Родительское собрание «Адаптационный период пятиклассников"
материал (5 класс) по теме

Савинская Юлия Викторовна

Цель собрания: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

1)    сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена;

2)    проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учёбы;

3)    выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

4)    привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

учитель истории и обществознания

МБОУ «Ривзаводская СОШ»

Максатихинского района

Тверской области

                                                                                             Савинская

Юлия Викторовна

Родительское собрание
«Особенности адаптации пятиклассников»

Цель собрания: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

  1. сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена;
  2. проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учёбы;
  3. выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  4. привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация, буклеты для родителей, выставка детских рисунков.

Участники:  классный руководитель, родители учащихся, учителя-предметники.

Подготовительный этап:

I. Анкетирование родителей учащихся с целью выявления проблем и трудностей в обучении их детей  /Приложение №1/

II. Работа с педагогическим коллективом школы:

  1. Анкетирование учителей-предметников, работающих в данном классе /Приложение №2/

     2) Индивидуальные беседы с учителями-предметниками об успехах детей.

  1. Беседа с учителем начальной школы.

III. Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью, учебной мотивации учащихся и отношения к учебным предметам:

  1. Индивидуальные беседы с учащимися.
  2. Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева /Приложение №3/
  3. Написание учащимися «Открытого письма родителям» /Приложение №6/
  4. Сравнительный анализ успеваемости учащихся.

IV. Изучение классным руководителем научно-методической литературы по проблеме преемственности.

V. Подготовка буклетов для родителей с основной информацией по адаптационному периоду пятиклассников /Приложение №5/

VI. Оформление выставки рисунков обучающихся по теме: « Я в школе». /Приложение №7/

VII. Создание мультимедийной презентации по теме /Приложение№8/

ХОД СОБРАНИЯ:

I. Выступление классного руководителя с использованием презентации.

    - Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашем собрании. Начало учёбы в пятом классе – особый этап в школьной жизни. Особым он является не только для детей, но и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но и связаны с организацией жизни в школе в целом. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе.

Слайд №1:

- Итак, первая часть школьной жизни уже позади – ребёнок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

- Тема нашего сегодняшнего собрания: «Особенности адаптации пятиклассников».

Слайд №2

     - Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка.  

Вопросы родителям:

  1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
  2. Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?

     3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?

    4. Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

Слайд №3

Сравнительная таблица:

   

4 класс

5 класс

1

9 предметов

11 предметов

2

22 часа

29 часов

3

2 учителя

6 учителей

4

1-1,5 часа

2,5-3 часа

Слайд №4

          - В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, ученики. Данная система предполагает постоянное взаимодействие между участниками учебного процесса.

Слайд №5

  Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному   темпу, особенностям речи учителей; 
  • несамостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста. 

Слайд №6

       - Для решения данных проблем ученику необходимо быстро адаптироваться в новых условиях обучения:

   Адаптация – приспособление к окружающим условиям. /Биологическая, психологическая/

Слайд №7

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Слайд №8

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

  -  Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.

II. Анализ изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью, учебной мотивации учащихся и отношения к учебным предметам:

1. -  Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование.    (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью»./Приложение №3/)

Слайд  №9

Результаты анкетирования:

Ф.И.

Количество

баллов

Степень удовлетворённости школьной жизнью

1

Айтмагомбетов Кирилл

3,1

Высокая степень

2

Александров

 Алексей

3,1

Высокая степень

3          

Большакова Анастасия

2,9

Средняя степень

4

Зайцева

 Анастасия

2,6

Низкая степень

5

Майков

 Михаил

2,4

Низкая степень

   /Классный руководитель проводит качественный анализ результатов анкетирования/    

                                                             

Слайд №10

2. Сравнительный анализ  успеваемости обучающихся  за 4 класс и I четверть 5 класса:

Фамилия Имя

4 класс

/средний балл/

I  четверть

 5 класс

/средний балл/

Результат

1

Айтмагомбетов Кирилл

4,1

4,1

Изменений нет

2

Александров Алексей

4,4

4,3

- 0,1

3

Большакова Анастасия

4,4

4,3

- 0,1

4.

Зайцева Анастасия

3,8

3,7

- 0,1

5.

