«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. КАК ПРИНЯТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА».
статья (5 класс) по теме
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает актуальный характер. По данным авторов, описываемых этот феномен, до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью и расторможенностью. Но не всегда такие проявления связаны с гиперактивностью, иногда более активного ребенка принимают за гиперактивного. что приводит к ряду проблем и трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. КАК ПРИНЯТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Копнина Татьяна Ивановна
МБОУ «СОШ №7», педагог- психолог
«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. КАК ПРИНЯТЬ ПРОБЛЕМЫ СВОЕГО РЕБЕНКА».
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает актуальный характер. По данным авторов, описываемых этот феномен, до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью и расторможенностью. Но не всегда такие проявления связаны с гиперактивностью, иногда более активного ребенка принимают за гиперактивного. что приводит к ряду проблем и трудностей.
Что же такое гиперактивность?
Понятие «гиперактивный» происходит от слияния двух слов – от греч. «Hyper» (над, сверху) и «активный» (действенный, деятельный). Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать внимание.
СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом (Heinrich Hoffman) в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман был к тому же поэтом. Он начал писать детские стихи, когда не смог найти подходящую книгу для чтения своему трехлетнему сыну. Результатом этого стал иллюстрированный томик стихотворений о детях и их характерных чертах. В "The Story of Fidgety Philip" ("История неугомонного Филиппа") точно описывался маленький мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. [1,66]
Ж. Филипп и П. Бонакур в своей книге «Психологические аномалии среди учащихся» наряду с эпилептиками, астениками, истериками выделяли учащихся, имеющих неустойчивое поведение. [2,8]
Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности лишь в 1972 году. Известный педиатр Ю.Ф. Домбровская на симпозиуме педиатров в своем выступлении выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего внимания родителям и учителям. [3,23]
В 1987 году американскими специалистами в области психиатрии был введен термин «синдром дифицита внимания с гиперактивностью». По их мнению, это название наиболее точно отражает сущность явлений гиперактивности. Также были определены критерии изучения данного явления. [4,96]
Каковы предпосылки образования данного симптома у ребенка?
По данным исследования Рассела – Баркли [5,9]:
- из 30 учеников в каждом классе есть 1-3 гиперактивных ребенка;
- темп эмоционального развития гиперактивных детей на 30% ниже, чем у сверстников;
- 65% гиперактивных детей имеют проблемы с подчинением, что может привести к враждебности и вспышке агрессивности;
- у гиперактивных детей наблюдаются проблемы с выражением своих мыслей и пониманием услышанного;
- плохо засыпают и спят ночью 50% гиперактивных детей;
Современные исследования гиперактивности свидетельствуют о том, что данный синдром может возникнуть в процессе развития ребенка 3 - 4–летнего возраста (например, он не может долго сидеть на одном месте, долго сосредоточитьс на одной игре, слушать внимательно сказку и т.д.) Но пик проявления синдрома приходится на период подготовке и обучения в школе.[4,97] Д.А.Фабер утверждает, что именно в 6 – 7- летнем возрасте происходит смена стадий интеллектуального развития и формируется условия для развития абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.[6,99]
Причины гиперактивности.
Причины гиперактивности могут возникнуть при сочетании ряда факторов, таких как:
- наследственность (у большинства гиперактивных детей кто-то из родителей гиперактивен);
- здоровье матери (существует возможная взаимосвязь между курением и употреблением алкоголя в течение беременности);
- беременность и роды (стрессы аллергия, осложненные роды);
- дифицит жирных кислот в организме;
- дифицит питательных элементов (не хватает в организме магния, цинка и витамина В12). [7,211]
Внутрисемейные отношения.
Не мало важную роль играют взаимоотношения в семье, где воспитываются гиперактивные дети. Именно неудовлетворенность общения, особенно с матерью, может являться причиной вспышки агрессии и неадекватного поведения ребенка, так как для дошкольника центром эмоционального благополучия являются контакты с близкими людьми и привязанность. Поэтому в большинстве случаев воспитание сводится либо к умеренным проявлениям эмоциональных реакций членов семьи, либо к ужесточению режима воспитания. А в некоторых случаях дети могут сами провоцировать родителей на агрессию: часто наказывают, запрещают заниматься любимым делом, постоянно указывают на ошибки, а иногда считают неполноценным. [8,7]
Проведенные исследования показали, что две трети гиперактивных детей из семей высокого социального риска: [3,102]
- неблагополучные с экономическим положением (один или оба родителя безработные);
- неблагополучной демографической ситуацией (неполные или многодетные семьи);
- семьи, с высокой психологической напряженностью (постоянные ссоры, конфликты между родителями, жестокое обращение с ребенком);
- семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдающие алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями).
Проявление гиперактивности в школьной среде.
