Методические рекомендации по использованию логопедических приемов на уроках русского языка
методическая разработка

  Наша с вами общая задача: повысить успешность ученика в освоении программного материала по русскому языку и литературе. Во власти и учителя русского языка коррекция негрубых проявлений дисграфии и дислексии. Учителя русского языка на практике постоянно сталкиваются с проявлением дефектов письменной и устной речи учащихся.  Включая в свою работу логопедические приемы, учителя закрепляют знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях, способствуют уменьшению специфических дисграфических, дислексических и дизорфографических ошибок, повышению самооценки ученика, поддержанию веры в своих силах при изучении родного языка. Учитель-логопед в свою очередь на материале программы по русскому языку отрабатывает, закрепляет знания и умения, полученные учащимися на уроках русского языка, способствует привитию интереса к изучению родного языка. Это не взаимозаменяемость учителей русского языка логопедами и наоборот, но взаимопомощь и полипедагогическое сотрудничество для успешного решения общих задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию логопедических приемов на уроках русского языка

Боева Елена Владимировна,

учитель

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе.

В нашей школе имеется достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят выражение на письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций, то может возникнуть нарушение процессов овладения письмом - дисграфия и чтением- дислексия.

ДИСГРАФИЯ (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова и γράφω — «пишу, рисую») — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

ДИСЛЕКСИЯ (др.-греч. δυσ- – приставка, означающая нарушение + λέξις – речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.

В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Гораздо чаще встречается смешанная форма дисграфии, а не отдельный вид дисграфии. Вариантов проявления дисграфии и дислексии множество.

  Наша с вами общая задача: повысить успешность ученика в освоении программного материала по русскому языку и литературе. Во власти и учителя русского языка коррекция негрубых проявлений дисграфии и дислексии. Учителя русского языка на практике постоянно сталкиваются с проявлением дефектов письменной и устной речи учащихся.  Включая в свою работу логопедические приемы, учителя закрепляют знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях, способствуют уменьшению специфических дисграфических, дислексических и дизорфографических ошибок, повышению самооценки ученика, поддержанию веры в своих силах при изучении родного языка. Учитель-логопед в свою очередь на материале программы по русскому языку отрабатывает, закрепляет знания и умения, полученные учащимися на уроках русского языка, способствует привитию интереса к изучению родного языка. Это не взаимозаменяемость учителей русского языка логопедами и наоборот, но взаимопомощь и полипедагогическое сотрудничество для успешного решения общих задач. 

При подборе заданий предпочтение желательно отдавать не репродуктивным формам работы (списать, вставить пропущенную букву, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речемыслительную деятельность ученика. Таким образом, будет учитываться один из главных принципов коррекционного обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы, решаться следующие задачи:

  1. Формировать необходимые знания, развивать речь путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнения значения слов и представлений.
  2. Формировать положительные навыки общего и речевого поведения, закреплять навыки пользования доступной, активной, самостоятельной речью.

Поэтому, целесообразно применение различных методов и приемов, в том числе и логокоррекционных, на уроках русского языка, на внеклассных корекционно-развивающих занятиях по русскому языку. Таким образом, использование учителями русского языка в своей работе некоторых логопедических приемов является актуальным вопросом.

Настало время поговорить о таких приемах.

Учителя-логопеды могут порекомендовать включать в структуру урока русского языка:

  • «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ МИНУТКИ» - это непродолжительные по времени задания, направленные на совершенствование речевой деятельности, формирование полноценных фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, уточнение словаря и обогащение его на основе овладения различными способами словообразования и словоизменения, устранение пробелов в умении выстраивать определенные синтаксические конструкции. Среди коррекционно-воспитательных задач, которые помогают решить «логопедические минутки», это- воспитание мотивации учебной деятельности, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, целенаправленности, самоконтроля.

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и слуховое внимание. Проведенная в середине урока логоминутка, особенно оформленная в виде игры, конкурса и т.п., дает детям небольшую передышку, переключая их внимание, задействуя иные анализаторы. Можно провести логоминутку и в конце урока, когда основная учебная работа завершена.

Для проведения логопедических минуток можно пользоваться  материалами  из методического комплекта (конспекты и альбомы) по коррекции нарушения письма у младших  школьников учителя – логопеда Мазановой Елены Витальевны. Из данного комплекта можно подобрать материал для учащихся начальных классов и учеников средней школы на каждый урок, как для всего класса, так и для отдельного ученика в зависимости от вида нарушения письменной речи.

