Родительское собрание: Как развить коммуникативную культуру
методическая разработка (8 класс) по теме
Родительское собрание в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvit_kommunikativnuyu_kulturu.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как развить коммуникативную культуру ребёнка».
Ход собрания.
Выборы секретаря.
- Слово классного руководителя по теме собрания.
- Проведение анкеты.
- Выступление психолога.
- Итоги первой четверти.
- Разное.
Проблема воспитания ребёнка, его коммуникативной культуры, является одной из значимых в развитии системы образования.
Коммуникативные способности — представляют собой умения и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность.
Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.
Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно сочетается с развитостью у него коммуникативных способностей.
Применяемые на практике техника и приёмы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.
Дети более импульсивны и непосредственны, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и общение становится более взвешенным, рациональным, экспрессивно экономным.
К основным видам речевой деятельности относятся говорение, слушание, чтение и письмо. Именно эти виды рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе общения.
Общение сопровождает производственно-трудовую и учебно-познавательную деятельность, характеризует стиль управления и деловых отношений, происходит в семье и воспитании детей. Уровень жизнедеятельности человека в каждой из этих сфер жизни зависит от культуры общения.
Сейчас многие пишут и говорят о так называемом «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей.
Изменение материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации (Internet, сотовая и пейджинговая связь, телевидение и т.д.), расширение «дистантного общения» - все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека, культуры его речевого поведения.
Культура речевого поведения определяется как общими нормами культуры общения, так и конкретно-социальной ролью человека.
а) способ жизнедеятельности человека,
б) исторически определённый уровень развития общества, сил и способностей человека, степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо.
Анализируя культуру речевого поведения, можно выделить пять основных компонентов:
- культура речи как способ формирования и формулирования мысли;
- культура речевого этикета как устойчивых общепринятых норм общения;
- культура языка как средств выражения мысли;
- соматическая культура - культура мимики, жестов и т.д.;
- культура мышления.
Отметим еще раз, что культура общения является одной из составляющих нравственного воспитания человека.
Есть две формы обращения к другому человеку: ты – сообщение и я – сообщение. Ты сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не кладёшь вещи на своё место»)
Я - сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребёнка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет.
Отец говорит: «Ты меня утомил», ребёнок расшифровал – «я плохой».
Отец говорит: «Я устал», ребёнок расшифровал «Отец устал»
А сейчас прошу вас переформулировать фразы так, чтобы ребёнок понял всё и не обиделся.
С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда ничего не слушаешь. | |
Обед ты себе разогреть не можешь, ботинки помыть не можешь. Ты сам вообще что-то можешь? | |
Вечно ты бросаешь рюкзак, где попало. | |
Уйди, ты меня раздражаешь. |
Культура общения или коммуникативная культура в обобщенном представлении включает в себя культуру речи, языка, мышления, речевого поведения (этикета), эмоциональную и соматическую культуру.
Коммуникативная культура определяет принципы поведения, она отражает систему ценностей, идеалы, нормы.
Следовательно, культура общения помогает организации общения по установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей личности в творческой деятельности (Художественной, конструктивной, музыкальной, артистической, литературной и т.д.)
Отношение учителя к ученику быть самыми различными: доброжелательными, искренними, неискренними, теплыми, холодными, близкими и т.д.
В исследованиях показано, что люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба, любовь) и, наоборот, не принимают или принимают с трудом позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть и т.д.).
Отношения передаются не только вербальными средствами (изменениями голоса, интонации).
В живом непосредственном общении большую роль играют мимика, пантомимика, взгляды и т.д.
Неприязненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает ее к недооцениванию позитивных шагов с его стороны, направленных на успешный итог общения, а также провоцирует личность на поведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания.
В то же время отношение симпатии к партнеру способствует созданию общей установки на взаимопонимание, на максимальную успешность общения.
Результатом общения, соответствующего нормам культуры, является взаимопонимание партнеров. Оно предполагает, согласно А.Ю. Панасюку, пять условий, от которых зависит, будут ли люди понимать, что им говорят: единство терминологии, учет уровня интеллекта, полнота информации, логичность ее изложения, внимание (к тому, «'чем говорится).
В дополнение к этому Панасюк А.Ю. отмечает, что понимание часто может блокироваться, если человек будет использовать неадекватную интонацию.
Так, например, если, собеседник будет говорить с возмущением или грубо, агрессивно, то понимание со стороны слушающего будет затруднено и даже, может быть нарушено так как слушающий человек, возможно, будет сконцентрирован не на смысле принимаемого высказывания, а на отношении говорящего к партнеру общения.
