Родительское собрание "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"
методическая разработка (5 класс) по теме

Лютостанская Людмила Ивановна

Задачи: показать родителям значение домашнего задания; обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса; определить возможные  пути решения данной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

                                                                                                                                          И. Кант

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

                                                                                                                      Д. И. Писарев

Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.

                                                     Н. Г. Чернышевский

Задачи: показать родителям значение учебной домашней работы школьника; обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Форма проведения: встреча с учителями-предметниками.

Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в умственном труде школьника; назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника; функции домашнего задания; особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа:

 анкетирование учащихся, родителей и учителей-предметников (см. приложение);

полезная информация для родителей (см. приложение);

памятки «Как готовить домашнее задание» (см. приложение);

 диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания;

Содержание собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена "его величеству" – домашнему заданию. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

II. Изучение назначения домашнего задания

Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  1. воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  2. овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  3. формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  4. формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних задании, или пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.

ПI. Статистика собрания. Данные психологических исследований

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1—3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3—5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

IV.        Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме
собрания

  1. Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.
  1. Консультация учителей-предметников.
  2. Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.

V.        На заметку учителю (см. приложение)

VI.        На заметку родителям (см. приложение)

VII.        Подведение итогов

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по данной проблеме.

В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.

5. Заключение.  

 Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой памятью и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Подводя итог собрания, педагог может рассказать об успеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями.

Приложение

Анкета для учащихся

1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?    

4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?

7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?

8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?

9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?

10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком?

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? _________________________________________________

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?

8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __

9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______

10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание?

2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания?

3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником?

4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке?

5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо?

6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?

7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?

8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? _

9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?

10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

  1. ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
  2. домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
  3. вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
  4. выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

\

Памятка для пятиклассника

Как готовить домашние задания

  1. Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
  2. Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.
  3. Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.
  4. Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.
  5. Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
  6. Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
  7. Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
  8. Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
  9. Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.
  10. Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
  11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
  12. В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.
  13. Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.
  14. Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.
  15. Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.
  16. Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.
  17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
  18. Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.
  19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
  20. Составляй план устного ответа и проверяй себя.

Метод ключевых слов 
(для изучения большого по объему текста)

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод "5П" 
(для подготовки устных ответов)

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

 – просмотри текст (бегло);

 – придумай к нему вопросы;

 – пометь карандашом самые важные места;

 – перескажи текст (используя ключевые слова);

 – просмотри текст повторно.

.

Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

– Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

– Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

– Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

– Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

– Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

– Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

– Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

– Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

– Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

– Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

– Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания , покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

– Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

– Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Памятка для родителей пятиклассника

  1. Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
  2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
  3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
  4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

На заметку родителям

  1. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  3. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  4. Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  5. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  6. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  7. Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
  8. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника

Слайд 2

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд. И. Кант

Слайд 3

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д. И. Писарев Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями. Н. Г. Чернышевский

Слайд 4

Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в умственном труде школьника; назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника; функции домашнего задания; особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Слайд 5

Главное назначение домашнего задания: воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Слайд 6

Функции домашнего задания: функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему. это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Слайд 7

Статистика Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1—3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3—5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Слайд 8

Анализ мнений учащихся 1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? 2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? 3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь? 4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых? 5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? 6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? 7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания? 8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? 9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? 10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком?

Слайд 9

Анализ мнения учителей 1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? 2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания? 3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? 4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? 5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? 6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют? 7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание? 8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? 9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете? 10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Домашнее задание в учебной деятельности школьника"

Данная презентация может быть полезна для проведения родительского собрания на тему: "Роль домашнего задания"....

Родительское собрание "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"

Можно использовать для обсуждения выдержки из домашних или классных сочинений учащихся, а также статью, книгу, популярную телепередачу, кинофильм. Классный руководитель вместе с учащимися: подготавли...

Родительское собрание "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"

Классному руководителю в помощь проведения родительского собрания.Главные вопросы обсуждения:домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника,роль домашнего задания в самостоятельной ра...

Родительский лекторий "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника".

Цель данного лектория - познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий, дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению  до...

Родительское собрание Тема: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

Родительское собраниеТема:   О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.Занятие в школе может только доставитьограниченному рассудку и как бывдолбить в него все правила, добыты...

Родительское собрание "О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника".

«Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самост...

Презентация к родительскому собранию "Домашнее задание в учебной деятельности школьника"

Презентация содержит советы и рекомендации для родителей и детей....