Особенные дети
статья по теме

Кучеркова Тамара Ильинична

Специфика работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennye_deti.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог общеобразовательной школы № 22 г. Армавира высшей категории, почетный работник образования РФ Кучеркова Т.И.

Особенные дети

Дети с синдромом Дауна. Их часто называют «Солнечными», «Особенными». Структура психического развития этих детей своеобразна: речь появляется поздно, на протяжении всей жизни остается недостаточно развитой, понимание речи недостаточное. Но эти дети могут быть ласковыми, послушными. Они могут любить, обижаться, бывают упрямыми, раздражительными. Большинство из них любопытны, обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания, трудовых умений. Уровень навыков и умений различен, обусловлен генетическими и средовыми факторами. Физическое и соматическое развитие у этих детей такое же, как и всех детей их возраста.

Рождение больного ребенка в большинстве случаев изменяет весь уклад семьи, влияет на психологический климат в ней. На протяжении первых лет жизни ребенка этот стресс не проходит, а в ряде случаев напряжение, вызванное им в семье, нарастает. Возникают неровные, а часто конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья больного ребенка оказывается в изоляции, так как родители ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь в своем горе.

В таком состоянии мать мало чем может помочь своему ребенку. Ее тревога, беспокойство передаются малышу. Взаимодействие с матерью в таком случае не формирует у него естественное чувство безопасности, защищенности, а еще больше нарушает его психическое развитие, вплоть до возникновения вторичных эмоциональных и поведенческих нарушений.

Условно можно выделить несколько стадий приспособления семьи к рождению ребенка с особенностями в развитии.

Первая стадия – стадия шока, агрессии и отрицания. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат.

Вторая стадия – фаза скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Родители начинают понимать, что они отвечают за своего малыша, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ним, ищут совета у специалистов.

Третья стадия – адаптация. Родители принимают сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть особый ребенок

В нашем городе семьи, имеющие «Особенных» детей, объединились и создали организацию «Особый ребенок», члены которой проводят с детьми, родителями разнообразные мероприятия.

Многие дети из этих семей обучается в школе VIII вида №22 города Армавира.

Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию в России закреплено законодательно. Согласно Конвенции о правах ребенка, «Дети-инвалиды с отклонениями в развитии, в том числе синдромом Дауна, дети со множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего и специального (коррекционного) образования»

 В течение нескольких лет педагогический коллектив нашей школы успешно работает с детьми и родителями «Особенных» детей. На базе школы совместно с родителями учащихся проводятся «Круглые столы» с привлечение специалистов Центра диагностики и консультирования города, специалистов специальных (коррекционных) школ города, министерства образования края. Активное участие в учебно-воспитательном процессе принимают студенты Армавирской государственной педагогической академии.

С детьми работают высококвалифицированные, опытные, знающие, любящие свое дело и верящие в него педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог. При поступлении в школу все учащиеся обследуются на школьном ПМПк с целью определения маршрута обучения. При этом учитывается психофизическое состояние ребенка, так как для успешной учебной и воспитательной работы необходимо досконально знать его психологические особенности, а также потребности. Поскольку ребенок чаще всего не в состоянии сформулировать и выразить свои потребности и желания общепринятым способом, то педагог должен уметь их угадывать и помочь в их осуществлении. Большое внимание уделяется личности ребенка, его общению с окружающими. Особенно важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят, к нему хорошо относятся, что он не одинок, а является членом коллектива, что его понимают, важно так же чтобы и он понимал окружающих. Коллективом отмечаются любые, даже незначительные, успехи каждого ребенка, радуются им. Большое внимание уделяется привитию правильных навыков еды, чтобы во время еды ребенок учился не только правильно вести за столом и правильно пользоваться приборами, но и определять пищу по вкусу, внешнему виду, запаху. Особое внимание уделяется развитию моторики: выработке правильной походки, позы во время ходьбы и работы, стоя или сидя, развитию координации движений, мелкой моторики. На уроках, индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях у специалистов формируется умение понимать и выполнять инструкции, развиваются коммуникативные навыки, речь, корригируется поведение, формируется учебная мотивация, навыки владения учебными принадлежностями, ребенка включается в игровую деятельность.

Большую роль играет взаимодействие с родителями учащихся. Консультирование родителей, проведение совместных мероприятий, включение их в учебно-воспитательный процесс оказывает положительное влияние на развитие и коррекцию нарушений в развитии их детей. Какие бы изменения не происходили у ребенка на коррекционных занятиях, они приобретают значение для развития личности ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого в программе эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональных состояниях ребенка не находят понимания и отклика у родителей и ближайшего социального окружения, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Таким образом, результатом включения родителей в коррекционный процесс являются новые формы поведения ребенка, укрепление чувства родительской компетенции в вопросах воспитания, улучшение взаимопонимания между родителями и детьми, улучшение внутрисемейной атмосферы – другими словами, создание социальной микросреды, оптимальной для гармоничного развития ребенка.

 Заканчивается лето, приближается начало учебного года, каждый родитель с волнением ждет начало учебы. Что ждет его ребенка в новой для него обстановке, как он адаптируется, какие проблемы будут у него и у них самих? Работая со сложными по развитию детьми вот уже 35 лет, вижу, что, попадая в нашу специальную (коррекционную) общеобразовательную школу ребенок встречается с доброжелательными педагогами, которые отдают частичку своего сердца детям, накормят, приласкают, воспитают и родителям спокойны за своего ребенка.

Школа с каждым годом становится все краше, создаются комфортные условия для воспитания и обучения детей. В начале нового учебного года многие удивляются преобразованиям, которые произошли в школе, которой умело руководит Макаренко С.В. Коллектив школы не остается равнодушным. Каждый класс, мастерские, кабинеты отремонтированы, эстетически оформлены, а во дворе настоящая сказка. Здесь и зеленые уголки, и сказочные избушки, есть и уголок для малышей, где, играя, обучаемся. Все готово для встречи с вами – учениками и родителями. Очень люблю приходить в школу рано утром, когда звенящая тишина вдруг оглашается смехом, гомоном детей. Ну вот и хорошо. А все ли пришли? Почему нет кого-то? Заболел? Опоздал? И так каждый день. Вся моя жизнь проходит здесь, с вами, мои дети! Так будьте здоровы и счастливы в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей,  возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме...

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта

В данной статье описаны психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта....

Конспект родительского собрания в 11 классе "Возрастные особенности детей юношеского возраста".

Собрание посвящено психологическим особенностям детей, уже вышедших из подросткового возраста, но ещё не ставших взрослыми. Что волнует их больше всего? Всегда ли мы, родители, правильно понимаем их п...

Возрастные особенности детей подросткового возраста

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ра...

Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»

Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...