Родительское собрание для учащихся 1 классов.
материал по теме

Саурина Татьяна Петровна

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon roditelskoe_sobranie_dlya_1_kl.zip780.73 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя-логопеда

на   родительском собрании в 1 классах.

Уровень готовности первоклассников к обучению  и трудности  адаптации к школьной жизни.

    Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

           Наши наблюдения за первоклассниками показали, что социально – психологическая адаптация  проходит по – разному. Значительная часть детей (их обычно 50 – 60 %) адаптируются в течении первых двух – трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (их ежегодно примерно 25-30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

    В каждом классе есть примерно от 10-14 % детей, у которых к значительным трудностям прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

       Адаптация к школе проходит наиболее успешно, если у ребенка развиты все компоненты (умственный, социальный, эмоциональный), в том числе и речевое развитие. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.  Обучение в школе предъявляет особенно высокие требования к качеству речи детей. Родной язык является средством общения, формирования межличностных отношений и, таким образом, служит эффективным средством социализации ребенка, а более узко, его адаптации к школьной жизни. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, повышение  тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведет к эмоциональному дискомфорту.

    Если  не учитывать трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребёнка и нарушению его психического здоровья.  

 

СЛАЙД № 2

  Неумолимая статистика, которая ведётся в нашей школе с 1996 года, показывает стойкое сохранение числа младших школьников, имеющих различные проблемы перед поступлением в школу. Общероссийскую статистику по данному вопросу мы опережаем всего на 8%. И э то с учётом неблагоприятных климатических условий, в которых мы проживаем.

       В 2012-13 уч.г. в 1-е классы зачислены 110 первоклассников.  

Специалистами школы проведено исследование  речевого уровня готовности первоклассников к школе.

      Были проанализированы  звукопроизношение, различение звуков, количественный и качественный словарный запас обучающихся, связная речь,  сформированность мелкой моторики.  Из 110 первоклассников 75 имеют речевые нарушения различной степени выраженности, что составляет 68%  Это чуть лучше, чем в предыдущие 2 года.

Дети, имеющие нарушения устной речи изначально поставлены в неравные условия со сверстниками. В процессе обучения появляется новая форма речи – это письменная, которая строится на базе устной. И если нарушена устная речь, то обязательно появляются проблемы и трудности в усвоении общеобразовательной программы по всем предметам. Ребёнок не может правильно выразить свою мысль, построить высказывание, т.к недостаточен словарный запас. Испытывает трудности в понимании и пересказе прочитанного.

Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа. Уровень речевого развития с которым дети пришли в 1 й класс самый разнообразный

СЛАЙД 3

В 1 а классе 13 обучающихся имеют речевое развитие в соответствии с возрастом, что составляет 48,2% от общего кол-ва обучающихся в классе        

и 14 обучающихся имеют нарушения устной речи различной степени выраженности (от легких нарушений до тяжёлого общего недоразвития речи) , что составляет 51,8%

СЛАЙД 4

Коррекционно-логопедическое сопровождение в 1 а классе осуществляет Плац М.В.,  

   Для педагогов основными критериями  формирования коррекционных групп выступают различные отклонения в развитии речи, препятствующие  формированию их полноценной учебной деятельности.   Основными формами организации логопедической коррекции являются индивидуальные и фронтальные подгрупповые логопедические занятия.  Для фронтальных занятий были зачислены все нуждающиеся в речевой коррекции  дети и   индивидуальные занятия из них же посещают 4, что составляет 14,8%

СЛАЙД 5

В 1 б классе

Только у 6 детей  в норме сформирована речевая функция,  

а остальные ребята имеют речевые нарушения различной степени выраженности: от более легкой  -(Фонематическое нарушение) и до тяжёлой -  (Общее недоразвитие речи)  Их в классе  -21

СЛАЙД 6

 Коррекционно-логопедическое сопровождение в 1 б классе осуществляют 2 учителя-логопеда: Саурина Т.П.   и Чуманова И.П.  Для проведения фронтальных занятий зачислены все нуждающиеся дети и из них  11 обучающихся  находятся на индивидуальном обучении у логопедов

 

СЛАЙД 7

 В 1 в   речевое  развитие  в соответствии с возрастом у 9 обучающихся

И у 20 ребят нарушения устной речи различной степени выраженности.

Процентное соотношение вы видите на экране

СЛАЙД 8

 Коррекционно-логопедическое сопровождение в 1 в классе осуществляет  учитель-логопед: Саурина Т.П.  Для проведения фронтальных занятий зачислены все нуждающиеся дети и из них 6 обучающихся находятся на индивидуальном обучении у логопеда.

