Готовность к школе - что это такое?
консультация по теме

Выступление на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе - что это такое?

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человек. Но требования растут и к ребенку - будущему полноправному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят семилетнего ребенка в очень жестокие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого - получение знаний, а не игра ,как раньше. Теперь уже и окружающие предъявляют ему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «психологическая готовность» к школе.

Умственная готовность детей к школе - важный компонент подготовки к обучению в школе, но далеко не единственный Не менее важны физическая, речевая и мотивационная готовность, готовность эмоционально-волевой сферы и готовность к общению с одноклассниками и учителями. Умственная готовность определяется познаниями ребёнка об окружающем мире:  живой и неживой природе (н-р, уметь назвать детенышей животных ), о некоторых социальных явлениях ( рассказать о празднике) и систематизированностью этих представлений. Важная примета умственной готовности - не просто разрозненные знания, представления о предметах , их свойствах , а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять , что , отчего и почему.

Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить результат выполненного задания. Названные умения - это обязательные условия любой деятельности человека, и их формирование происходит во всех видах детской деятельности: в игре, труде, рисовании, лепке, танцах.

К 7 годам ребенок должен владеть элементарными учебными навыками : - производить звуковой анализ слов, находить первый и последний звук в слове , называть по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги , определять количество звуков и слогов в слове.

-        вычислительные навыки : уметь производить операции сложения и вычитания в пределах
десяти в уме.

-        готовность руки к письму : уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради,
проводить заданные линии
, копировать рисунки и фигуры.

Умственной подготовкой ребенка к школе заняты воспитатели в дет.садах , но и родители должны принимать активное участие в подготовке ребенка к школе . Сейчас очень много книг посвященных этой работе, именно для родителей.

Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления предложений, высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. За год до школы ребенок уже может ( если его этому учить) осознано анализировать речь и звучание букв, играть в слова, подбирать слова - ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. 5-6 летний ребенок в силах пересказать прочитанную сказку или рассказ, может вести диалог, составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Разумеется, уровень всех этих умений в решающей степени зависит от того , насколько внимательны окружающие к его речи и участвуют в ее развитии. Если ребенок слышит речь плохую по артикуляции , грамматически неправильную , интонационно грубую , то он усвоит ее в таком же виде с такими же дефектами. В более трудном положении находятся домашние дети. Случается,что Ребенок перенимает у родителей взрослые обороты , говорит о каких -то взрослых проблемах -в то же не знает ни одного стихотворения , не умеет составить рассказ по картинке. Речевые проблемы у ребенка лучше решать до поступления в школу по ряду причин. Во-первых ,дошкольный возраст - самое благоприятное время для коррекции недостатков , т.к. психика


детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям. Во-вторых, своевременно нескорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно : нарушения письма и чтения.

Большое значение для успешного обучения в школе имеет физическое состояние ребенка. Самой тяжелой нагрузкой для него в школе является, именно снижение двигательной активности ( на 50%) - необходимость длительное время сидеть за партой, сохранять ученическую позу. Чтобы выдержать до конца все уроки и выполнить дом. задания, не снижая внимания ,памяти и мышления . Ведь от того как он на это среагирует ,будет зависеть ,как он усваивает школьную программу.

Среди двигательных функций особая роль принадлежит движениям пальцев рук. Давно установлено: формирование все более тонких и точных движений пальцев рук,выработка движений с различным участием пальцев и ладони _ это не только совершенствование функции руки ,но помощь развитию мозга ребенка ,его речи. Специальные упражнения по развитию пальцев рук нужно проводить в течении всего дошкольного да и школьного возраста.

Мотивационная готовность к школе - это желание учиться стремление к общественно значимой деятельности,к новой социальной позиции : быть школьником. Без такой мотивации все знания и умения ребенка будут невостребованными. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами,в общении со взрослыми и сверстниками. В итоге ребенок накапливает и по-своему перерабатывает сведения о школьной жизни , заранее пробует себя в роли школьника. Родители должны помочь ему: побеседовать о предстоящей школьной жизни ,рассказать о своей учебе в школе и т.д.

Основные показатели эмоционально-волевой готовности - определенная степень сформированности произвольных (т.е. целенаправленных) психических процессов: памяти, внимания, мышления, умения преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; быстрый тем работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценивать свою работу, найти и исправить ошибку. Эти качества развиваются у детей во всех видах их деятельности под чутким наблюдением взрослых, когда требования, похвала и порицание своевременны и заслуженны.

Психологическая готовность к школе- это также умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми. Поэтому вызывают беспокойство замкнутые, необщительные, тихие дети, которые в 6-7 лет с трудом контактируют с незнакомыми людьми, предпочитают играть одни. Остальные дети в коллективных играх, на занятиях в дет.саду , в общении с родными приобретают к 7 годам необходимые условия согласовывать свои действия с действиями сверстников , подчиняться правилам (н-р игры) и общей обстановке (н-р обстановке урока), и слушать учителя , входить в новый коллектив , общаться с новыми людьми.

Готовность к школе - вопрос очень серьезный. Но стоит напомнить, что на эту подготовку у ребенка и его родителей есть целых 7 лет, фактически все это время он живет и развивается для того, чтобы в 7 лет пойти в школу.

Итак, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев; Развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объем   знаний ребенка, а качество его мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста

Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ...

Что такое "психологическая готовность к школе"?

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...

речевая готовность к школе

           Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризует подготовленность ребёнка к обучению в школе ( пронумеруйте по степени убывания: 1-й – н...

Речевая готовность к школе

Материал для выступления на собрании для родителей будующих первоклассников...

Психологическая готовность к школе

Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...

Презентация по стратовой диагностике "Готовность к школе"

Стартовая диагностика по готовности детей к школе....

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу...