача — развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов, дети познают, прежде всего, в процессе собственного художественного опыта. Орудийно-материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет формированию у детей основ культуры изобразительной деятельности; выполнению элементарных требований к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведение при выполнении художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного труда.
На занятиях по изобразительной деятельности развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Обучение изобразительной деятельности дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала. Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желания творить, не овладев еще техникой рисования, лепки, аппликации, необходимо его обучить методам и приемам, не требующим четкографического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными способами создавать красивое. Так например, для самых маленьких можно использовать разные вспомогательные материалы и техники (рисование пальчиками, ладошкой, использование готовых форм, отпечатывание кистью и.т.д). В тот момент, когда ребенок заинтересован и проявляет собственную активность, он достигает максимально возможного для себя уровня цельности. Собственная активность ребенка может быть незначительна, но она должна быть, так как именно на нее опирается творчество ребенка. В связи с этим важно познакомить ребенка не только с общеизвестными материалами для рисования, лепки и аппликации, но и открывать вместе с ним новые материалы и формы работы. Это может быть не только бумага разных форматов, фактур, цветов, картон, газета и пр.; кисти различной конфигурации (плоские, круглые), из разного материала (щетина, белка, синтетика), разного размера; мелки, пастель, цветные карандаши, акварель и гуашь, пластилин, но и такие материалы как глина, тесто, крупы, пуговицы, бисер, природные материалы (шишки, желуди, листья, веточки) и пр. Важно постепенно обучать ребенка использовать различные материалы и применять разные способы изображения (акварель по мокрой бумаге, краска поверх восковых мелков, отпечатки руки и других предметов, рисование краской на стекле, кафеле и др.)
Необходимо помнить и о том, что любой ребенок очень чувствителен. Ему трудно раскрыться, если окружающие безразличны к нему, трудно выражать себя, если с ним общаются формально, трудно доверять, если им манипулируют и не принимают его таким, какой он есть. Доброжелательное и уважительное отношение к ребенку, доверие и искренность оказывают на него сильное воздействие, они необходимы в процессе совместной работы ребенка, родителя и педагога. Результаты любых видов творчества, доступных ребенку практически бессмысленны, если не имеют отклика у людей и им не находится места в окружающей ребенка жизни. Поэтому столь важно формирование среды, в которой будет востребовано такое творчество. Среда эта включает, прежде всего, тех, кто оказывает на ребенка основное влияние, – его семью и близкое окружение. Необходимо быть адекватным в требованиях к реальным возможностям ребенка. Нужно научиться и бережной оценке результатов детского труда, даже если они и не очень значительны, пониманию того, что у ребенка есть потенциальные возможности, которые зачастую не проявляются сразу. Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»
Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения развивающих упражнений....
Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»
Итоговая работа на курсах повышения квалификации на тему: Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности «Интеллект»...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей у ребенка"
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей у ребенка" Цели:· выявить представления родителей о способностях детей;·...
Развитие творческих способностей школьников на занятиях курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика"
Данная стать носит ознакомительный характер с курсом по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 7 класса....
Консультация для родителей " Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность".
В консультации для родителей предложены игры, в которые они могут играть с детьми для развития математических способностей....
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность пр...