Родительское собрание "Под защитой семьи"
методическая разработка по теме
Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется социальными институтами, ведущее место среди которых занимает семья. Значение семьи в воспитании детей доказано уже тем, что дети, выросшие в детских учреждениях, не всегда создают крепкую счастливую семью. А почему? Потому что не знают как? У них перед глазами нет примера семьи, они хорошо себя чувствуют в коллективе, потому что изначально их семьёй был коллектив....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pod_zashchitoy_semi.ppt | 2.11 МБ |
pod_zashchitoy_semi.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Под защитой семьи
Родительское собрание
Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется социальными институтами, ведущее место среди которых занимает семья.
Слайд 2
Семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений во всех сферах жизни общества, поскольку их результаты непосредственно отражаются на её экономическом благосостоянии, стабильности и воспитательном потенциале. Именно семья по социологическим исследованиям остаётся наиболее влияющим фактором на воспитание ребёнка – 50%, СМИ – 30%, Школа – 10%, улица – 10 %.
В обычных условиях человек, тем более ребёнок не живёт в изоляции. Мы обитаем среди людей и вынуждены приспосабливаться к среде своего существования. У детей нет выбора – они живут там, где его поселят родители или взрослые. Они впитывают их правила, речь, походку, навыки, привычки и всё то, что делает детей «своими». Дети очень стараются копировать всё это, так как от этого зависит их принятие в среду взрослых и восприятие личности ребёнка окружающими его близкими людьми. Тут впору вспомнить историю гадкого утёнка – никто его не принимал, так как он ни на кого не был похож.
Ситуация отвержения, непринятия в среде себе подобных является самым страшным наказанием для человеческой психики. В таких обстоятельствах резко нарушается структура всего мировоззрения человека, рушатся все его взгляды, цели и ценности. Разрушение ценностной и ориентационной сферы человека является самым тяжёлым видом стресса, так как человек перестаёт понимать, в каком направлении ему двигаться, к чему стремиться, на кого быть похожим. Процесс усвоения ребёнком окружающей культуры, её моральных норм и ценностей, форм поведения и реагирования называется социализацией. Процесс социализации начинается с того самого момента, когда ребёнок становится способным проявлять себя, то есть практически сразу после рождения.
Слайд 3
Так уж устроена наша жизнь, что на определённых этапах роста и развития нас окружает самое разное количество людей, но в самом начале существования человека их всегда немного. Этих самых близких к малышу людей и называют «значимыми близкими». В самом лучшем случае – это родители: папа и мама, в худшем – врачи, нянечки и воспитатели детских домов. Но вне зависимости от жизненных обстоятельств это его СЕМЬЯ. Все психологи сходятся на одном мнении – корни взрослых проблем находятся в детстве, в семье.
Всё познаётся в сравнении, и для того чтобы узнать «не норму», нужно её сравнить с «нормой». Готовых рецептов счастья и семейного благополучия не существует, и каждая семья строит свою систему семейной жизни.
Слайд 4(щелкнуть 3 раза)
Благополучие семьи держится на трёх китах: ответственности всех её членов семьи друг перед другом, чувство свободы в стенах родного дома и вне его и уважении друг к другу.
Всё вышеперечисленное является относится к каждому члену семьи, а не является прерогативой её «хозяев».
Семья – это подвижная система, которая функционирует в интересах её членов, но реагирует на внешние факторы. От того, как быстро она реагирует на обстоятельства и насколько быстро уравновешивается внутри, с учётом этих изменений, и будет зависеть её «счастье». БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ – это не «каменная скала» о которую разбиваются волны и которую они же и подтачивают. Это «плавучий корабль», который, качаясь на волнах, скользит по ним сам, выбирая свой маршрут.
Членов здоровой семьи отличает то, что они действуют из своих стремлений, которые совпадают с интересами других её членов. Например, в квартире убираются не для кого-то и не ради кого-либо, а просто для чистоты. Если готовят – то не ради кого-то, а для того чтобы поесть. Если один член этой семьи не разделяет интересов и увлечений другого, то не «борется» с ними и подсмеивается, считая это «дорогой блажью», а просто радуется хорошему настроению близкого человека.
Любая семья выполняет определённый ряд функций, для того чтобы нормально развиваться. Если эти функции не выполняются, то отношения в семье не могут приносить удовлетворения всем её членам. Значит кто-то в семье страдает.
Слайд 5
Функции благополучной семьи:
- Эмоциональная функция. Семья позволяет человеку в безопасной (!) обстановке выражать свои чувства, не боясь быть раскритикованными, осужденными, получить поддержку и понимание эмоционального состояния. Семья удовлетворяет потребность в принятии, понимании, уважении и любви.
- Функция духовно-культурного общения В семье все знают об увлечениях друг друга. Члены семьи поддерживают или хотя бы знают интересы друг друга. Уровень культурного развития людей, входящих в одну семью примерно одинаков: Семейные интересы общие – ездить в выходные на природу или ходить на выставки, концерты.
- Хозяйственно-бытовая функция. В рамках семьи её члены получают поддержку и помощь в решении насущных бытовых вопросов. Домашние обязанности распределены, каждый знает за что он отвечает, но любой его может «прикрыть, подменить» не испытывая чувства, что его используют.
- Функция первичного социального контроля. Эту функцию все понимают по своему, но она заключается в том, что выражается в слове «забота». Каждый член семьи знает, что есть кому вызвать врача в случае болезни, позвонить на работу, присмотреть за детьми и домашними животными, полить цветы в случае отъезда и др.
