Родительский всеобуч на тему: «Подросток и наркотики»
план-конспект занятия (11 класс) по теме
Информация для родителей о положении, сложившемся с алкоголизмом и наркоманией в стране, пути формирования зависимости, факторы риска, рекомендации, как вести себя с подростками в кризисные периоды взросления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostok_i_narkotiki.doc | 55.5 КБ |
podrostok_i_narkotiki.ppt | 798 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский всеобуч на тему:
«Подросток и наркотики»
подготовила классный рук. Ковярова В.В.
Слайд 2,3
Цели: донести до родителей информацию о положении, сложившемся с алкоголизмом и наркоманией в стране, показать пути формирования зависимости, факторы риска, дать рекомендации, как вести себя с подростками в кризисные периоды взросления.
Слайд 4
На протяжении многих десятилетий для России были типичны злоупотребление алкоголем и алкоголизм. Однако в последнее время в стране произошли существенные изменения в структуре контингентов больных, обращающихся за медицинской помощью и состоящих на учёте в наркологических диспансерах.
Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманиями. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года: возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до14.2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек. За последние годы число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией – в 15,7 раза.
Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти три процесса идут параллельно: в состоянии опьянения подростками совершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т.п.)
Основной возраст первого знакомства с наркотиками 11-14 лет (41%) и 15-1117 лет (51%). В отдельных случаях возраст начала потребления наркотиков совпадает со временем начала учёбы в школе. К подростковому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с действием наркотиков. К окончанию школы около 40% несовершеннолетних пробовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек.
Велики показатели мифологизации отношения молодёжи к наркотикам. Так, 34% считают, что наркотики бывают «всерьёз» и « не всерьёз», 21% - что «наркотик делает человека свободным», и 42% уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Также наблюдается некоторая романтизация среди потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.
Слайд 5
Что такое наркотик?
Наркотик – психоактивное вещество, которое включено в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом – психическую или физическую зависимость от него.
Наркотик характеризуют три признака:
- Специфическое действие на психику – успокаивающее, активизирующее, галлюциногенное и т.д.
- Широкое распространение используемого вещества, в связи с чем возникают отрицательные социальные последствия.
- Юридическое признание наркотиком и занесение Департаментом здравоохранения России в список наркотических веществ. Законодательство России устанавливает уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение, изготовление, переработку, перевоз, пересылку и сбыт наркотических средств.
Слайд 6
Пути формирования зависимости.
Для того, чтобы стать зависимым от какого-либо химического вещества, нужно многократное употребление.
А многократное употребление наркотика ведёт к привыканию.
Привыкание - когда я не могу исключить какое-либо вещество из своей жизни, так как оно постоянно мне требуется. Чтобы почувствовать себя «хорошо», его требуется всё больше и больше. Это явление называется толерантностью.
Каковы последствия толерантности? Это увеличение дозы.
Этот признак может говорить о формировании зависимости.
Зависимость – влечение к тому состоянию, которое вызывает наркотик.
Развитие болезни – это слагаемое двух компонентов: искажённого мышления («Я не могу без наркотика») и физической зависимости с потерей контроля над собой.
В процессе формирования зависимости существует одно исключение: в подростковом возрасте зависимость может сформироваться в результате однократного употребления наркотического вещества.
Слайд 7
Почему принимают наркотики?
Как показывает статистика, первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8-10 лет, но чаще всего в подростковом возрасте. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, который по своей сути является кризисом взросления. Кризис может проявляться в переживании о своих, чаще воображаемых, физических недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлении особого отношения к еде и приёму пищи, склонности к асоциальному поведению и даже мыслях о самоубийстве.
Форма кризиса подросткового возраста выражается в простой формуле: подросток стремится ощущать себя взрослым, стремится утверждать свою взрослость любыми доступными ему средствами. Очевидно, что таких средств у вчерашнего ребёнка ещё мало, и, при неправильном отношении взрослых, они заменяются их суррогатами, в том числе наркотиком как символом взрослости, как средством снятия напряжения, как способом идентификации.
Слайд 8
Когда возникает интерес к наркотикам?
8-11 лет. Детей интересует всё, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления. Наркотик – это неизвестный и запретный мир и, как всё незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьёз. Знания о наркотиках отрывочны, наркотики пробовали употреблять единицы.
11-13 лет. Основной возраст нала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «лёгких» наркотиков из-за широко распространённого заблуждения об их существовании. О наркотиках эти подростки знают многое из рассказов знакомых, знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определённого «ореола привлекательности».
Первые эпизоды наркотизации связаны с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих.
Имеется заблуждение, что доступные лекарственные, бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) менее вредны и опасны, но именно с этих средств и начинается употребление психоактивных веществ, адиктивное поведение.
14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодёжной вечеринке, в компании друзей, в подворотне.
Слайд 9
Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом.
Факторы риска не возникают сами по себе, для их формирования необходима определённая почва.
Факторы риска бывают:
- Биологические (медицинские): патология беременности и осложнённые роды, тяжёлые хронические заболевания, сотрясения головного мозга, алкоголизм или наркомания у родителей, психические заболевания у кого-либо из близких родственников.