СЛАЙД 9

 В 1 г классе речевое развитие в норме у 7 обучающихся,

у 20  устная речь нарушена в различной степени тяжести

СЛАЙД 10

 Коррекционно-логопедическое сопровождение в 1 г классе осуществляет     Чуманова И.П.  Для проведения фронтальных занятий зачислены все нуждающиеся дети и из них  6 находятся на индивидуальном обучении у логопеда

СЛАЙД 11

 Один из «практических» ответов на вопрос: «Как подготовить ребенка к школе» – является развитие  мелкой моторики и улучшение координации движений у ребенка. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук ( по мнению философа Просвещения Эммануила Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом») Развивая мелкую моторику у ребёнка, мы совершенствуем речевое развитие. Результаты исследования уровня развития мелкой моторики у наших первоклассников вы видите  на экране

СЛАЙД 12

 

 В заключении несколько советов для вас, уважаемые родители.

Нежелание родителей оказывать помощь своим детям или допускаемые ими ошибки при попытке помочь могут приводить к самым неприятным последствия, в числе которых одно из главных – появление у ребёнка стойкого нежелания учиться.

    Существует  направление работы, которое родители не должны упускать из виду, когда речь идет о налаживании учёбы у ребёнка, недавно поступившего в школу.

     Оно тоже целиком ложится на семью, потому что школьный учитель может тут помочь разве что советом. Это выработка привычки к неукоснительному и систематическому выполнению заданий.

   

Какая бы ни была хорошая погода, какая бы интересная передача ни шла по телевидению, чей бы день рождения не отмечался сегодня, короче говоря, чтобы не случилось – уроки должны быть всегда сделаны, и сделаны хорошо. Оправдания не приготовленным урокам нет, и не может быть -  это необходимо дать понять маленькому школьнику с первых его шагов на поприще учёбы.

     

 Правильно поступают те родители, которые дают понять ребёнку, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

     

Очень важным моментом в деле выработки привычки к неукоснительности занятий является чёткое установление времени для них. Занятия должны всегда начинаться в одно и тоже время. Только какие-то чрезвычайные обстоятельства могут быть  причиной смещения  времени занятий.

     Здесь необходимо иметь в виду следующее. Для подавляющего большинства детей при необходимости заниматься каким-то малоприятным, скучным или трудным, но в то же время необходимым делом наиболее тяжёлым оказывается начальный период – период включения в работу.  Заставить себя приняться за неё, а затем заставить себя работать с полной отдачей бывает не так-то просто даже для взрослого. Как часто случается, что мы начинаем тянуть время, находя себе всяческие якобы нужные дела, лишь бы отдалить момент начала неприятной работы.

    Сказанное вполне справедливо и по отношению к школьнику. Для них тоже самым трудным и неприятным является начальный период работы. Так вот, постоянство времени, отводимого для занятий, в очень значительной мере способствует тому, чтобы период включения в работу был максимально коротким и облегчённым.

       Специально проведённые исследования показали, что у школьников, имеющих фиксированное время для занятий, к соответствующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. У них проходит желание продолжать игры или прогулки, появляется что-то вроде лёгкого беспокойства  и не слишком сильного, но всё же вполне отчётливого ощущения: «Пора браться за уроки». Вступает в действие то, что на языке психологии именуется выработанной установкой.

       Другой момент, столь же важный для выработки привычки к неукоснительному выполнения заданий, состоит в следующем. Необходимо, чтобы у школьника было постоянное место для выполнения уроков.

     У младшего школьника особенно в силу возрастных особенностей,  обязательно вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место для работы.

    Когда она стала прочной, то бывает достаточно усесться за привычный стол, как возникает желание приступить к работе.

    Очень важно, наконец, приучить ребёнка заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, собранно и в хорошем темпе. Этому тоже должны научить его старшие.    

   Надеюсь  эти и другие  рекомендации, которые вы получили в буклете  помогут нам с вами преодолеть ещё имеющиеся трудности адаптации к школе у первоклассников.

Если у вас возникли вопросы конкретно по вашему ребёнку, то можете обратиться к любому из наших специалистов психолого-логопедической службы сопровождения обучающихся

 ( каб. 316, 317, 318)

А помочь вам организовать домашнее коррекционное обучение может практический материал, размещённый на сайте нашей школы, на страничке логопеда.  Заходите почаще на наш сайт. Вы найдёте много полезной и нужной для вас информации.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся 9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся  9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»...

Родительское собрание в 9 классе (декабрь 2016) Тема: «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ. Итоги сдачи ТОГЭ(2 четв.)»

Цель: Познакомить родителей с итогами ТОГЭ (2 четверть), организацией подготовки и проведения ОГЭ. Задачи: 1. Познакомить с Положением о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации (ОГЭ)-...

Родительское собрание для 9 классе по теме «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»

Цель: Познакомить родителей с организацией подготовки и проведения ОГЭ. Задачи:1. Познакомить с Положением о порядке проведения ОГЭ2. Информировать родителей о процедуре проведения экзамена. 3. Формир...

Сценарий родительского собрания в 9 классе "Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ"

Тема: « Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ»Цель: Познакомить родителей с организацией подготовки и проведения ОГЭ.Задачи:1. Познакомить с Положением о порядке проведения ОГЭ...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 8 класса по теме: "Возрастные проблемы учащихся 8 класса и пути их решения"

ВОСЬМИКЛАССНИКИ.Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при ...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...