Родительское собрание «Толерантность – часть нравственной культуры человека»
методическая разработка (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа», с. Зикеево Жиздринского района
Родительское собрание в 11 классе
«Толерантность – часть нравственной культуры человека»
Кл.руководитель: Лукашева Любовь Александровна
2013-2014 учебный год
Цели: информировать родителей о возможностях воспитания толерантности в детях; помочь в осознанном выстраивании отношений с окружающим миром; повысить педагогическую культуру родителей.
Задачи: обучить приемам эффективного общения родителей; изучить ожидания родителей от проведения встречи по данной теме; познакомить родителей с основными возможностями толерантного воспитания на этапе окончания школы.
Форма проведения: собрание
Участники: родители учащихся, классный руководитель, спихолог.
Подготовительный этап:
- Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.
- Подготовка и проведение анкетирования детей (тест «Самооценка толерантности личности», приложение № 1).
- Сбор информации по теме собрания
- Совместная с детьми подготовка собрания
Оформление помещения, оборудование и инвентарь:
- Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные учащимися
- На классной доске тема собрания. Кабинет оформлен по теме собрания.
- На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки, цветные маркеры и фломастеры; цветные кружки для выражения настроения участников после окончания собрания.
Ход собрания
- Вступительное слово классного руководителя, приветствие родителей.
Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители! Вечер сегодня на самом деле добрый, так как речь пойдет о доброте взаимоотношений наших 11-классников с окружающим миром, о возможности воспитания в детях толерантности. Что же такое толерантность? Как научиться общаться с окружающим миром? И как научить ребенка строить отношения со всеми людьми, с которыми столкнет их жизнь? Все это и предстоит нам сегодня обсудить.
- Анализ анкет детей.
Классный руководитель. А начнем мы с результатов проведенного анкетирования. В нем приняли участие все учащиеся нашего класса.
(Классный руководитель знакомит родителей (как всегда, анонимно) с полученными итогами тестирования в цифровом и процентном соотношениях.)
- Обсуждение возможностей родителей в воспитании толерантности у подростков.
Далее проводится анкетирование родителей. Нужно обеспечить условия для комфортной работы родителей (тишина в классе, возможность индивидуальной работы).
Классный руководитель. Предлагаемый ниже тест поможет выявить возможности семьи в воспитании толерантности у подростков.
( приложение №2)
Происходит обсуждение полученных результатов с участием психолога. Обсуждаются основные проблемы, выделенные родителями как актуальные и наиболее сложные.
- Выступление по теме собрания классного руководителя.
Так что же такое толерантность? Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration, употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл “страдания”. Слово tolerance, согласно словарю Ларусса, впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской этимологии относит возникновение понятия “толерантность” как tolerance к XV веку, а как toleration – к XVI в. Причем в XV столетии оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке к этому добавляются значения “позволение”, “сдержанность”, “воздержанность”. В XVII веке термин употребляют в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с развитием идеи веротерпимости и принятием “Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии (toleranz) и в Нидерландах (tolerantie).
Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи и школы. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе и собственного культурного мировоззрения. Роль семьи именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность.
Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И, прежде всего, в образовательном процессе и в семейном воспитании, во взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В каждом человеке с рождения есть творческое начало, которое со временем развивается. Мы творим постоянно, даже сами того не замечая. Творческий потенциал – вещь удивительная, однако направлять его можно как на добрые цели, так и на злые. Стремление человека к добру или злу зарождается с младенчества и развивается в том или ином направлении с годами. И именно на плечи родителей ложится ответственность направить творческую энергию своих детей в нужное русло, помочь им научиться использовать её на благо других и себя. В нашем мире, переполненном войнами, насилием и соблазнами, это сделать очень непросто. Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Размышляя над далекими перспективами воспитания собственных детей, родители обычно не придерживаются строго заданных эталонов, определяют их довольно расплывчато. Более понятными для подростков остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантной личности остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.
Большое значение имеет образованность родителей, глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, попытка осмыслить какие-то конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, а в данном случае именно проблемы толерантности. “Воспитывать в себе воспитателя – это проблема, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной
- Принятие решения собрания. Подведение итогов.
Традиционные слова родителей о проведенной встрече, выражение их настроения после собрания с помощью цветных кружков.
Классный руководитель. Я надеюсь, что попытка задуматься над этой проблемой даст свои результаты, и в нашем мире жить будет спокойнее! Всего вам доброго!
Приложение 1
Тест: “Самооценка толерантности личности” (для подростков)
Негативные факторы нашей жизни создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам.
Предлагаемый тест, позволит Вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат.