Майков Михаил

3,4

3,4

Изменений нет

/ Классный руководитель комментирует данную таблицу, останавливает внимание родителей на учебных предметах, по которым у ребёнка снизилась успеваемость/

Слайд №11

  1. Отношение пятиклассников к учёбе в  школе:

III. Результаты наблюдений за учебным процессом в 5 классе.

Слайд№12

-  Основные трудности, отмеченные в ходе наблюдения касаются самоорганизации учеников на уроках и во время перемен. Новая степень свободы, которая требует ее освоения, самодисциплины, произвольности часто заполняется стихийной деятельностью, как правило, общением, к чему в данный возрастной период наблюдается и большее предрасположение.

- Новый уровень сложности домашнего задания также приводит к тому, что часть учеников испытывает трудности в организации собственной деятельности по самостоятельной работе с учебным материалом.

IV. Рекомендации родителям

Слайд №13-14

1. Как  можно помочь обучающимся в период адаптации:

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Слайд №15

2. Памятка для учащихся:

  • Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  • Попросили — дай, пытаются отнять— старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не выпрашивай ничего.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой,
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

           - Очень хорошо, если вы, дорогие родители поместите свод этих правил в комнате или рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. И желательно в конце недели обращать внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

V. Выступление учителей-предметников.

Слайд №16

    / Мнение отсутствующих учителей доводит до сведения родителей классный руководитель, на основании предварительно проведённого  анкетирования учителей  /Приложение №3/ и индивидуальных бесед с ними./

VI. Высказывания родителей, беседа со всеми участниками собрания

Слайд №17

Обсуждение и осмысление сказанного выше через диалог заинтересованных людей. Родители могут задавать вопросы, приводить свои доводы и пожелания педагогам, а также побеседовать наедине с интересующим их участником разговора.

VII. Подведение итогов собрания. Решение собрания.

Слайд №18

   - Благодарю всех участников  собрания за сотрудничество. Исходя из вышесказанного, предлагаю:

Решение собрания:

  1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
  2. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни.
  3. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
  4. Родителям вести контроль за выполнением домашних заданий учащимися, ведением дневников.

/ Решение собрания фиксируется в протоколе /Приложение №4/

VIII. Заключительная часть.

Слайд №19   

   1. Классный руководитель  раздаёт родителям буклеты с основной информацией по адаптационному периоду пятиклассников /Приложение №5/ и открытые письма, написанные их детьми на тему «Я в пятом классе»  /Приложение №6/

            2. - А сейчас я приглашаю всех посетить выставку рисунков «Я в школе», на которой представлены работы учеников нашего класса. /Приложение №7/ Может быть, кто-то из родителей угадает, где рисунок его ребенка?

Литература

1.      Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

  2.  Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. — М.: ТЦ Сфера, 2006.-144 с.

  3.  Родительские собрания: 5 класс /Авт.-сост.  О.В. Дюкина. – М.: ВАКО, 2008. – 256с.

  4. . http://festival.1september.ru/authors/102-208-950/ Иванова И.Б. Разработка собрания с родителями 4–5-х классов по проблеме преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "ваш ребенок-пятиклассник"

в лекции для родителей указаны особенности перехода ребёнка на среднюю ступень образования. Помещены рекомендации родителям, советы учащимся о некоторых аспектах их возрастного периода ...

Родительское собрание: Трудности адаптационного периода пятиклассников

Успешнoсть адаптации младшегo пoдрoстка зависит не тoлькo oт егo интеллектуальнoй гoтoвнoсти, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с однoклассниками и педагoгами, сo...

Первое родительское собрание в 5 классе "Адаптационный период пятиклассников"

Тема: «Адаптационный период пятиклассников»Цели:·         расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;·...

Разработка родительского собрания на тему: "Особенности адаптационного периода пятиклассников"

Представленная презентация является разработкой родительского собрания для родителей пятиклассников.В краткой форме, пользуясь данной презентацией, можно рассказать родителям о том, на что надо обрати...

Родительское собрание "Адаптационный период пятиклассников"

Разработка рдительского собрания, включающее памятку для родителей....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Адаптационный период первоклассников»

Данное выступление направлено на психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребёнка к школе...

Родительское собрание "Адаптационный период пятиклассников"

laquo;Адаптационный период пятиклассников.Роль и значение семьи в воспитании детей»...