- Социально-психологические: семейное неблагополучие, низкий материальный достаток, плохие условия проживания, неполная семья, алкоголизм и наркомания у близких родственников, психические расстройства или частые нарушения правил общественного поведения у членов семьи и близких родственников, сильная и постоянная занятость родителей.
Специалисты, работающие с подростками, и родители должны проявлять максимальную «наркологическую настороженность» в случаях:
- обнаружения у подростка ампул, таблеток, порошков, других форм лекарственных препаратов;
- нахождения у подростков приспособлений для инъекций(уколов) – шприцев, игл, жгутов, а также следов от инъекций по ходу вен в области локтевых сгибов и других местах;
- наличия дома различных химических веществ, растворов, реактивов, особенно органических растворителей, клеев, лаков, пятновыводителей, а также характерного химического запаха, исходящего от волос, рук, одежды подростков;
- появления у подростков различных приборов, деталей, приспособлений для обработки, перегонки, очистки химических веществ.
Нужно учитывать и косвенные признаки:
- немотивированное изменение поведения, образа и стиля жизни;
- изменение особенностей психического реагирования;
- появление у подростков подозрительных друзей, особенно старшего возраста.
Наиболее общие черты наркомана с большим стажем следующие:
- всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;
- неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;
- часто – неряшливый вид, сухие волосы, отёкшие кисти рук; тёмные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»;
- невнятная, «растянутая» речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
- явное стремление избегать встреч со старшими членами вашей семьи;
- резкость, непочтительность в ответах на ваши вопросы;
- после его появления в доме пропадают вещи или деньги.
Слайд 10
Рекомендации педагогам и родителям.
- Разговаривайте с ребёнком о наркотиках и алкоголе: помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
- Учитесь слушать. Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь найти вместе с ним выход из проблемы.
- Давайте советы, но не давите советами. Как показывают житейские наблюдения, мы все не очень любим прислушиваться к чужому мнению. Наиболее рациональной может выступать форма, предполагающая свободный выбор ребёнка.
- Подумайте о своём примере. Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и т.д.
- Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.
- Чем больше сформировано у ребёнка чувство самоуважения, тем больше вероятность, что он сможет сказать «нет» в ответ на предложение испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким, как все.
Использованная литература:
А.Г. Макеева Школа без наркотиков – М.: Просвещение, 2003 г.
М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Все цвета, кроме чёрного Книга для родителей –М.: Изд. центр «Вентана –Граф», 2002 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подросток и наркотики
План : Положение с алкоголизмом и наркоманией в России. Что такое наркотик. Путь формирования зависимости. Почему принимают наркотики. Когда возникает интерес к наркотикам. Факторы риска. Рекомендации педагогам и родителям.
Положение с алкоголизмом и наркоманией в России
Что такое наркотик Наркотик – психоактивное вещество, которое включено в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом – психическую или физическую зависимость от него.
Путь формирования зависимости Многократное употребление Привыкание Увеличение дозы Зависимость
Почему принимают наркотики Форма кризиса подросткового возраста выражается в простой формуле: подросток стремится ощущать себя взрослым, стремится утверждать свою взрослость любыми доступными ему средствами.
Когда возникает интерес к наркотикам Возраст: 8-11 лет 11-13 лет 14-17 лет
Факторы риска Биологические (медицинские): патология беременности и осложнённые роды, тяжёлые хронические заболевания, сотрясения головного мозга, алкоголизм или наркомания у родителей, психические заболевания у кого-либо из близких родственников. Социально-психологические: семейное неблагополучие, низкий материальный достаток, плохие условия проживания, неполная семья, алкоголизм и наркомания у близких родственников, психические расстройства или частые нарушения правил общественного поведения у членов семьи и близких родственников, сильная и постоянная занятость родителей.
Рекомендации педагогам и родителям
Использованные ресурсы: http://www.medicus.ru/narcology/pats/?cont=article&art_id=10024 http://planetashkol.ru/articles/section/737/ http://www.kalitva.ru/2010/05/17/page/1/ http://inforotor.ru/news/10069972 http://zabota.biz/roditeli_priyateli.html http://podrobnosti.ua/health/2010/09/28/718736.html http://ria-sibir.ru/news/76/p2 http://st-cells.com/articles/?ID=78&MYID=353 http://club-rasta.ru/publ/article_recipes_reviews/podrostku_o_narkotikakh/5-1-0-53 http://www.nightstork.ru/tag/narkomaniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский лекторий на тему «Подросток и закон»
Цель:-знакомство с видами правонарушений несовершеннолетних и ответственностью за них...
Родительское собрание на тему - ПОДРОСТОК-РОДИТЕЛЬ
Жизнь в семье невозможна без общения (между мужем и женой, между родителями и детьми). Общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовны...
Доклад для родительского всеобуча на тему: "Воспитание гражданина в семье"
Доклад для родительского всеобуча на тему: "Воспитание гражданина в семье"...
выступление на родительском собрании на тему: "Подросток и улица"
Выступление на родительском собрании на тему: "Подросток и улица"...
РОДИТЕЛЬСКИ ВСЕОБУЧ НА ТЕМУ: «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»
Родительски всеобуч на тему: «Права и обязанности родителей в отношении своих детей»...
Родительское собрание на тему "Подросток".
Родительское собрание на тему "Подросток"....
Родительское собрание на тему "Подросток и с чем его едят"
Тематическое родительское собрание...