Вопросы и ответы | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что мои знания оцениваются необъективно | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, не помогая другим | 1 | 2 | 3 |
3. Я переживаю за качество своей работы, а не других | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь выделиться, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я не терплю конкуренции | 1 | 2 | 3 |
10. Своим недругам я всегда даю отпор | 1 | 2 | 3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности | 1 | 2 | 3 |
12. Стараюсь не вникать в проблемы других | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру | 1 | 2 | 3 |
15. При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность | 1 | 2 | 3 |
16. Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы | 1 | 2 | 3 |
17. Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
19. Я думаю, что религия разъединяет людей | 1 | 2 | 3 |
20.Я думаю, что я должен жить на земле своих предков | 1 | 2 | 3 |
21. Я думаю, что смешанные браки нежелательны | 1 | 2 | 3 |
22. Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет | 1 | 2 | 3 |
23. Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста | 1 | 2 | 3 |
24. Не терплю людей, просящих милостыню | 1 | 2 | 3 |
25. Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях | 1
| 2 | 3 |
Приложение 2
Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье (для родителей)
В основе предлагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется 9-балльная шкала самооценки:
1- очень низкий уровень;
2- низкий уровень;
3- ниже среднего;
4- чуть ниже среднего;
5- средний уровень;
6- чуть выше среднего;
7- выше среднего;
8- высокий уровень;
9- очень высокий уровень;
10-наивысший.
Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 9-балльной шкале дважды. Вначале самооценка ставится в графе “реально”, а затем в графе “желательно бы”. Разрыв между “реально” и “желательно бы” и заключает в себя тот резерв качества воспитания толерантности, который не задействован, не использован родителями в воспитательной работе в должной степени.
Вопросы анкеты.
1. Какова степень эффективности решаемых Вами воспитательных задач?
№ |
| Реально | Желательно бы |
1. | Сплоченность родителей с детьми |
|
|
2. | Организация совместных творческих дел |
|
|
3. | Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для подростка |
|
|
4. | Создание условий для самореализации, самораскрытия подростка |
|
|
5. | Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций |
|
|
6. | Стимулирование позитивного поведения детей |
|
|
7. | Оказание помощи подростку в сложных, затруднительных ситуациях |
|
|
8. | Координация взаимодействия семьи и школы |
|
|
2. Оцените по 10-балльной шкале частоту использования в воспитании следующих форм и методов.
п/п | Формы и методы воспитания | Реально | Желательно бы |
1. | Беседа |
|
|
2. | Встречи с интересными людьми |
|
|
3. | Вечера отдыха |
|
|
4. | Экскурсии |
|
|
5. | Путешествия, выход на природу |
|
|
6. | Совместные творческие дела |
|
|
7. | Дискуссии |
|
|
8. | Игры |
|
|
9. | Что-то другое |
|
|
3. Оцените по 10-балльной шкале, что и в какой степени способствует эффективности воспитания, а также, какие качества и в какой степени “желательно бы” активизировать, развить и использовать более эффективно?
п/п | Качества | Реально | Желательно бы |
1. | Компетентность |
|
|
2. | Общая культура, интеллектуальность |
|
|
3. | Творческая инициатива |
|
|
4. | Наличие хобби, увлечения |
|
|
5. | Нравственные качества |
|
|
6. | Эрудиция |
|
|
7. | Трудолюбие |
|
|
8. | Любовь к детям |
|
|
9. | Общительность |
|
|
10. | Требовательность |
|
|
11. | Что-то другое |
|
|
4. Оцените по 10-балльной шкале степень эффективности Вашей работы как родителей по следующим направлениям воспитания:
п/п | Направление воспитания | Реально | Желательно бы |
1. | Нравственное |
|
|
2. | Умственное |
|
|
3. | Физическое |
|
|
4. | Эстетическое |
|
|
5. | Половое |
|
|
6. | Трудовое |
|
|
7. | Экологическое |
|
|
8. | Антиалкогольное, антиникотиновое, антинаркотиковое |
|
|
9. | Патриотическое |
|
|
10. | Правовое |
|
|
11. | Экономическое |
|
|
12. | Культуры поведения |
|
|
13. | Дисциплины |
|
|
14. | Что-то другое |
|
|
5. Сформулируйте 2-3 проблемы, которые особенно сложны, но актуальны для современных родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Толерантность - часть нравственной культуры человеа"
Вопросы формирования нравственной культуры школьников нельзя отдавть только на откуп школе, эту поблему надо решать совместно с семьей....
Родительское собрание на тему "Нравственные уроки моей семьи"
Материал к родительскому собранию...
Родительское собрание «Здоровая семья: нравственные аспекты»
Разработка родительского собрания, для родителей учащихся среднего и старшего звена, рассчитана на формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье....
Физическая культура - часть общей культуры человека.
Физическая культура - часть общей культуры человека....
Родительское собрание "Толерантное отношение к людям с ОВЗ"
Собрание для родителей по теме "Толерантное отношение к людям с ОВЗ",...
Сценарий родительского собрания "Толерантность - успешная социализация человека"
Цель проведения родительского собрания: повышение уровня культуры родителей в вопросах толерантности в семейном воспитании.Цель данного мероприятия позволит организовать взаимо...
Родительское собрание "Толерантность"
Родительское собрание "Толерантность"...