Родительский ринг "Семейные проблемы. Как их решать?"
методическая разработка по теме
Одной из форм просвещения родителей класса является родительский ринг. Ни для кого не секрет, что в вопросах воспитания ребенка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько озабочены сложившейся ситуацией и напуганы ею, что у ни не хватает мужества поделиться ею с педагогами и специалистами для того чтобы принять верное решение.
Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка | 73.5 КБ |
презентация | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одной из форм просвещения родителей класса является родительский ринг. Ни для кого не секрет, что в вопросах воспитания ребенка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько озабочены сложившейся ситуацией и напуганы ею, что у ни не хватает мужества поделиться ею с педагогами и специалистами для того чтобы принять верное решение.
Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.
На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены различные проблемные ситуации воспитания, связанные с учащимися или отношениями, которые складываются в классном коллективе. Анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных учащихся класса или школы. В анализ ситуации включаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения.
Такие мероприятия играют огромную роль в просвещении родителей класса, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Конспект родительского ринга
«Семейные проблемы. Как их решать?»
ЦЕЛЬ: изучение точек зрения родителей по решению проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.
ЗАДАЧИ:
- Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.
- Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.
ХОД РИНГА:
- Вступительное слово классного руководителя. Объявление темы ринга и его задач:
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, в ней закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
- На доске написаны высказывания великих педагогов.
«Воспитание может все» (Гельвеций)
«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»
(Л.H. Толстой)
«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди» (В.Г. Белинский)
Родителям предлагается высказать свое мнение и свое отношение к данным высказываниям. Необходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против».
- Ситуации для обсуждения «Что делать, если...»
Ситуация первая. В последнее время ребенок очень изменился,
мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?
Ситуация вторая. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора. Там вы узнаете, что ваш сын (или дочь) исправил оценки в дневнике и расписался за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ваш ребенок вас обманул.
Ситуация третья. Ваш ребенок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда - он ничем не хочет помогать по дому, в комнату к нему лучше не заходить - всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать отвечает категорическим отказом.
Ситуация четвертая. Застенчивость и неуверенность в себе - характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток на его умение общаться с одноклассниками, учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает.
Ситуация пятая. Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается даже в ваш адрес.
Ситуация шестая. Ребенок вырос. Все чаще пытается ускользнуть из дома и все дольше где-то задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого, но не знаете, как поступить.
В каждой ситуации анализируется мнение «за» и мнение «против», предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации, определяются те модели, которые можно считать образцом для подражания в воспитании детей.
- Рубрика «Родителям на заметку». Каждый ринг должен знакомить родителей с правилами и эталоном поведения.
Как любить своего ребенка
Правило первое.
Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебиты ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
Правило второе.
Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье.
Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвертое.
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители пример для положительного подражания каждый день.
Правило пятое.
Признавать сноп ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
- Поведение итогов ринга. Родителям предлагается определить по пяти балльной шкале результат ринга:
- полезность встречи;
- актуальность обсуждаемых ситуаций;
- атмосферу встречи.
Литература
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы /3-е из., перераб. и доп.: М.: ВАКО, 2007. – 253 с.
- http://klassruk.ucoz.ru/publ/1-1-01
- Давыдова А.В. Справочник классного руководителя: 5 класс.: М.: ВАКО, 2008. – 272 с.
- Агафонова А.Д. Методическое пособие: М.: Глобус, 2009. – 158с.
Заявка
на участие в муниципальном конкурсе
методических разработок родительских собраний
«Педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания»
№ п/п | ОУ | ФИО (полностью) | Тема собрания | номинация |
1 | МБОУ СОШ №22 | Илюхина Оксана Александровна | «Семейные проблемы. Как их решать?» | родительское собрание 5-11 классов |
Дата ______________________
Директор школы _____________________________ /Чиркова М.Ю./
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы профессиональной деятельности: «Перед прошлым склони голову, перед будущим засучи рукава» Генри Льюс Менкен
Цель воспитательной работы: Научить своих ребят жить в гармонии с самими собой, любить свое Отечество, быть толерантными, отзывчивыми и милосердными. Свои отношения с ребятами я строю на доверии и справедливости.
Принципы взаимодействия школы и семьи: взаимное доверие и уважение; взаимная поддержка и помощь; терпение и терпимость друг к другу.