  • Также практически на каждом уроке можно использовать скороговорки из Логопедической серии от издательского  дома «КАРАПУЗ» СКОРОГОВОРКИ (лычащие, рычащие, шипящие). Этот материал логопеды используют для автоматизации звуков. На уроках же русского языка, работая с этими скороговорками, дети отрабатывают чистоту речи, технику чтения, дыхание, память, а также можно дать задание, подходящее к теме урока, или задание на разные виды разборов. Работать с такими карточками могут ученики всего класса или каждый индивидуально.
  • Очень любят учащиеся работать с ДЕФОРМИРОВАННЫМИ ТЕКСТАМИ. Тексты подбираются в зависимости от нарушения. Также к этим текстам можно подобрать задания по теме урока.  При восстановлении деформированного текста возможно использование текста со вставками лишних букв, текста со словами с отсутствием некоторых букв, текст без деления на слова или на предложения, текст с неправильной разбивкой на слова или предложения.
  • Обучающий видеокурс «МОЯ МАМА ЛОГОПЕД». Из данного курса на уроках русского языка можно использовать  интерактивные игры, которые на разных уровнях помогают отрабатывать фонематическое восприятие и устную речь учащихся (http:mamalogoped.ru). Ребята с удовольствием «играя», даже не задумываются о том, что от урока к уроку эти «игры» служат важной цели - профилактике и коррекции нарушений письменной речи. 
  • Актуально использовать различные виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные, графические.  В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску.

При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение должно быть достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям проверяя написанное. Далее выполняется задание к тексту.

Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.

Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.

Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух, выделяю трудные в орфографическом отношении слова и решают, как следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.

При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.

В процессе творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних грамматических форм другими (ед. ч. вместо мн. ч. и т.п.) или упражняются в умение вставлять в текст какую либо грамматическую категорию (прилаг., сущ., и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.

Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Текст не читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой. Свободный диктант проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хорошо усвоен. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 – 4 предложений, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид диктантов способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию речи.

Слуховой диктант устанавливает возможность учащегося самостоятельно проводить композиционно-смысловой анализ письменного текста и определять его коммуникативно-прогностический вариант.

Графический диктант  нетрадиционная форма письма под слуховую диктовку, является щадящей формой контроля, т.к. исключает из поля зрения детей другие орфограммы, не является последней стадией контроля, однако позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на сложных словах, которые могут быть включены в текстовый контрольный диктант. Например, фраза “В сосновом лесу смолистый запах.” выглядит так “-сс с сс з”. Этот вид работы позволяет также закрепить ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух, анализируют, отражают в записи членение текста на предложения, предложений на слова, приучаются вычленять предлоги, расширяется словарный запас детей, увеличивается объем слуховой памяти, совершенствуется навык точного и быстрого звукового анализа с опорой на артикуляцию. Обычно дети охотно пишут графические диктанты, новые обозначения не вызывают затруднений, т.к. принцип записи одинаков.

Списывание может быть с рукописного текста, с печатного текста, осложненное заданиями логического и грамматического характера. Списывание как простейший вид письма наиболее доступен детям. Ценность его – в возможности согласовать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. При списывании дети учатся запоминать слог, а не букву. Часто приходится предлагать детям для списывания слова и тексты, уже разделенные на слоги черточками. В процессе списывания у детей воспитываются и навыки самопроверки, чтение при этом выполняет функцию контроля.

Словарная работа на уроках русского языка

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

Методы работы над правописанием трудных слов

  1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
  2. Чтение слова учителем.
  3. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
  4. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  5. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
  6. Запись слова в орфографический словарик.
  7. Задание на дом – выучить написание слова.
  8. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Виды работ со словарными словами

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме “Огород” или “Школа” и т.п.)
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву М, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям;
  • с непроверяемой и проверяемой гласной;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • по тематике – “Город” и “Деревня”;
  • по частям речи;
  • с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  1. Выписать из данных слов:
  • слова, состоящие из двух, трех слогов;
  • слова с Й;
  • слова с шипящими.
  1. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  2. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  3. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  4. Разбор слов по составу.
  5. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  6. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  7. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  8. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
  9. Письмо по памяти.
  10. Самодиктант и взаимопроверка.
  11. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  12. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  13. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  14. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  15. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  16. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  17. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…).

Предупреждение ошибок на уроках русского языка

Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:

  • соотнесение орфограммы с определенным правилом;
  • звуковой анализ слова;
  • четкое проговаривание слов;
  • условно-графическая запись слова;
  • составление слов из разрезной азбуки;
  • запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
  • использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
  • применение правил с обязательным объяснением;
  • написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
  • соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
  • повторение диктуемых слов и предложений учителем;
  • четкое или распевное проговаривание слов учителем;
  • осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Используя игру по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. некоторым детям с речевыми нарушениями трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.

В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: “Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке”, “Здесь зашифрована тема нашего урока” или “Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока”.

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра “Собери слово” при изучении темы “Соединительные гласные О и Е”.

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра “Орфографическое лото”, “Синонимы (антонимы)”, “Кто больше напишет слов”, “Не перепутай”, “Третий лишний” и т.п.

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра “Овощи – фрукты”, “Волшебный мешочек”, уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра “Четвертый лишний”, “Парные картинки”, “Почта”, “Узнай силуэт”, “Собери картинку”, “Где ошибся художник”, “Домино”, “Лото” и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра “Узнай по описанию”, “Назови одним словом”, “Найди ошибку”, различные загадки, шарады, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

Предлагаемые  коррекционные приемы по формированию у учащихся с нарушениями письменной речи навыков учебной деятельности могут использовать как учителя русского языка на своих уроках, так и учителя-логопеды на своих занятиях.

