Особенности обучения в ЦО
статья по теме
Многие родители решают не простой вопрос: в какой школе лучше учиться их ребенку? Особенно, если ребенок не такой, как все, а более живой, непоседливый, материал в классе усваивает плохо. Что делать? Для таких детей и существует наш Центр образования № 173. У нас обучение проводится в классах с малой наполняемостью, а для детей, имеющих медицинские показания возможно индивидуальное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности обучения в ЦО | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ № 173
ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития, которые способствовали бы максимальному раскрытию способностей ребенка.
В Законе Российской Федерации «Об Образовании», Концепции модернизации Российского образования до 2010г., Федеральной программе развития системы образования отражены принципы образовательной политики в нашей стране, важнейшими из которых являются гуманистический характер, общедоступность и адаптивность системы образования к особенностям развития и подготовки учащихся.
Важность этой задачи в настоящее время объясняется наблюдающейся тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья. К причинам возникновения данной тенденции можно отнести серьезное ухудшение экологической, социально-экономической и демографической ситуации в нашей стране, а также кризис таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, семья.
Необходимость предоставления всем детям, независимо от их особенностей, равных возможностей получения образования, приоритетность интересов детей находят подтверждения в таком документе международного стандарта, как «Конвенция ООН о правах ребенка»
В федеральной целевой программе «Дети России» говорится о том, что доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов. В настоящее время в стране насчитывается 617 тыс. детей-инвалидов, среди них обучается на дому около 34 тыс. детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми.
Практика показывает, что в школах отсутствует опыт работы с такими детьми. Количество детей, имеющих проблемы в развитии, которые не относятся к серьезным патологиям, постоянно увеличивается. Однако реальной помощи они не получают, поскольку в единых классных коллективах изначально к ним относятся как ко всем обучающимся. Постепенно отставание в личностном развитии накладывает отпечаток на общий образовательный результат, приводящий к частичной или полной дезадаптации. Возникает неудовлетворенность потребности ребенка в образовании. Поскольку образование - это специфическая сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры, сущность образовательной потребности заключается в стремлении ребенка стать личностью в образовательном пространстве.
У детей с ограниченными возможностями развития возникает проблема особых образовательных потребностей, которые в мировой педагогической науке и практике определяются как стойкие затруднения ребенка, появившиеся в ходе образовательного процесса, возникающие из-за несоответствия темпа, учебных нагрузок, условий обучения индивидуально-типологическим особенностям детей, обусловленных нарушениями развития и приводящие к школьной и социальной дезадаптации на основе нарушения процесса социализации.
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во все времена был сложным и противоречивым. Трудности их социализации значительно увеличиваются в периоды модернизации и обновления общественного строя.
Если до 70-х годов XX века проблема социализации в нашей стране рассматривалась как приспособление к социуму, нормам, требованиям, обычаям общества, то в настоящее время она ставится и рассматривается как процесс взаимодействия человека и общества с учетом возможностей самого субъекта социализации. Такой подход основывается на методологических концепциях проблемы социализации, разработанных в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.
Общепризнано, что социализация - это процесс, продолжающийся всю жизнь под воздействием как социально определенных, направляемых и контролируемых факторов (обучение, воспитание), так и стихийно возникающих факторов.
Обобщая мнения большинства исследователей, следует отметить, что социализация рассматривается как усвоение индивидом социального опыта по мере включения его в многоплановые и разносторонние общественные отношения. Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.
Отклонения в умственном и физическом развитии ставят не только проблему сглаживания и частичного преодоления нарушений психосоциального и личностного развития, но и зашиты прав и интересов детей, особо нуждающихся в общественной поддержке. Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок.
Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции. Чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых людей, создание для них безбарьерной среды, которая позволила бы им стать активными членами этого общества. Это удобно сделать через Центр образования, реализующий в своих стенах различные образовательные программы.
Успешность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от окружающего социума и приятия их в нем как полноценных членов, но и от особенностей развития личности инвалида. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окружения (прежде всего, семьи и школы) и психогенной травматизацией в связи с наличием сенсорного, физического или психического отклонения в развитии.
Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в последние годы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, вызывает тревогу отсутствие в России комплексных государственных социальных программ обеспечения жизнедеятельности этих людей, которые бы позволяли каждому из них самореализовываться и не чувствовать себя лишними в обществе. Кроме того, отсутствуют необходимые законодательные акты для реализации конституционного права каждого на образование и включения всех детей в систему обучения. К сожалению, в общественном сознании преобладает понятие об инвалиде как «человеке, не способном частично или полностью участвовать в производстве материальных благ» и в меньшей степени как «человеке, нуждающемся в особом внимании и помощи». Без помощи средств массовой информации в формировании общественного мнения относительно инвалидов как людей, имеющих равные права с другими людьми, без новой образовательной политики Российского государства, при которой образование действительно включало бы всех, современной школе и психолого-педагогической науке будет очень сложно решить эти проблемы.
В последнее десятилетие XX века в России в сфере специального образования произошли существенные изменения, связанные с новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе. В связи с расширением интеграционных процессов положительные сдвиги к принятию инвалидов, как взрослых, так и детей, отмечаются в разных слоях нашего населения (молодежи, интеллигенции, пожилых людях, специалистов и др.).
Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов:
- полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;
- психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.
Учет этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии.
Отношение людей, особенно педагогов, к инвалидам служит индикатором развитости общественного сознания. В современной России - налицо явное улучшение этого отношения. Поэтому можно констатировать, что наша страна находится на этапе перехода от благотворительности по отношению к инвалидам к подлинному равенству и участию в их судьбе.
Между тем, готовность педагогов и учащихся массовых школ к интеграции детей-инвалидов все еще не является достаточной. Показано, что педагоги специальных школ более позитивно, по сравнению с педагогами массовых школ, оценивают социальную роль инвалидов и положительные качества их личности (терпение, упорство в достижении цели, доброжелательность и работоспособность).
Отмечаются противоречия, актуализирующие рассматриваемые вопросы:
- между потребностью ребенка в духовном становлении и недостаточной ориентированностью образовательных структур на развитие личности детей с ограниченными возможностями;
- между требованием повышения качества образования и увеличением числа детей с особыми образовательными потребностями;
- между задачей оказания педагогической поддержки детям данной категории и неготовностью общеобразовательных институтов к ее осуществлению;
Разрешение данных противоречий лежит в плоскости гуманистических теорий воспитания и личностно ориентированного образования. Поддерживая уникальность конкретного воспитанника, каждого ребенка, независимо от его личностных нарушений, появляется шанс на удовлетворение образовательных потребностей. На этапе школьного возраста ребенку необходима помощь взрослого человека: родителя и учителя. Следовательно, педагогическая поддержка личностного развития должна стать не просто аспектом деятельности или отдельным методом воспитания, а ведущим видом деятельности педагогов.
В ЦО № 173 ребята, обучающиеся на дому приобретают не только школьные знания, но и учатся преодолевать свои проблемы, по другому относиться к своему положению, ощущать себя полноценными членами общества. В этом им помогают наши высококвалифицированные педагоги, психологи и специалисты службы сопровождения. Многие выпускники поступают в ВУЗы, колледжи и лицеи Санкт-Петербурга, из них:
Сведения из истории ОУ
В 1993 году было создано отделение индивидуального обучения как филиал школы № 25 Петроградского района. В период с 1993 по 1995 гг. школа реализовала программы начального общего, основного общего образования, а также образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии.
В указанный период принципиально важной задачей, стоящей перед школой-филиалом была задача объединения и координации усилий педагогов по обучению различных категорий детей, имеющих нарушения здоровья и обучающихся на дому, а также создания для них максимально благоприятных образовательных условий.
В связи с ростом в районе численности учащихся с различными заболеваниями, по состоянию здоровья нуждающихся в особых образовательных условиях, с сентября 1995 года школа стала функционировать как самостоятельное «Государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования школа № 99 (индивидуальное обучение) Петроградского района г. Санкт-Петербурга».