От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах. Л.Н. Толстой Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершали, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности – значит лишиться всякого их доверия и уважения. Ж. Лабрюйер .
Заголовок слайда Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди. В.Т. Белинский
ЦЕЛЬ: ИЗУЧЕНИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ.
ЗАДАЧИ: обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса
Заголовок слайда Ни для кого не секрет, что в вопросах воспитания ребенка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько озабочены сложившейся ситуацией и напуганы ею, что у ни не хватает мужества поделиться ею с педагогами и специалистами для того чтобы принять верное решение.
СИТУАЦИЯ 1 В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?
ОТВЕТ Пытаться разговорить ребенка, используя « Я – высказываю …» . « Я – чувствую …» … Проконсультироваться у психолога или психоневролога, чтобы исключить патологию. Попытаться отвлечь ребенка совместным активным отдыхом, поездкой, делом.
Обсуждение ситуаций
Ситуация 2 В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора, и там вы узнаете, что ваш сын (или дочь) исправил оценки в дневнике и расписался за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ваш ребенок вас обманул.
ОТВЕТ Объяснить ребенку, что говорить правду, какая бы она не была – это правило вашей семьи. Если есть проблема она требует решения, если требуется вмешательства взрослых. Данный случай требует определенных санкций со стороны родителей, например – запретить играть в компьютер, просмотр TV , прогулки и т.д. Провести совместную беседу родитель – педагог – ребенок и дать понять ребенку, что он будет находится под строгим контролем.
СИТУАЦИЯ 3 Ваш ребенок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда - он ничем не хочет помогать по дому, в комнату к нему лучше не заходить - всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать, отвечает категорическим отказом.
ОТВЕТ Использовать «жетонный» метод. Повесить в комнате ребенка огромный плакат, призывающий к уборки в комнате. Убрать на время все нужные ребенку вещи, тем самым дать понять, что ребенок получит их только после уборки.
СИТУАЦИЯ 4 Застенчивость и неуверенность в себе - характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток на его умение общаться с одноклассниками, учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает
ОТВЕТ Повысить самооценку ребенка, чаще поддерживать его, дать понять ему что он не безразличен родителям. Консультация специалиста Занять ребенка, записать в какой-либо кружок, где ребенок почувствует себя успешным, и будет проявлять уверенность в себе.
СИТУАЦИЯ 5 Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается даже в ваш адрес.
ОТВЕТ Показать ребенку, что агрессивное поведение не лучший способ выражения эмоций. Объяснить ему причинно-следственную связь между «агрессивным поведением» и отношениями с окружающими. Дать возможность каждый день выражать вои эмоции с помощью «дополнительных средств» побить грушу, покричать в подушку, и т.д. Записать ребенка в спортивную секцию, где он сможет выплескивать отрицательную энергию.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Дорогие родители! Ваш ребенок – это ваше будущее, ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным. Мы – школа, учителя - тоже искренне заинтересованы в том, чтобы Ваш, ребенок стал полноценным Человеком, культурной, самостоятельной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Мы предлагаем Вам сотрудничество в воспитании Вашего ребенка. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании Вашего ребенка следующих правил:
Избегайте крайностей в любви к ребенку. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Равнодушие, тем более пренебрежительное отношение к ребенку ничуть не менее вредно. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Главное средство воспитания – это пример родителей, их поведение. Слово – вспомогательное средство . Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Основа поведения ребенка – это его привычки. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат. Важно всячески способствовать развитию у ребенка самоконтроля, самоанализа своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Желаем Вам успехов!
Подведение итогов
Заголовок слайда
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста"
Сценарий собрания, подготовительная работа к нему, приложения. Применима к нему и призентация с аналогичным названием....
родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"
сценарий родительского собрания...
Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс
Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...
Тема родительского собрания «Проблемы компьютерной зависимости»
Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким магнетически воздействующим на человека устройством как компьютер. Он прочн...
Родительское собрание «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье»
Презентация «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье» - отличная возможность привлечь внимание родителей к проблемам в воспитании детей. В презентации идет речь о ...
Презентация родительского собрания "Проблемы подросткового возраста"
Рассмотрены проблемы подросткового возраста детей. Приведенны советы психолога в помощь родителям...
Родительское собрание "Проблемы семейного досуга. Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"
Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного окружения. Об этом и пойдет речь в предоставленном материале....