Доклад «Охрана зрения как важный компонент здоровьесбергающего образования»
статья по теме
В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий. Согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.
Плохое зрение - чаще всего зависит от ослабления аккомодациональной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okhrana_zreniya.doc | 46.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Охрана зрения как важный компонент здоровьесбергающего образования»
В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий. Согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем - и должны! - бороться за хорошее зрение и его сохранение.
Плохое зрение - чаще всего зависит от ослабления аккомодациональной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза.
Учёные показывают, что здоровье зависит от следующих факторов:
10% - от медицинского обеспечения,
20% -от наследственности,
22% - от экологии,
48% - от образа жизни.
А этим процессом можно управлять. Следовательно, главная социальная задача – это сохранение здоровья детей, формирование у ученика потребности вести здоровый образ жизни, формирование у него мотивации и привычки к этому.
Целью создания на базе МАОУ СОШ № 2 классов С(К)К 4 вида явилось обеспечение полноценного образования обучающихся на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи детям с нарушением зрения.
Для осуществления поставленной цели в данных классах решаются следующие задачи: психолого-диагностическое изучение обучающихся, разработка индивидуальных коррекционных программ специалистами, организация образовательного процесса, анализ полученных результатов работы по интеграции обучающихся в традиционные формы обучения.
Классы С(К)К 4 вида комплектуются по направлениям городской ПМПК. В текущем учебном году в школе функционирует одиннадцать таких классов, в которых обучается 139детей.
Ежегодные углублённые медицинское осмотры показывают, что в нашей школе до 40% детей имеют ту или иную глазную патологию разной степени выраженности. Кроме того, школа является преемником реабилитации детей с пониженным зрением после специализированного детского дошкольного образовательного учреждения «Ручеёк», откуда к нам поступают дети с косоглазием, врождёнными аномалиями рефракции: миопия, гиперметропия, астигматизм, посттравматическим анофтальм, дистрофические изменения сетчатки.
В школе созданы все условия для обучения и оздоровления таких детей.
Деятельность педагогов в данном направлении включает:
- четкое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей обучающихся;
- чёткое выполнение рекомендаций офтальмологов по размещению ребёнка в классе, соблюдению режима использования оптических средств коррекции, использованию приёмов, облегчающих зрительное восприятие учебного материала учащимися, имеющими нарушение зрения;
- контроль за периодичностью посещения ребёнком офтальмолога и выполнением им медицинских рекомендаций;
- контроль за соблюдением светового режима в классе (уровень общего освещения, освещение доски, использование рационального сочетания искусственного и естественного освещения);
- дозировка домашних и классных упражнений;
- контроль за правильной посадкой учащихся и использование приёмов по её достижению;
- контроль за соблюдением рационального режима дня и питания;
- профилактика простудных и инфекционных заболеваний;
- профилактика общего и зрительного утомления учащихся за счёт включения в образовательный процесс физкультминуток, использование различных комплексов упражнений для глаз.
Коррекционная работа на уроках строится с учётом того, что ребёнок с нарушениями зрения обучается в комфортном психологическом климате, все предметы имеют коррекционную направленность. Подобная работа носит общеразвивающий характер: повышает уровень общего, сенсорного и интеллектуального развития, корригирует зрительно-моторные и оптико-пространственные нарушения общей и мелкой моторики.
Обеспеченность учебниками и учебно-методическими пособиями – 100%
С учителями, работающими в классах «охраны зрения» на совещаниях и педсоветах были отработаны рекомендации по работе в данных классах.
В в вариативной части учебного плана для успешной социализации учащихся в общество сверстников введены предметы информатика, основы здорового образа жизни, лечебная физкультура.
77,7 % учащиеся данных классов посещают спортивные секции, кружки доп. образования МАОУ СОШ №2 (изостудия, хореография, театральная студия, КВН, «Школа безопасности», вокально-танцевальный кружок, «Закон и право»).