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.

Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в процессе обучения.

УПРАЖНЕНИЯ, направленные на развитие умения воспринимать словесную или письменную инструкцию

1. «Знакомый — незнакомый»

учащиеся записывают в тетрадях цифры от 1 до 10. Педагог дает инструкцию: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет четкого представления (-).Учитель диктует словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины. В конце работы проводится выборочная проверка, например: «Кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие "гласные звуки"». Объясните, что это такое».
* Это упражнение полезно проводить 3-4 урока подряд.

2. «Что нового?»

Ученикам предъявляется текст для списывания или читается текст диктанта, в который введена явно новая для детей информация. По прочтении текста педагог задает вопросы: «Что нового вы узнали? Что вам было известно раньше? Откуда вы это узнали?».

* Прием «Что нового?» при анализе текста способствует развитию умения отличать новую учебную инструкцию от прежней, знакомой. (Например, часто бывает, что дети, получив задание писать слова в столбик, пишут их в строчку — это происходит по инерции или потому, что не услышали в инструкции нового.)

3. «Письмо с пропусками».

Педагог дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем педагог предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку.
* Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика — саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

УПРАЖНЕНИЯ, направленные на развитие умения планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

1. «Определи порядок действий».

Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

2. «Наш помощник — карта памяти».

Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает хорошо усвоить информацию, помогает воспроизвести в памяти пройденное. Различные варианты опорных конспектов объединяет схематичность, яркость исполнения и использование ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов. Рассмотрим один из вариантов опорного конспекта — карту памяти, которую придумали английские психологи. Такой конспект поможет проделать следующие операции:

  • увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;
  • найти связи между отдельными идеями;
  • сгруппировать факты;
  • увидеть картину (тему) в целом.


УПРАЖНЕНИЯ, направленные на развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики чаще всего не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их необходимо обучать контролю с помощью специальных методов — планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку. («Лучше, если учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней ошибки».)

Целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка делится на три этапа. На каждом из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки

I этап — поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап — поиск орфографических ошибок в слове.

III этап — поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка — прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.

Карточка проверялка от логопеда
1. «Возвращение к началу».

Педагог предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет учитель, допущена всего одна ошибка в слове — по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой - «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки.

2. Ищем «случайные» ошибки (I этап самопроверки).

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент — карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я. Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Памятка  «Проверь свою работу»

(Первая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  • Не пропустил ли ты букву?
  • Не добавил ли лишнюю букву?
  • Не написал ли вместо одной буквы другую?
  • Правильно ли ты изобразил каждую букву?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!

3. Ищем орфографические ошибки (II этап самопроверки).

Учащиеся проверяют текст во второй раз, сосредоточиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Памятка  «Проверь свою работу»

(Вторая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  • Не словарное ли это слово?
  • Есть ли в слове орфограммы? Какие?
  • Обозначь опасные места.
  • Где возможно, подбери проверочные слова.

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!

4. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка - «проверялка» уже не нужна. Используется только памятка.

Памятка  «Проверь свою работу»

(Третья проверка) Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:

  • Не пропустил ли ты слово?
  • Не написал ли лишнее слово?
  • Как написаны предлоги и союзы?
  • Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания.)
  • Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
  • Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!

* Приведенные примеры памяток рассчитаны на учащихся 5-6 классов.

Виды работы над текстом на уроке чтения

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение, после чтения - пересказ.
  4. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
  5. Чтение цепочкой по предложению, по абзацу.
  6. Чтение вполголоса.
  7. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  8. Чтение, ответы на вопросы, подтверждение отрывком из текста.
  9. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  10. Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту).
  11. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  12. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  13. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  14. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  15. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
  16. Чтение по ролям, чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  17. “Живая картинка” (один ученик читает, другой мимикой лица, жестами реагирует на услышанное).
  18. Нахождение отрывка, который нужно прочитать с разной эмоциональной окраской (презрительно, строго, с насмешкой, весело и т.п.).
  19. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
  20. Конкурсное чтение стихотворений.
  21. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  22. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  23. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  24. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  25. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  26. Чтение, пометка непонятных слов.
  27. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
  28. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  29. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  30. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

Применение разнообразных логокоррекционных методов и приемов не только на логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, значительно повышает результативность работы с детьми, имеющими речевые нарушения, побуждает их к активному включению в полноценную учебную деятельность в условиях дидактической коммуникации. Это, в свою очередь, помогает избежать серьезных трудностей в дальнейшем обучении, способствует полноценному овладению детьми академическими знаниями.

Список литературы:

  1. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи. //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. – СПб.: Образование, 1994.
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Издательский Дом “МиМ”, 1997.
  4. Корнев А.Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей. //Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. – Л.: Издательство ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 303с.
  6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
  8. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. – 1988. - № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка

данная работа дает методические рекомендации по использованиб метода проектов на уроках английского языка. рассматривает этапы работы над проектом, примерные критерии оценивания...

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Использование мнемонических приемов на уроках русского языка

Квалификационная работа по теории орфографии...

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе....