Родительский всеобуч. План 2013-2014
проект (7 класс) по теме

Чернов Герман Геральдович

 

Социокультурная обусловленность воспитания проявляется не только в профессионально-педагогической деятельности учителей и воспитателей, но и воспитательной деятельности родителей, современная ситуация которой порождает её новые (вновь осмысленные) виды, в частности – научно-методическое сопровождение процесса педагогического образования родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект родительского всеобуча63 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

________Чернова Е..Г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

____________Шуваева Л.В.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Поселковая СОШ»

__________Касаткин А.Ф.

Родительский всеобуч

МКОУ «Поселковая СОШ»

2013____ – 20_14__ учебный год

Программа родительского всеобуча

 на 2013-2014__ год

 Цель программы: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.

Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.

Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.

Исходная гипотеза:

1. Социокультурная обусловленность воспитания проявляется не только в профессионально-педагогической деятельности учителей и воспитателей, но и воспитательной деятельности родителей, современная ситуация которой порождает её новые (вновь осмысленные) виды, в частности – научно-методическое сопровождение процесса педагогического образования родителей.

2. Педагогическое сопровождение процесса педагогического образования родителей ориентировано на осознанное включение родителей в воспитательный процесс образовательного учреждения; проектирование содержания педагогического образования родителей как системы, позволяющей определять благоприятные пути достижения желаемых результатов в воспитании их собственных детей.

3. Система педагогического сопровождения процесса педагогического образования родителей строится с опорой на типы и особенности современной семьи, проблемы современного ребёнка, возрастные особенности детей.

Основные задачи проекта:

1. Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления интегративнойоткрытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.

2. Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.

3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;  педагогическое самообразование родителей.

5. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.

6. Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания педагогического образования родителей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

      Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка).

      Создание в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей.

      Формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника.

      Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

Пояснительная записка

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке,  цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.

В настоящее время семья в Российской Федерации, в том числе и в Оренбургской области, переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

  •    потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
  •    инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
  •    открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
  • Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной
  •    с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
  •    со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
  •    с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле педагогического образования родителей  представлено следующими блоками:

  • Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.
  • Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 
  • Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Принципы:

  •    первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
  •    достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
  •    практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
  •    взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
  •    развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
  •    гуманизации отношений и общения;
  •    системности воспитательных воздействий на ребёнка;
  •    преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
  •    сотрудничества по созданию Образа Человека.

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как

  •      система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
  •      особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
  •      процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

20___----20____учебный год

5 – 6 –классы

Безопасность учащихся в школе. Организация питания школьников. О работе блока доп. образования

2,3 октября

Чернова Е.Г.

Ответственность и безответственность ребенка. Что стоит за этим?

11,12 декабря

Касаткина В.Д.

«Хочу и надо» в воспитании школьника

12,13

февраля

Чернова Е..Г.

Вредные привычки и их последствия

16,17 апреля

Поминов А.В

7  класс

Безопасность учащихся в школе. Организация питания школьников. О работе блока доп. образования

2,3 октября

Голенцова И.В.

Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание в семье)

11,12 декабря

Чернов Г.Г.

«Если ребенок не хочет учиться». Стимулирование ответственного отношения к учебе.

12,13

февраля

Чернова Е.Г.

Как сформировать привычку быть здоровым

16,17 апреля

Голенцова И.В.

8 класс

Безопасность учащихся в школе. Организация питания школьников. О работе блока доп. образования

2,3 октября

Голенцова И.В.

Значение чужого мнения для подростка. Как защитить собственного ребенка.

11,12 декабря

Чернов Г.Г.

Уверенность и неуверенность в себе. Что стоит за этим?

12,13

февраля

Касаткина В.Д.

О вредных привычках и не только…

Что надо знать родителям и учащимся о новой форме итоговой аттестации

16,17 апреля

. Чернов Г.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч. Средняя ступень.ПЛАН

Работа с родителями. Средняя ступень. Родительский всебуч....

Планы и анализ работы проблемно-методической группы (2012-2013, 2013-2014 гг)

Планы и анализ работы проблемно – методической группы  «Повышение мотивации учения и познавательного интереса учащихся в малочисленной школе»Предлагаю познакомиться с анализом работы проблем...

План мероприятий родительского клуба «Дружная семья» 2013-2014 учебный год

План мероприятий родительского  клуба «Дружная  семья» 2013-2014 учебный год...

Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «ЖИЗНЬ УНИКАЛЬНА» 2013/2014 г.

Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «ЖИЗНЬ УНИКАЛЬНА» была разработана  в  2013/2014 году для реализации в Государственном специальном (коррекционном) образоват...

План родительского всеобуча на 2019-2020г

План родительского всеобуча на 2019-2010г...

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА на 2020 -2021 учебный год

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧАна 2020 -2021 учебный год...