Лекции для родителей
консультация (5 класс) по теме

Лекции для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsii_dlya_roditeley.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Лекции для родителей.

О родительском авторитете.

(А. С. Макаренко «Лекции о воспитании детей»).

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь авторитет. Часто приходится слышать вопрос: «Что делать в ребёнком, если он не слушается?». Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у которого этот талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. Послушание не может быть целью. Цель может быть только одна - правильное воспитание. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро всё разрушается. Не остаётся ни авторитета, ни послушания. Есть много сортов ложного авторитета.

Авторитет подавления.

Это самый странный сорт авторитета. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда сердит, всегда рычит, при всяком удобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью - это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только ребёнка , но и мать. Он делает мать нулевым существом, способным быть только прислугой. Такой авторитет воспитывает детскую ложь и человеческую трусость; жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, мстящие за подавленное детство.

Авторитет расстояния.

Если такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, изредка выступать в виде начальства. Здесь сплошь и рядом у отца отдельный кабинет, из которого он показывается изредка. Обедает он отдельно, даже свои распоряжения по семье передаёт  через мать. Бывают и такие матери, у них своя жизнь, свои интересы, а дети находятся в ведении бабушки или домохозяйки.

Авторитет чванства.

Некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели и показывают эту важность на каждом шагу даже своим детям. Толкуют о своих достоинствах, высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что поражённые таким видом отца, начинают чваниться и дети. На каждом шагу повторяют: мой папа - начальник; мой папа - знаменитость. Это приводит к трагическому отделению детей от других. Встречается такой авторитет и у родителей - матерей: какое-нибудь особенное платье, поездка на курорт, важное знакомство - всё это даёт им основания для чванства.

Авторитет резонерства.

Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребёнку несколько слов, родитель усаживает его против себя и начинает скучную, надоедливую речь. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители забывают, что дети - это не взрослые, что у них своя жизнь, которую надо уважать. Ребёнок живёт эмоционально, страстно, его меньше всего занимают рассуждения. Привычка приходит у ребёнка постепенно, а постоянные разглагольствования родителей, гуденье, проходят для ребёнка почти бесследно.

Авторитет любви.

Чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей. А чтобы заслужить эту любовь необходимо на каждом шагу показывать свою родительскую любовь. Нежные слова и бесконечные ласки сыплются на детей в избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты и папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражение детских глаз, требуют в них нежности и любви. Такая семья погружается в море сентиментальности, что ничего другого не замечает. Много опасных мест: дети замечают, что родителей можно как угодно обманывать, если делать это с невинным выражением. С малых лет ребёнок начинать понимать, что людям можно подыгрывать (холодный, циничный расчёт). Вырастают неискренние, лживые эгоисты.

Авторитет доброты.

Детское послушание вызывается мягкостью, уступчивостью родителей (образ «доброго ангела»). Они всё разрешают, ничего не жаль, они боятся семейных конфликтов, предпочитают семейный мир. Дети скоро начинают командовать родителями; широкий простор для детских желаний, капризов.

Авторитет дружбы.

«Наши дети будут нашими друзьями». Родители и дети должны быть друзьями, но всё же оставаться старшими членами, а дети воспитанниками. Если дружба достигает крайних пределов, то начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать своих родителей. Настоящей дружбы уже нет, так как нет уважения.

Авторитет подкупа.

Послушание покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: «Будешь слушаться - ...». В семье, возможно, некоторое поощрение. Но нельзя премировать за хорошее поведение. Можно премировать за выполнение какой-нибудь трудной работы. Но нельзя заранее объявлять ставку, подстёгивать детей.

Но бывает, что родители, совсем не думают об авторитете; сегодня родитель нагремел за пустяк и наказал, вчера признался в любви, послезавтра ещё что-нибудь обещает, на следующий день снова наказал.

Бывает, что отец придерживается одного авторитета, мать другого. Детям приходится, прежде всего, быть дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей выпускников

Экзамены - трудная пора для детей. Как помочь им в этот период? Ответ вы найдете, прочитав данную лекцию....

Музыка и нравственное здоровье (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Цикл лекций для родителей начинающих пианистов «Музыкальная педагогическая азбука для родителей»...

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Лекция для родителей: "Что такое педагогический такт и в чем он должен проявляться у родителей"

Так же, как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.По отношению к детям это умение должно быть еще...