Часто люди понимают то, что от них требуется, но не выполняют этого. Понять - это еще не значит принять. Необходимо согласие обоих партнеров общения. Необходимо также, чтобы ваша позиция не противоречила каким-либо основным взглядам и позициям по данному вопросу с вашим партнером общения.
Умение слушать является совершенно необходимым условием успешного общения. Однако его необходимость осознается далеко не всеми.
Ведь очень часто, общаясь, люди не слышат друг друга. Рекомендации как надо слушать:
- Не уходите от ответственности за общение. Необходимо помнить, что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит ваш собеседник, дайте ему об этом знать или уточняющими вопросами, или переформулировав сказанное с просьбой поправить вас.
- Будьте внимательны (физически), т.е. слушайте собеседника
всем телом: повернитесь к нему лицом, поддерживайте с говорящим визуальный контакт; помните о расстоянии (о дистанции) между вами, которое должно быть удобно для обоих. - Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Помните, что любой человек может удержать сконцентрированное внимание в пределах нескольких минут.
- Старайтесь понять не только смысл, но и чувства вашего собеседника. Наблюдайте за невербальными сигналами, за тоном голоса, скоростью речи, интонацией, понаблюдайте за тем, способствуют ли невербальные сигналы большему пониманию речи говорящего или противоречат его словесному содержанию.
- Старайтесь выразить понимание.
- Не притворяйтесь, что слушаете говорящего. Bаc, быстро разоблачат.
- Не перебивайте без надобности.
- Не делайте поспешных выводов.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не давайте непрошенных советов.
Все речевое поведение коммуниканта строится в расчете на определенную реакцию партнера, необходимо предвидеть:
- отношение собеседника к самому себе (как личности, как представителю группы);
- отношение к той информации, которая станет предметом деловой оценки или обсуждения;
1. Постулат личностных качеств говорящего человека
- информативность и компетентность - свободное владение предметом речи;
- уверенность в себе, в своем знании, в умении установить нужный контакт со слушателем;
- объективность в оценке информации и способов ее сообщения;
- неравнодушие - заинтересованность и увлеченность предметом речи;
- дружелюбие и искренность.
2. Постулат отношения к партнеру
- установка на взаимодействие, сотрудничество;
- стремление увидеть проблему с точки зрения партнера, вовлечь его и соразмышление;
- уважительное отношение к партнеру, интерес к его суждениям;
- умение выслушать собеседника.
3. Постулат релевантности (от англ. уместный, относящийся к делу) устной речи
- говори по существу дела;
- говори то, что важно в данной ситуации;
- соотноси отбор и предъявление информации с запросами и ожиданиями партнера/
4. Постулат информативности
- говори в меру: столько, сколько необходимо для достижения цели общения;
- не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований;
- выстраивай доказательства последовательно и аргументированно/
5. Постулат языковой информативности речи
- говори ясно и кратко;
- говори так, чтобы тебя нельзя было понять неправильно, истолковать двусмысленно;
- используй речевые клише в соответствии с нормативными правилами стиля речи, принятого в данной ситуации общения.
Следование этим постулатам, чистота и точность речи, выбор слов играют важную роль в адекватности ее понимания в воспитании общей культуры говорящего.
Воспитание общей культуры, формирование культуры общения, коммуникативной культуры, продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.
Хочу предложить некоторые заповеди Януша Корчака.
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
- Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Из всех перечисленных выше источников воспитательного влияния наиболее важным звеном в воспитании культуры общения является школа и другие учебные заведения.
Следовательно, культура общения - это сложное, многогранное и многоплановое образование.
Культура общения формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение жизни и деятельности человека.
Поиски наилучших форм и методов воспитания культуры общения велись и ведутся многими отечественными педагогами, психологами и учеными.
Предлагаю выполнить анкету «Общение в семье»
№ п/п | Вопросы | Ответы | ||
Да | Нет | Иногда, отчасти | ||
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребёнком? | ||||
Говорит ли с вами ребёнок «по душам», советуется ли по личным делам? | ||||
Интересуется ли он вашей работой? | ||||
Знаете ли вы друзей вашего ребёнка? | ||||
Бывают ли они у вас дома? | ||||
Участвует ли ваш ребёнок вместе с вами в домашних делах? | ||||
Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения? | ||||
Проверяете ли вы, когда он учит уроки? | ||||
Участвует ли ребёнок в подготовке к семейным праздникам? | ||||
Предпочитает ли ребёнок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых?» | ||||
Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанные книги? | ||||
А телевизионные передачи и фильмы? | ||||
Бываете ли вы с ним в театрах, музеях, на выставках и концертах? | ||||
Участвуете ли вы вместе с ребёнком в прогулках, туристических походах? | ||||
Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет? |
За каждое «да» ставится 2 балла, за каждое «иногда, отчасти» – 1 балл, за «нет» – 0 баллов. Далее подсчитывается количество набранных балл
Более 20 баллов.