- Сексуально-эротическая функция. Это сексуальные взаимоотношения партёров как мужчины и женщины, а так же поло-ролевое и сексуальное воспитание детей.
- Воспитательная функция. Семья реализовывает потребность в отцовстве и материнстве, реализовывают свои родительские инстинкты и получают свои продолжения в детях. И сейчас мы с Вами увидим, как эта функция влияет на детей разного возраста.
Слайд 6
Итак от 0 до 3 лет огромное значение имеет жизненный личный опыт деятельности для ребёнка. Личный опыт предполагает, что ребёнок что-либо сделал и получил результаты. (Но последствия этих результатов – опыта должен разгребать ребёнок сам, а ваша цель – убедить его в этом).
Качества, которые развиваются в этом возрасте при условии если мама и близкие любят, заботятся и терпеливо относятся ко всем экспериментам – доброта, душевность, внимательность, отзывчивость, общительность. Ну и если мама и близкие попались эгоистичные, равнодушные и считающие что в этом возрасте ребёнок ещё ничего не понимает, то у малыша развиваются такие качества как эгоистичность, безразличие, чёрствость.
Слайд 7
От 3 до 7 лет у ребёнка складываются деловые качества и характер отношения к труду. Именно в этом возрасте дети могут понять, что работа – это не «тяжкий крест», а интересная деятельность, приносящая моральную удовлетворённость и материальный доход.
Качества, которые развиваются в этом возрасте – трудолюбие, добросовестность, аккуратность, настойчивость, ответственность, терпение, энергичность, самостоятельность.
Советы родителям по воспитанию детей в этом возрасте:
- Приучать к посильному труду как можно раньше.
- Поощрять и адекватно стимулировать детей к занятиям посильной работой.
- Создавать стабильное и радостно-бодрое настроение в семье.
Слайд 8
Период учёбы в начальных классах – социализация и коммуникация; это период налаживания массы новых контактов и умения находить с ними общий язык. Главный человек в этом возрасте – это учитель.
Родителям и педагогу нужно научить в этом возрасте ребёнка не бояться нового, пробовать во всех направлениях и ощущать рядом сильное плечо родителя.
Качества, которые развиваются в этом возрасте – смелость, решительность, самообладание, уверенность в себе.
Слайд 9
Подростковый период – время формирования ВОЛИ. Что такое Воля? Воля – это способность человека осознанно, продуманно, и целенаправленно преодолевать препятствия, как внешние, так и внутренние и действовать в выбранном направлении. Особое значение имеет направленность личности.
Многие родители подростков сетуют на то, что их дети дерзят, спорят, не прислушиваются к их советам и списывают это на подростковый возраст. Да, возраст 13 – 17 лет – это возраст поиска себя, своего признания и места в окружающем мире. Ребёнок сравнивает свою жизнь и её принципы с жизнью и принципами других людей. Пересматривает старые ценности и ориентиры, ищет новые. Практически всегда этот период сопровождается недоверием к устаревшим принципам родителей, которые на их взгляд живут не так.
Слайд 10
У каждого подростка и юноши эти реакции имеют разную интенсивность и остроту, в зависимости от темперамента, исходных отношений с родителями и близкими.
Основной вопрос этого периода: «А как надо?», и если подросток не найдёт достойных ориентиров, то он или придумает свои, или пойдёт по наиболее лёгкому пути «как все». А на это «как все» можно посмотреть по телевизору, увидеть в газетах и на сайтах Интернета…..
Слайд 11
Качества характера, которые должны быть развиты в подростковом возрасте – ответственность, дисциплинированность, обязательность, инициативность, деловитая занятость и интерес к труду.
А для того, чтобы научить ребёнка такому отношению к жизни и развивать вышеназванные качества должен быть личный пример родителей и их положительный опыт – то есть успешная карьера, разнообразные и развитые интересы, практические занятия (хобби) и увлечения.
Дети будут жить интересной и разнообразной жизнью, если родители вместе с ними ходят на выставки, концерты, совместно смотрят фильмы с последующим обсуждением, вместе чинят машину и пекут пирожки, ходят на рыбалку и на этюды, создают и выращивают….
Такой подход к жизни закладывается у детей на основании выражения лиц родителей их чувств и эмоций. Если родители счастливы, доброжелательны, часто улыбаются, способны оказать детям и другим людям в полном объёме, то дети будут расти с ощущением, что у взрослых всё под контролем, что им ничего не угрожает, а значит не нужно ничего бояться, можно доверять миру и людям, можно в полной мере постигать и познавать его.
Слайд 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"
В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры....
Родительское собрание "Моя семья", посвященное Дню семьи
Родительское собрание «Моя семья», посвященное Международному Дню семьи, проводится совместно с детьми. Целью собрания является приобщение родителей к культуре правильного обще...
Родительское собрание "Защита прав и достоинства ребенка в семье "
Родительское собрание "Защита прав и достоинства ребенка в семье "...
Родительское собрание "Под защитой семьи. Как уберечь ребенка от наркотиков»
Общешкольное родительское собрание...
Родительское собрание "Защита прав и достоинств ребенка в семье"
Сценарийобщешкольного родительского собрания«Защита прав и достоинств ребёнка в семье»....
Родительское собрание "Защита прав и достоинств ребенка в семье".
Сценарийобщешкольного родительского собрания«Защита прав и достоинств ребёнка в семье»....
Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...