Лекция для родителей выпускников
статья (11 класс) по теме

Экзамены - трудная пора для детей. Как помочь им в этот период? Ответ вы найдете, прочитав данную лекцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Cel.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: проинформировать родителей о том, как психологически поддержать выпускников во время экзаменов.

        Тема нашего родительского собрания выбрана не случайно. В каждой семье, где есть школьник-выпускник, уже сейчас начинаются переживания. «Экзамены грядут, и протестует душа…» Эти слова, написанные в начале 20 века одним из московских гимназистов, актуальны и для выпускников 21 века и их родителей.

В начале учебного года мы попросили группу родителей провести самотестирование: выявить свой уровень тревожности. Как правило, он был умеренный. Это полезная тревожность, непременный спутник активной, творческой личности каждого из нас. А теперь представьте: вам сегодня предстоит экзамен. И если бы я сейчас попросила бы Вас выполнить тест на определение своей ситуативной тревожности в данной обстановке, то уверяю, что у Вас, взрослых людей, которым пока сдавать экзамен не нужно, тревожность резко возросла. А каково детям?!

А ведь после итоговой аттестации многим предстоит еще вступительные экзамены в средние и высшие учебные заведения. Итоги анкетирования, которое я провела в одном из классов, наглядно показывают, каким образом решался вопрос о профориентации в каждой семье:

  1. самостоятельно выбрали будущую профессию – 13 старшеклассников;
  2. на семейном совете – 6 чел.;
  3. решили родители – 3 чел.;
  4. не определились – 5 чел.

Таким образом, многие из них впервые совершили самостоятельный, осознанный выбор и предпринимают усилия для осуществления своих планов. Успех или неудача при этом способны оказать серьезное влияние на их дальнейшую жизнь.

Рудольф Загайнов – один из самых известных практических психологов нашей страны – утверждает, что груз неудач в определенные, решающие моменты жизни начинает перевешивать все остальные факторы: накопленный опыт, навыки мастерства. И это может морально сломить человека.

Накопление неудач – очень опасная ситуация. Однако дело заключается в том, что одно и то же событие, один и тот же результат может быть весомым вкладом в копилку неудач, может быть нейтральным событием, а может просто стать полезным опытом. У взрослых людей результат определяется их внутренней оценкой события. У подростков внутренняя, самостоятельная оценка событий только формируется и важную роль играет оценка со стороны окружающих, особенно родителей. Необходимо учитывать, что экзамены – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса.

Стресс – модное слово. Оно стало популярным после опубликования в 1936 г. книги Ганса Селье. В ней стресс определяется как специфический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение (дословный перевод английского слова «стресс» - напряжение).

Селье выделил 3 фазы реагирования организма:

I фаза – реакция тревоги. В ходе ее происходит мобилизация необходимых сил.

II фаза – фаза сопротивления, когда делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Например, в блокадном Ленинграде медиками не было зарегистрировано случаев повышения давления, ангин.

III фаза – реакция истощения, когда после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. При ней возможны нарушения сна, сердечного ритма, восприимчивость к болезням.

После опубликования теории Селье стали говорить о том, что необходимо свести количество стрессовых ситуаций к минимуму из-за их разрушительного действия на состояние здоровья. Однако был выявлении следующий интересный факт, получивший в медицине название «болезнь достижений». Она возникает в том случае, когда человек добивается чего-то очень важного и позволяет себе расслабиться. Признаки – те же самые, что и при стрессе: нарушение сна, появление чувства неудовлетворенности. Всё это показывает, что отношение к нагрузкам не может быть однозначным. Однако, к сожалению, и многие родители тоже считают, что преодолеть страх перед экзаменами – это значит вообще подавить в себе всякий страх и беспокойство. На самом деле это не так. Пусть нормальный, естественный страх присутствует у ребенка. Беспокойство, которое человек испытывает заранее, помогает ему собраться с силами для предстоящего испытания. Если страх не возник заранее, ребенок может оказаться неподготовленным и не выдержать стресса в критический момент.

Ученые провели интересные опыты с животными с целью исследования их поведения в процессе стресса.

Было выявлено поведение 2-х видов. Первое – пассивно-оборонительное: забившись в угол клетки, животные дрожали от страха. Второе – активно-оборонительное, когда животные попытались бежать, пробовали кусаться. Именно у животных, демонстрировавших 2-ую линию поведения, уменьшалось количество заболеваний.

Интересен еще один опыт: к котам близко подводили собак. У животных с характерной 2-ой линией поведения при этом резко повышалось артериальное давление, шерсть вставала дыбом, но когда собаку уводили, все показатели быстро приходили в норму. У животных с 1-ым видом поведения давление подскакивало не так резко, но, когда опасность исчезала, оно еще долго продолжало оставаться повышенным.

В зависимости от того, к каким последствиям приводит состояние тревожности перед предстоящими испытаниями, всех ребят также можно разделить на 2 группы. Одни приходят в состояние повышенной мобилизации, дочитывают разделы книги, припоминают вопросы, т.е. проявляют качества, аналогичные спортивной злости, помогающей выиграть. У них возрастает способность к концентрации внимания. Деятельность прогнозируется на несколько ходов вперед. Улучшается и память: человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое.

Вторая группа ребят суетливо листает учебник, не в состоянии на чем-либо сосредоточиться, слушает тех, кто уже сдал, и убеждает себя, что ничего не помнит, не знает. Эти дети заранее предчувствуют поражение. Качество мышления у них ухудшается, т.к. происходит сужение сознания. Отсюда и нечувствительность к юмору. Не стоит шутить с такими людьми в состоянии стресса: шуток они не поймут. Взяв экзаменационный билет, они не могут сразу прочитать вопросы. Если экзамен идет строго по схеме, то у них есть шанс сдать его успешно, но дополнительные вопросы или ощущение, что хотя бы один вопрос им неизвестен, приводят к катастрофе – они забывают даже то, что знали.