Основными этапами, характеризующими развитие школы в этот период времени является ее участие в совместном российско-фламандском проекте по развитию психолого-медико-социального сопровождения учащихся в современной школе, создание и развитие службы раннего домашнего сопровождения (РДС) детей младшего и дошкольного возраста, создание ППМС-центра, как структурного подразделения школы, развитие и совершенствование системы психолого-педагогического медико-социального сопровождения учащихся с проблемами здоровья, разработка «Базовой образовательной программы индивидуального обучения школы № 99».
Стоит заметить, что идея создания службы РДС возникла в стенах именно этой школы, поскольку опыт ее работы на протяжении ряда лет подтвердил важность ранней диагностики и ранней коррекции развития ребенка. Результаты психолого-педагогической и медицинской диагностики, проводимой специалистами ППМС-центра школы свидетельствуют о том, то многие проблемы развития учащихся школы могли быть предотвращены или, по крайней мере, скорректированы при условии раннего их выявления.
Важным этапом дальнейшего развития школы является ее успешная аттестация и аккредитация как Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 99 «Школа индивидуального обучения».
В июле 2005 года произошла реорганизация и слияние со средней школой № 54 Петроградского района. Школа переехала в единое здание на Новоладожской улице, д. 8. Она получила лицензию как средняя общеобразовательная школа № 99 с отделением индивидуального обучения. В школе также стали реализовываться образовательные программы дневного основного общего и среднего (полного) общего образования, а также образовательные программы классов компенсирующего обучения.
В августе 2006 году снова произошла реорганизация и школа получила название ГОУ Центр образования № 173. Произошло слияние школы № 99 с вечерней сменной школой № 33 Петроградского района. С этого момента в школе стали реализовываться образовательные программы вечернего среднего (полного) общего образования, а также заочного основного общего и среднего (полного) общего образования.
Весной 2007 года ГОУ ЦО № 173 успешно прошел лицензирование, а в марте 2008 года завершилась аккредитация учебного заведения уже с новым именем.
Психолого-педагогическая и медико-социальная служба школы.
Поскольку ППМС-центры для системы общего образования явление относительно новое, имеет смысл отметить, что в общеобразовательных школах ППМС-сопровождение как дополнительный метод начинает наиболее активно развиваться с 1995-1998 года как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного его развития в условиях образовательного процесса. Сама идея сопровождения неразрывно связана с созданием наилучших условий для развития и самореализации любого ребенка.
Существование такой школы, где осуществляется индивидуальное обучение детей с серьезными нарушениями здоровья ставит вопрос об их сопровождении в зону особой важности.
Представленная далее диаграмма раскрывает широкий спектр различных заболеваний, которыми страдают учащиеся школы.
Из диаграммы видно, что среди представленного спектра заболеваний наибольший процент занимают невротические расстройства и болезни нервной системы. Далее можно отметить заболевания костно-мышечной системы, органов дыхания и пищеварения, болезни глаза, системы кровообращения, врожденные пороки развития.
- психические расстройства
- невротические расстройства
- болезни нервной системы
- болезни глаза
- болезни костно-мышечной системы
- болезни системы кровообращения
- болезни органов дыхания
- болезни органов пищеварения
- врожденные пороки развития
- прочие заболевания
Наличие таких серьезных заболеваний у учащихся ЦО создает дополнительные факторы риска в отношении способности детей самостоятельно решать проблемы собственного развития в условиях индивидуального обучения.
Для оказания помощи и поддержки детям в решении проблем развития в 1998 г. в школе создана служба психолого-педагогического медико-социального сопровождения, представляющая собой внутришкольную модель ППМС центра. Ее создание позволило объединить разрозненные усилия различных специалистов для оказания комплексной помощи и поддержки ребенка с проблемами здоровья в разрешении его педагогических, медицинских и психологических проблем.
В состав ППМС-центра входят:
- руководитель службы;
- психологи;
- педагог-дефектолог;
- педагог-логопед;
- социальный педагог;
- педагоги раннего домашнего сопровождения (ортопедагоги).
В основу деятельности ППМС-центра школы положен метод сопровождения, под которым понимается взаимодействие специалистов с ребенком, направленное на решение или предупреждение проблем его развития.