Зваденко Н.Н. и Успенская Т.Ю. выделяют критерии проявления синдрома дифицита внимания в школьной среде: [9,6]
- Беспокойные движения в кистях рук и топах, не может долго усидеть на стуле.
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- С трудом дожидается своей очереди во время игр и различных ситуаций в школе (н-р, во время ответа на уроке).
- Испытывает затруднения при выполнении заданий на внимательность и требующих усидчивости.
- Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
- Не может играть тихо и спокойно.
- Постоянно болтает.
- Мешает другим, пристает к окружающим (н-р, во время игры или упражнения).
- Теряет вещи, необходимые в школе и дома (н-р, ручки, карандаши, книги и т.д.)
- Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях ( н-р, может ударить или толкнуть ребенка, выбежать на дорогу не смотря по сторонам).
Наличие у ребенка восьми из перечисленных симптомов являются основанием для диагноза «синдрома дефицита внимания».
Какова роль психолога в работе с гиперактивными детьми?
I. Ключевой момент программы коррекции – это изменение окружения ребенка в школе и дома. Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог использует разные направления работы: [1,80]
1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).
2 . Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
- смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
- реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),
- снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
- выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов («Драка», «Черепаха», массаж кистей рук, пальчиковые игры М.С. Рузиной из книги «Страна пальчиковых игр»);
- инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
- применение мультисенсорных техник обучения;
- избегание категоричных запретов.
- Развитие дефицитарных функций:
- повышение уровня внимания (использование упражнений «Гонка за лидером», «Запомни ритм», Пишущая машинка», «Повтори за мной» и т.д.);
- снижение импульсивности (упражнения «Съедобное – несъедобное», «Черное и белым не носить, «да» и «нет» не говорить», «Подскажи молча», «Подскажи ритм» и т.д. );
- снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Море волнуется», «Скамья запасных», «Восковая скульптура», «Живая картина» и т.д.)
II. В оказании психологической помощи решающее значение имеет работа с окружением гиперактивного ребенка – родителями и учителем. Поэтому родителям гиперактивного ребенка необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных взаимодействий, вот некоторые из них. [10, 25]
Рекомендации для родителей.
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели» - хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности внимания.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенка возможность расходовать избыточную энергию: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удержаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. [10, 30]
Рекомендации педагогам.
- Работа с гиперактивным ребенком должна строиться индивидуально.
- Следует игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.
- Во время уроков целесообразно до минимума ограничить отвлекающие факторы.
- Ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю.
- Гиперактивному ребенку рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем.
- Большие задания необходимо разбивать на части и учитель контролирует ход выполнения работы каждой части.
- Во время учебного дня предусмотреть возможности для двигательной «зарядки».
Заключение.
Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно и в наши дни становится более значимой, так как с каждым годом количество гиперактивных детей растет. Анализируя литературные источники, я пришла к выводу, что проводимые исследования в этой области позволяют авторам многих диагностических и коррекционных методик более глубоко расширить диапазон гиперактивности. Именно в подборе коррекционных методик, игр и упражнений должны учитываться факторы, выявленные в диагностике.
Необходимо знать, что не нужно бороться с гиперактивностью, а необходимо принять проблему ребенка и помочь ему справиться с трудностями, которые диктует школьная среда. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в школе необходимо наладить совместную работу психолога с родителями и учителями.
Литература.
- Викжанович С.Н. Рабочая тетрадь «Дети с нарушением эмоционально- волевой сферы и интеллекта» (компьютерный вариант).
- Ж. Филипп и П. Бонакур «Психологические аномалии среди учащихся», М., Книгоиздательство К.И.Тихомирова.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб.: Сфера, 1994.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
- Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. - С-Пб.: Питер 2004.
- Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:Просвещение, 1991.
- Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. - 2000. - №10.
- Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - № 4.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. — М.: Гном-экспресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегия индивидуального консультирования по проблемам ребенка.
Тема: Стратегия индивидуального консультирования по проблемам прав ребёнка Содержание TOC \o "1-3"Введение.....................................................................
Информация для родителей "Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?"
Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?...
" Особенный ребенок. Как принять весть об инвалидности малыша". Информация для родителей
Когда родители узнают о болезни, хроническом заболевании. а тем более инвалидности своего малыша, они вступают в жизнь, полную сильных эмоциональных переживаний, трудного выбора, общения с различными ...
Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей...
Проблемы ребенка в выборе друзей.
Вконсультации для родителей рассмотрены проблемы детей в выборе друзей....
Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?
На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают,...
Неполная семья – мифы и реальные проблемы ребенка
В обществе долгое время было принято считать, что дети из неполных семей чувствуют себя менее счастливыми в отличие от детей, живущих с папой и мамой, и что они находятся в зоне риска, так как менее у...