На первый взгляд, может показаться, что эти 2 группы различаются по степени эмоциональной напряженности, но если бы это соответствовало действительности, то физиологические изменения (частота пульса, кровяное давление) у 2-ой группы были бы несравненно выше, чем у 1-ой. Однако это не так. Показатели почти не отличаются в процессе самого экзамена, но зато существенно различаются после его окончания. У представителей 1-ой группы они приходят в норму буквально через 10-15 минут, у вторых эти показатели не только не снижаются, но и продолжают нарастать после экзамена независимо от результатов. Медики и психологи пришли к выводу, что причина возникновения тревожности у данных ребят кроется в том, что экзамен затрагивает более глубокие пласты личности. Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это – проверка на право чувствовать себя Человеком.

И очень важно, как пройдет это испытание. При неудаче может сформироваться замкнутый круг: при новом испытании может возникнуть ощущение прошлых неудач, как следствие этого сходный тип реагирования -> и новая неудача. И такой человек, в силу своих психологических особенностей, как бы программирует себя на последующие неудачи (поражения).

Ребята в 15-17 лет еще не накопили груза неудач, вгоняющих в замкнутый круг, но зато он есть у взрослых, родителей, для которых успехи детей (или промахи) равноценны ощущению собственной успешности (или провала). Тревога родителей передается ребенку, поэтому в этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, понимать эмоциональное состояние своего ребенка. К сожалению, в жизни не всегда так бывает. И в доказательство тому я хочу прочитать сочинение одного из старшеклассников:

«Мне 16 лет. Возможно, это время могло бы стать самым прекрасным в моей жизни – ведь молодость неотрывна от романтики, свободы, любви, поиска новых впечатлений.

Я говорю своей маме: «У меня должна быть личная жизнь, неужели тебе никогда не было 16?» А она отвечает мне: «У тебя сейчас не должно быть никакой личной жизни, кроме учебы…» Я говорю ей: «Я учусь хорошо, мало кто может учиться так, как я». А она: «Этого недостаточно, ты должен целыми днями сидеть за книгами». А я от этого сидения сесть не могу, потому что больно… И вот сижу я «за решеткой в темнице сырой», учусь, что есть силы, кляну в душе все эти книги, родителей, всю свою жизнь; бывает подойду к окошку, гляну на тех, кто «на свободе», так тянет меня выпрыгнуть из этого окошка и полететь… навстречу свободе».

Типичная ситуация. А ведь в период подготовки к экзаменам и их сдаче родителям необходимо постараться избегать конфликтов с детьми.

Что же еще нужно сейчас Вашим детям?

Поддержка, уверенность в том, что они любимы, несмотря ни на что, ощущение надежного тыла.

Чаще говорите ребенку главные слова: «Ты сможешь!», «Не бойся!» Важно и самовнушение: «Я смогу!», «У меня получится».

Конечно, родители должны создать условия для учебы ребенка, например, помогать в поисках нужной литературы; контролировать режим дня. И постоянно поддерживать связь со школой, чтобы вовремя устранить какие-либо пробелы в знаниях.

Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним, подобрать наиболее оптимальные решения проблем, которые могут возникнуть на экзамене.

Постарайтесь научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Например, когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям напряжение, сильную усталость, необходимо:

  1. сделать паузу в работе;
  2. опустить ладони рук под холодную воду на 2-3 минуты;
  3. сделать массаж и т.д.

Еще один прием саморегуляции стрессового состояния – стараться находить положительные стороны во всех положениях. Хорошие советы по этому поводу дает А.П. Чехов в рассказе «Жизнь прекрасна»: «Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно. Для этого нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло быть хуже. Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!» А в нашей ситуации не стоит идти на поводу своих эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы для себя и ребенка. Например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло. Всё можно исправить!»

По мнению ученых, активизации внимания и умственной деятельности способствуют также:

  1. пребывание каждый день 15-20 минут на утреннем солнце;
  2. потребление шоколада и молочных продуктов;
  3. вдыхание приятных запахов (лимона, лаванды);
  4. даже крик.

Всё, о чем я сказала выше, это мнение, советы специалистов.

А вот в чем, по мнению ребят, должна заключаться помощь им в подготовке и сдаче экзаменов:

  1. Освободили от домашних дел;
  2. Оказали моральную поддержку;
  3. Не отвлекали по пустякам;
  4. Контролировали процесс подготовки;
  5. Помогли разобраться в трудных вопросах;
  6. Стимулировали учебу;
  7. Помощь не нужна.

О чем свидетельствует последний ответ?

1) Ученик просто не захотел отвечать на поставленный вопрос.

2) Между ребенком и родителями нет взаимопонимания, поэтому и на их помощь он не надеется.

Конечно, много зависит и от того, в какой атмосфере проходит экзамен. Многое зависит и от учителя. Но уверяю Вас, что экзамены в нашей школе всегда проходят доброжелательно, согласно инструкции по проведению экзамена.

Список литературы.

1.Чехов А.П. Жизнь прекрасна. Сборник рассказов. М., Детская литература, 1978.

2.Воспитание школьников, №3, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка и нравственное здоровье (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Цикл лекций для родителей начинающих пианистов «Музыкальная педагогическая азбука для родителей»...

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Лекция для родителей: "Что такое педагогический такт и в чем он должен проявляться у родителей"

Так же, как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.По отношению к детям это умение должно быть еще...