Это новое слово ФГОС
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема собрания: «Это новое слово ФГОС. Что? Где? Когда?»
Цели: довести до сведения родителей информацию о ФГОС.
Задачи: ознакомить родителей с понятием «ФГОС», раскрыть его основы с тем, чтобы избежать домыслов и непонимания в родительской среде. Просветить родителей по процессам, протекающим в системе образования.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Оборудование: анкеты для родителей, презентация к собранию.
Ход собрания:
1. Организационный момент.
Звучит отрывок из песни «Чему учат в школе?».
2. Слово учителя.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о ФГОСе. О том, что это такое, о том, коснётся ли это ваших детей, о том, есть ли сегодня сложности при подготовке к ЕГЭ и как эти проблемы должны разрешиться при переходе к ФГОС. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека. Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в конкурентном мире.
3. Заполнение первой колонки анкеты.
Сегодня мы с вами работаем сообща. Перед вами анкета, состоящая из двух колонок, содержащих одинаковые вопросы. Первую колонку я прошу вас заполнить в начале собрания, а вторую – в конце. Это даст мне возможность понять, что осталось непонятым и вернуться к этим вопросам на нашей следующей встрече.
(Работа с анкетой)
Уважаемые родители! Просим Вас заполнить данную анкету
по вопросам введения ФГОС второго поколения.
В начале собрания | В конце собрания |
1.Знаете ли вы, как расшифровывается ФГОС? | 1.Знаете ли вы, как расшифровывается ФГОС? |
2.Когда ФГОС вводится на всей территории России? | 2.Когда ФГОС вводится на всей территории России? |
3.Знаете ли вы, в чём отличие нового стандарта, и почему образование нуждается в подобных переменах? | 3.Знаете ли вы, в чём отличие нового стандарта, и почему образование нуждается в подобных переменах? |
4.Увеличивается или уменьшается роль родителей в организации образовательного процесса с введением ФГОС? | 4.Увеличивается или уменьшается роль родителей в организации образовательного процесса с введением ФГОС? |
5.Сколько часов внеучебной деятельности в неделю будет введено в основную образовательную программу школы? | 5.Сколько часов внеучебной деятельности в неделю будет введено в основную образовательную программу школы? |
6.Какие направления внеучебной деятельности вы бы предложили для вашего ребёнка?
| 6.Какие направления внеучебной деятельности вы бы предложили для вашего ребёнка?
|
8.Какие вопросы в связи с введением ФГОС вы бы хотели рассмотреть подробнее? | 8.Какие вопросы в связи с введением ФГОС вы бы хотели рассмотреть подробнее? |
9.Собираетесь ли продолжить знакомство с материалами ФГОС самостоятельно? | 9.Собираетесь ли продолжить знакомство с материалами ФГОС самостоятельно? |
4. Работа в группах.
Вы – родители со стажем, прошедшие путь с вашими детьми от 1 до 11 класса. Поэтому ваше мнение особенно важно.
Вы сидите сегодня за двумя столами. Это две группы. Как и по каким программам обучались ваши дети, вы знаете. Пожалуйста, посовещайтесь и составьте список плюсов и минусов той системы образования, по которой учились ваши дети.
5. Выступления представителей от каждых групп. Обсуждение плюсов и минусов настоящей системы обучения.
6. Беседа.
(Родители отвечают на поставленные вопросы, в случаях необходимости ответы дополняются учителем).
- Почему введение стандартов нового поколения стало необходимым? (Причины появления стандартов: 1) По закону «Об образовании» стандарты должны меняться не реже 1 раза в 10 лет.
2) Необходимо сохранение фундаментального ядра образования. В российских школах стандарты I поколения с этим не справлялись (при переходе из школы в школу не сохранялась единство программы)
3) Неудовлетворённость общества образовательными результатами (школа не может подготовить достойно ученика к ЕГЭ, значит, не справляется с образовательными результатами, результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении)
4) Произошла потеря нравственного идеала.)
- Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования…в чём состоят эти отличия?
( 1) Резко возросла информированность детей; 2) 2) Мало читают, особенно классическую литературу; 3) Несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления, произвольного поведения как следствие раннего замещения игровой деятельности учебной; 4) Ограниченное общение со сверстниками, что затрудняет освоение моральных норм, препятствует формированию коммуникативной компетентности; 5) Лишены опыта коллективных взаимоотношений; 6) Поляризация детей по уровню умственного и интеллектуального развития. 7) Изменилась социальная ситуация развития детей!)
- Так что же такое ФГОС (Федеральный государственный стандарт), если опираться на то, что уже сказано? (Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».)
7. Работа в группах.
Чтобы понять, в чём основное отличие стандартов нового поколения, предлагаю снова поработать в группах.
Проведите анализ того, как работала система воспитания в предыдущие годы, какие главные ценности были в те времена. Временные рамки для каждой из групп указаны.
1 группа. Вспомните, каков был воспитательный идеал в средневековье, в 18 веке при Петре Первом, какие главные ценности были в те времена.
2 группа. Вспомните, каков был воспитательный идеал в советское время, в 91 - 98 годах 20-го века, какие главные ценности были в те времена.
( Средневековье: покорность, хорошие воины, работоспособность, религиозные ценности (церковь направляла все действия), семейные ценности); 18 век: идеал: служение государству и батюшке. Человек - слуга царю и отечеству; советское время – патриотизм, ВОВ, защитник Отечества. Государство обрело власть над воспитанием, было устранено влияние церкви, атеизм, вера в коммунизм. Люди знали, к чему идут. Был нравственный идеал: всестороннее развитие личности, ради блага других забыть о себе, самопожертвование; 91-98 годы – дефолт. Потеря ориентиров. Кризис. Школа и семья ушли на 2 план. Впереди ничего – ни з/платы, ни стремления. Сильное влияние церкви, активное обращение к вере. Идеал свободной личности «выживай, как умеешь» Государство не занимается нравственностью. С 2000 гола – поиск нравственного идеала.)
- А теперь каждой из групп я предлагаю подумать и сказать: каков же современный национальный воспитательный идеал. (Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.)
8. Слово учителя.
Базовые национальные ценности российского общества:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Здоровье
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные религии России
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
- А сейчас давайте поделимся впечатлениями от работы в группе.
(ответы родителей: работать было интересно, много обсуждали, даже спорили, работой удовлетворены, она принесла удовольствие и укрепила самооценку – у нас всё получилось правильно)
- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно-деятельностный подход, он лежит в основе нового стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; - метапредметным,включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; - предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах - с 2013/14 учебного года. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — новый шаг в образовании.
- Каковы плюсы и минусы ФГОС основного общего образования вы увидели? (Первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй– поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы. Минус – это требования к условиям реализации стандарта. Не все школы технически готовы к таким изменениям.)
9. Заполнение анкеты.
А сейчас давайте подведём итог всему сказанному сегодня. Посмотрите на анкеты, которые вы заполняли в начале собрания, и заполните вторую колонку. Надеюсь, что сейчас вам будет легче.
10. Подведение итогов.
Родителям вручаются памятки «Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС»?
Памятка «Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС»?
Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/
Приглашаем обсудить вопросы по ФГОС на блоге КОИРО: www.blog.koiro.edu.ru
Создано Интернет-сообщество http://www.openclass.ru/node/165403 для реализации законных прав и интересов участников образовательного процесса.
Список литературы
- http://kurkieki.ucoz.com›svedeniy/pedsovet_po_fgnos.doc
- http://s24006.edu35.ru/index.php/documents/fgoc/76-2011-06-05-19-23-05.html
- http://sk1ost.narod.ru/fgos.htm
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/roditelskoe-sobranie-vnedrenie-fgos-noo-v-mou-sosh-no-26
- http://schkolaswjat.ucoz.ru/
- http://ipk.karelia.ru›
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ введение новых слов по теме "Oekologie"
Введение новых лексических едениц по теме "Экология"...
Новые слова и термины. Естествознание. 9 класс
Новые слова и термины. Естествознание. 9 класс...
Знакомство с новыми словами по теме “Furniture” (упражнения).
Обучение лексическим средствам устного общения.Знакомство с новыми словами по теме “Furniture” (упражнения)....
Способы образования новых слов в русском языке
Здесь представлена презентация к изучению и закреплению темы "Способы образования новых слов в русском языке". Урок русского языка в 5 классе....
Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель
Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...
Презентация и доклад "Функциональная грамотность – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО"
Курский государственный медицинский университет, медико-фармацевтический колледж провел Межрегиональные педагогические чтения «Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образо...
Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)
Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока: • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...