Ваши отношения с ребёнком в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов.
Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов.
Ваши контакты с ребёнком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Для того, чтобы выяснить уровень общения ребят в классе, была проведен тест по теме: «Зачем люди общаются?»
22 опрошенных. 16 вопросов.
За каждый ответ «да» - 2 балла, за ответ 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов.
3 балла и менее.
Твоя общительность носит болезненный характер. Ты говорлив, многословен, вмешиваешься в дела, которые не имеют к тебе никакого отношении. Берёшься судить о проблемах, в которых совершенно не разбираешься. Часто бываешь вольной или невольной причиной конфликтов. Ты вспыльчив, обидчив, часто необъективен Серьезная работа не для тебя. Близким с тобой трудно. Воспитывай в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относись к людям; наконец, подумай о своем здоровье -такой стиль жизни не проходит бесследно.
4-8 баллов.
Твоя общительность бьет ключом. Тебе кажется, что ты всегда в курсе всех дел. Охотно берёшь слово по любому вопросу, даже если имеешь о нём поверхностное представление. Всюду чувствуешь себя в своей тарелке. Берёшься за любое дело, хотя далеко не всегда можешь довести его до конца. По этой самой причине люди относятся к тебе с некоторой опаской и сомнениями. Задумайся имя фактами.
9-13 баллов. -7 человек
Ты весьма общителен (порой, может даже сверх меры), любопытен, разговорчив, любишь высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомишься с новыми людьми. Любишь бывать в центре внимания, никому не отказываешь в просьбах, хотя не всегда можешь их
Выполнить. Ты вспыльчив, но отходчив. Тебе недостает иногда усидчивости, терпения и силы воли при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, ты можешь заставить себя не отступать.
14-18 баллов-5 человек
Ты общителен, любознателен, охотно слушаешь интересного собеседника, достаточно терпелив в общении с другими, отстаиваешь точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёшь на встречу с новыми людьми. В тоже время не любишь шумных компаний, многословие вызывает у тебя раздражение.
19-24 баллов-10 человек
Ты общителен в известной степени. В незнакомой обстановке чувствуешь себя вполне уверенно. Новые проблемы тебя не пугают. И всё же с новыми людьми сходишься с оглядкой, в спорах и диспутах участвуешь неохотно.
25-29 баллов
Ты замкнут, недоверчив, предпочитаешь одиночество, и поэтому у тебя, вероятно, мало друзей. Необходимость новых контактов может надолго вывести тебя из равновесия. Ты знаешь эту особенность своего характера и бываешь недоволен собой. В твоей власти изменить себя.
30-32 балла
Тебя нельзя назвать общительным человеком, и иногда ты сам от этого страдаешь. Близким трудно на тебя рассчитывать в деле, которое требует групповых усилий. Старайся быть общительнее.
5.Выступление психолога. «О результатах психологического мониторинга»
6.Итоги первой четверти.
7.Разное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Толерантность - часть нравственной культуры человеа"
Вопросы формирования нравственной культуры школьников нельзя отдавть только на откуп школе, эту поблему надо решать совместно с семьей....
Родительское собрание «Толерантность – часть нравственной культуры человека»
родительское собрание...
Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии коммуникативных способностей подростков"
Представленный материал включает в себя сообщение для родителей младших подростков по теме "Роль семьи в развитии коммуникативных способностей пордростков" с презентацией....
родительское собрание: "Как развить ответственность в наших детях"
Тема собрания очень актуальна для родителей подростков....
Родительское собрание на тему: «Учимся дружно. Основы коммуникативного взаимодействия».
Родительское собрание на тему: «Учимся дружно. Основы коммуникативного взаимодействия».Цель: познакомить с правилами общения и формами работы учеников на уроке; вывести аналогичные правила общения для...
Доклад на родительском собрании по теме "Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка".
Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко, который говорил родителям: «Правильное воспитани...
Выступление на родительском собрании. Тема:"Занятие физической культурой и спортом, как средство профилактика правонарушений подростков"
Данное выступление характерезует влияние физической культуры и спортом на здоровье подростка. Пропоганда к систематическим занятиям спортом....