Наполняемость классов «охраны зрения» не превышает 15 человек, что позволяет более полно осуществлять индивидуальный подход к обучению и комплексное лечение в Оздоровительном центре школы, где учащимся школы оказываются все имеющиеся виды услуг: для каждого ребёнка, имеющего патологию зрения, индивидуально с учётом показаний и противопоказаний был определён объём лечебных процедур:
а) общеукрепляющие (массаж, УФО, светолечение; витаминотерапия);
б) медикаментозное лечение (патологическое, симптоматическое);
в) физиолечение:( электрофорез, гальванизация, ультразвук, УВЧ, дарсонвализация, магнитотерапия, ингаляции, КУФ, общее , диадинамерия, массаж);
г)водолечение (душ Шарко, Шотландский душ, циркулярный душ, восходящий душ, подводный душ-массаж);
д) занятия по методикам тренировочных упражнений, касающихся главным образом состояния аккомодационной функции.
Во всех классах С(К)К 4 вида введены дополнительные часы ЛФК для проведения специальных упражнений для профилактики нарушения зрения и общеукрепляющих упражнений;
С учащимися систематически проводятся занятия с тифлопедагогом.
Виды коррекционных занятий: развитие зрительного восприятия; развитие осязания и мелкой моторики; ориентировка в пространстве; социально-бытовая ориентировка.
Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение. Так дети быстрее узнают предметы на расстоянии, если у них есть уже о них осязательное представление. В этом случае дети воспринимают с помощью зрения ярко выраженные и легко воспринимаемые признаки предмета (их цвет, форму, величину). Анализируют эту информацию, сопоставляя ее с имеющимся опытом осязательного восприятия предмета. Развитие школьников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их деятельности и речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.
Все учащиеся классов С(К)К 4 вида систематически осматриваются офтальмологом в динамике и своевременно получают лечение. В штате Оздоровительного центра работает врач офтальмолог, врач педиатр, врач физиотерапевт, врач ортопед две сестры ортоптистки, две медсестры по массажу, три медсестры по физиолечению, что позволяет оказывать лечебные и профилактические процедуры в срок и в полном объёме. В распоряжении медиков находится самое современное оборудование, позволяющее диагностировать и лечить детей
Врачами офтальмологами ведутся офтальмологические карты и карты офтальмологического наблюдения в классах С(К)К 4 вида Офтальмологические карты составляются для учителей, работающих в этих классах. В них содержится следующая информация: зрительная нагрузка (в минутах), расстояние до книги, рекомендуемая парта и ряд. В картах офтальмологического наблюдения ведется учет осмотров ребенка офтальмологом, динамика лечения.
Врачи офтальмологи проводят большую работу по профилактике патологии зрения: проводятся беседы в классах, индивидуальные консультации с родителями, выпускается большое количество памяток с рекомендациями, оформлен рабочий стенд. Четыре раза в год учащиеся классов «охраны зрения» получают комплекс профилактических процедур в Оздоровительном центре школы под контролем врачей.
Кроме этого учащиеся с ослабленным зрением получают лечение на тренажёре БОС офтальмологический. В прошлом учебном году 112 учащихся классов С(К)К 4 вида прошли лечение, получив 1700 процедур. Прибор реализует метод, названный ВИДЕО-КОМПЬЮТЕРНЫМ АУТОТРЕНИНГОМ, в основе которого лежит процедура выработки у пациента специализированного инструментального условного рефлекса с помощью bloreedback – технологии. Положительная динамика прослеживается у всех детей в той или иной степени.
В школе реализуется индивидуальная программа по формированию двигательных умений и навыков, в которой определен двигательный и ортопедический режим, дозирование нагрузок, указаны противопоказания к применению тех или иных приемов. Проведены курсы лечебной физической культуры, обеспечивающие лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический эффект.