Обобщение опыта индивидуальной работы с учащимися.
При индивидуальной работе с учащимися учитываются их особенности при отборе методов и форм учебно-воспитательного процесса. На уроках химии создаются условия для реализации склонности и интересов учащихся. Успешно используются новейшие достижения педагогической науки, это подтверждают положительные результаты на городской олимпиаде для детей с ограниченными возмозностями «Золотая пчела».
Программа по учебникам О.С.Габриеляна рассчитана как минимум на 2 урока в неделю, а в Центре Образования № 173 предусмотрен лишь один час в неделю. Поэтому на уроках желательно использовать небольшие опорные конспекты, наглядные пособия, а недавно появилась возможность использовать и презентации, созданные в программе Power Point. Эти технологии повышают интерес учащихся и увеличивает мотивацию обучения.
Дети, которые поступают на надомное обучение, имеют медицинские показания, предусматривающую такую программу. Это дети с ослабленным здоровьем, недостаточно сформированной психической базой (память, внимание, мышление и т.д.), с ограниченными познаниями об окружающем мире, имеющие несоответствующие возрастной норме развитие речевых компонентов (лексико-грамматические, фонетические и др.)
Для выполнения требований государственного педагогического стандарта, работая в школе индивидуального обучения, важно адаптировать и индивидуализировать программу обучения. Индивидуализация программы происходит за счет планирования учебного материала так, что почти на каждом уроке изучается новая тема. Важным условием для успешности обучения при таких условиях введение пропедевтики учебного материала, а также систематическое закрепление и повторение предыдущего материала, проводимые на каждом уроке.
Эффективно скорректированная программа в рамках требования государственного стандарта, знание требований к качеству знаний по предмету – это одно из условий для реализации индивидуально-дифференцированного подхода.
Необходимым условием эффективности педагогической деятельности является ориентация на успех, на линию развития достижений.
В процессе обучения используется вариативность педагогических подходов к учащимся с различным уровнем подготовки и разным отношением к учебной деятельности. Это позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к склонностям ученика.
При индивидуальном обучении вариативность, т.е. способность соответствовать потребностям и возможностям каждого, его индивидуальным особенностям, сочетаться со стандартизацией, т.е необходимостью так организовать образовательный процесс, чтобы обеспечить усвоение каждым учеником минимума содержания среднего общего образования.
В связи с этим, образовательный процесс рассматривается не только как передача суммы знаний от учителя к ученику, но и как процесс приобщения ученика к теме и сферам человеческого бытия и деятельности, которые в том или ином виде усваиваются им в процессе учения. Очевидна необходимость использования в учебной деятельности современных педагогических технологий: мастерских, опережающих методов работы с учебником, работу в парах, уроков с использованием ИКТ.
Наравне с традиционными методами обучения, используется проблемное обучение, применяется дидактический материал, который развивает у детей активность, мотивацию, интерес к учебе, способность к самопознанию.
При подготовке к уроку обращается внимание на овладение ребенком практическими умениями и навыками, выбираются наиболее эффективные виды работы, которые способствуют развитию конкретного ученика. Учитывается степень сложности заданий, используются разные виды наглядности, осуществляется текущая и итоговая диагностика усвоения учебного материала. Постоянно анализируется новая учебно-методическая литература по предмету.
Условия надомного обучения позволяют дать возможность ученику в какой-то степени самому определять свой образовательный маршрут. Кроме обязательного набора знаний и умений, получаемого в форме, наиболее понятной каждому ребенку (с кем-то прорабатываются главы учебника, кто-то может с опережением прочитать материал дома, а на уроке лишь акцентировать внимание на наиболее трудные места, решать творческие задания по теме, можно все освободившееся время решать расчетные задачи), каждый учащийся может выбрать тот дополнительный материал, который интересен именно ему. Даже логику изложения материала разные классы в какой-то мере выбирают сами. У ребят очень разная и скорость мышления и способность запоминать и воспроизводить полученные знания. Поэтому очень важно выбрать для ребенка необходимый для него темп обучения.
В процессе обучения используются задания в виде тестов, обращается внимание на степень самостоятельности при их выполнении. К каждому уроку подбирается тот учебный материал, который максимально активизирует познавательную деятельность ребенка, с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что помогает раскрытию имеющимся у каждого ученика потенциальных возможностей, воспитывает у ребенка веру в свои силы и способствует успешности педагогики сотрудничества.
Для многих учащихся предмет химия вызывает много трудностей, хотя он очень интересен и тесно связан с жизнью. Поэтому при планировании уроков, учитывается возможность оживить, заинтересовать, увлечь учащихся, чтобы они унесли с урока положительные эмоции, которые так необходимы для улучшения их качества жизни.
В Центре образования № 173 обучаются дети, имеющие различные медицинские показания. Преподаватели стараются воспитывать у них коммуникативную культуру, формировать правильную самооценку, способствовать развитию у них познавательных интересов, креативности, веры в свои возможности, умения преодолевать трудности и не бояться сделать ошибки.
Ученики из разных классов принимают активное участие в подготовке и защите проектов на научно-практических конференциях, в районных и городских конкурсах.
- Ученик 10 класса Лефтеров Микис в конкурсе рефератов «Ядерная энергия и технология». Конкурс проводился Региональным центром общественной информации Росатом на Северо-Западе, в рамках проекта «Школа «Ядерная энергетика и технология», при поддержке Общественного совета Федерального агентства по атомной энергии, Комитета по образованию Правительства Санкт–Петербурга и Комитета по образованию Правительства Ленинградской области. Он получил специальный приз от директора музея Радиевого института им.В.Г.Хлопина Е.А.Шашукова – книгу с дарственной надписью «Радиоактивность в общем естествознании», автором которой он является, за очень тщательную и самобытную работу над рефератом, посвященном биографии и научной деятельности Пьера и Марии Кюри. Также он был награжден посещением ЛАЭС.
Учащиеся ЦО принимают участие в городской олимпиаде «Золотая пчела» среди школ индивидуального обучения. Учащиеся довольно легко проходят заочный тур олимпиады и часто получают дипломы в очных турах. В 2009-2010 учебном году ученики 11-го класса Лефтеров Микис и Распономарев Андрей заняли I и II места на олимпиадах по химии и биологии.
Литература
1. Меньшикова А.В. Образование детей с показаниями к надомному обучению - новые формы, СПб, 2002 .
2. Теоретические основы воспитания, обучения, социальной реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии, Самара, 2002.
3. Быков Д.А. Социально-педагогическая адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинск, 2003.
4. Окунев А.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре нового образования. Скифия, СПб, 2006.
5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.Знание, 1979.
6. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика-Пресс, 1986.
7. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб ГУПМ Кафедра педагогики и психологии, 1992.
8. Заир-бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха. СПб, 1995.
9. Владимирская О.Д. Индивидуальное обучение. Образовательная программа. СПб ГУПМ, 2000.
10. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург XXI век, 1997.
11. Тряпицына А.П. Образовательный маршрут . – СПб.: Петербург XXI век, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения чтению на разных этапах обучения
В работе рассмотрены основные виды чтения, их особенности, приведены упражнения для развития навыков разных типов чтения на разных этапах обучения, приведены основные требования при овладении различны...
Особенности обучения чтению на разных этапах обучения
В работе рассматриваются основные виды чтения, упражнения для развития разных типов чтения на всех этапах обучения....
Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению
План 1. Профильное обучение на современном этапе.2. Особенности обучения математике в профильных классах:2.1 Место математики в индиви...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....
Особенности обучения броску мяча в кольцо у детей 16-17 лет на начальном этапе обучения
В презентации рассмотрено выявление эффективных приёмов обучения броску мяча в кольцо у детей 16-17 лет на начальном этапе обучения....
Статья на тему: Особенности обучения детей, которые испытывают трудности в обучении математики в переходном 5 классе
Преподавание математики у детей, испытывающих трудности в обучении, имеет свои особенности. Дети, обучающиеся в этих классах, характеризуются задержкой психического развития, рассеянным вниманием, сла...
Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения
Введение ФГОС требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном п...