Согласно учебного плана, занятия ЛФК проводятся в специализированных классах «охраны зрения» один раз в неделю . Занятия проводит инструктор-методист Кочарина Наталья Викторовна. Допустимой нагрузкой для классов С(К)К, являются занятия по специальной учебной программе. Основой для проведения занятий ЛФК является программа «Физическое воспитание учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе» авторов Л. Н. Коданёва и М. А. Шуть. На основании данной программы разработаны рабочие программы на каждую параллель, составлено календарно-тематическое планирование занятий ЛФК.
Цели изучения лечебной физической культуры предполагают обеспечение правильного физического воспитания и адекватного двигательного режима с учетом патологической картины заболевания учащегося, способствовать проведению более тщательной и целенаправленной коррекции отклонений в физическом развитии учащегося.
В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений. В процессе занятий ЛФК учитываются особенности каждого возраста.
Занятия содействуют общему укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, формируют основные двигательные умения и навыки, воспитывают интерес и потребность к занятиям лечебной физической культурой, содействуют формированию навыков культуры поведения, укрепляют теоретические знания по физической культуре. Учитель достаточно внимания уделяет занятиям специфическими упражнениями для глаз, при этом, исключая прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове, которые категорически противопоказаны детям с заболеваниями органов зрения.
Достаточно времени уделяется занятиям дыхательной гимнасткой.
Проведение занятий ЛФК носит оздоровительный характер. Теоретический материал носит направленный характер на заболевания, которые преобладают в конкретной группе. На практике отрабатываются упражнения, направленные на лечение заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учёные показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: 10% - от медицинского обеспечения, 20% -от наследственности, 22% - от экологии, 48% - от образа жизни.
Деятельность педагогов для обучения и оздоровления детей четкое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей обучающихся; чёткое выполнение рекомендаций офтальмологов по размещению ребёнка в классе, соблюдению режима использования оптических средств коррекции, использованию приёмов, облегчающих зрительное восприятие учебного материала учащимися, имеющими нарушение зрения; контроль за периодичностью посещения ребёнком офтальмолога и выполнением им медицинских рекомендаций;
Деятельность педагогов для обучения и оздоровления детей контроль за соблюдением светового режима в классе (уровень общего освещения, освещение доски, использование рационального сочетания искусственного и естественного освещения); дозировка домашних и классных упражнений; контроль за правильной посадкой учащихся и использование приёмов по её достижению; контроль за соблюдением рационального режима дня и питания; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; профилактика общего и зрительного утомления учащихся за счёт включения в образовательный процесс физкультминуток, использование различных комплексов упражнений для глаз.
Оздоровительный центр школы предоставляет услуги а) общеукрепляющие (массаж, УФО, светолечение; витаминотерапия); б) медикаментозное лечение (патологическое, симптоматическое); в) физиолечение:( электрофорез, гальванизация, ультразвук, УВЧ, дарсонвализация, магнитотерапия, ингаляции, КУФ, общее , диадинамерия, массаж); г)водолечение (душ Шарко, Шотландский душ, циркулярный душ, восходящий душ, подводный душ-массаж); д) занятия по методикам тренировочных упражнений, касающихся главным образом состояния аккомодационной функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучение грамотности в коррекционном классе охраны зрения
Урок в 1 классе охраны зрения " Прощание с русской Азбукой".Учитель Нефёдова Надежда Сергеевна ( ГБОУ СОШ № 448 Санкт-Петербург )...
"Круглый стол" для родителей первоклассников классов охраны зрения
Ознакомление родителей с особенностями работы с детьми в классах охраны зрения, графиком работы специалистов....
"О классах охраны зрения общеобразовательной школе (из опыта учителя - дефектолога)
Статья о классах охраны зрения в общеобразовательной школе...
"О классах охраны зрения общеобразовательной школе (из опыта учителя - дефектолога)
Статья о классах охраны зрения в общеобразовательной школе...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...
Охрана зрения
Урок посвящён зрению, болезням глаз и как сохранить зрение....
Формирование и охрана зрения у детей
Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в период от 1-го до 5-го года жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается...