Переходной возраст продолжается
методическая разработка (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
« Переходный » возраст продолжается…
1.Вступительное слово:
- Я поздравляю всех вас с началом нового учебного года, надеюсь, что мы успешно продолжим воспитание наших детей.
Ваши дети – восьмиклассники – вступают в новый подростковый возраст, который таит в себе множество конфликтных ситуаций. В 13-14 лет состояние подростка очень противоречиво. У них появляются множество страшных мыслей. Это тот возраст, когда снова и снова возвращаются детские страхи, только уже в более острой и осознанной форме: понимание конечности жизни, вечные вопросы типа: «Зачем я живу?», «Что есть я?», «Кому я нужен?», «Придёт ли ко мне любовь?», «Что из меня получится». Появляется растерянность перед жизнью.
Или возникает комплексы: «Я некрасива», «Я слишком толстая» (у девочек, например), «Я маленького роста», «Я плохо одет» (у мальчика). И всё, что кажется пустым, вздорным для взрослых, приобретает колоссальное значение для подростков. И беда, если ему негде найти понимание. И шумное общение, и громкая музыка, и вызывающая причёска – всё это во многом от стремления заглушить чувство дискомфорта и просто страха.
Мы, взрослые, часто недооцениваем степень физиологического напряжения, потребность высказаться, «выплеснуть» свои чувства, поделиться своими проблемами. Каждый раз, обращаясь за советом к вам, они, быть, может, сталкиваются с вашей раздражительностью, нетактичностью, с фразами типа: «Некогда мне, потом поговорим». И подросток ищет общение на стороне, среди сверстников, «уходит в себя».
Но совета сверстников часто бывает недостаточно – нужен человек старший, опытный, у которого бы всё это было позади. Родители, старший брат, бабушка …
Поэтому важно в разрешении конфликтных ситуаций – взаимная терпимость:
- Будьте терпимы к чужому мнению. Надо как-то договориться.
- Помните: у них, ваших детей, сформировались свои правила поведения – по - вашему они не хотят жить. Найдите компромисс.
Бывают - таки ситуации, когда по вине подростка конфликт с родителями не может разрешиться. Сталкиваются самые близкие люди. Отец и сын, мать и дочь. Причём и та, и другая сторона наверняка желают друг другу добра. Казалось бы, в чём же дело… Как быть?
- Просто задумайтесь над собой. Вы не правы, когда стремились создать своего подростка по своему образу и подобию. Вы подавили в нём личность, индивидуальность.
- Прекратите «нашпиговывать» нотациями своих детей. Подростки к ним особенно нетерпимы.
- И ещё посмотрите, а живёте ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.
- Папа жучит на сына: «Неряха, бездельник, никогда не поможешь маме по дому», - а сам за всю жизнь ни разу мусорного ведра не вынес.
- «Господи, какая ленивая», - жалуется мама на дочь.
Вы когда утром торопитесь, всегда убираете вещи в шкаф и моете посуду?
«Но я, же спешу на работу!» Значит, себе вы нашли оправданье, а дочери – нет?
Бывает и другое. Вроде бы родители очень правильные, добропорядочные, а тоже получается «сбой», если в доме скучно, тоскливо. Только и слышишь: «Ты почему не поставил эту вещь на место?», «Ты не то читаешь», «Делай так, потому что так делаю я», «Я всегда училась на отлично», «Я всегда делала зарядку» и тому подобное.
Но дети ваши не хотят повторять вашу жизнь, и это вполне естественно.
- Не отнимайте у своих детей стремление жить своей жизнью. Иначе будет просто скучно в вашей семье.
Я попросила наших ребят определить, в какой цвет «превратились» бы их папы и мамы. Одни выбрали чёрный, другие – синий, третьи серый. Это – ничто, пустота скука. А они, ваши дети, не хотят быть серыми, хотят вырваться. Как угодно, но только раскрасить свою жизнь. Это могут быть и компании с отклоняющимся от общепринятого типом поведения, которые ломают скамейки и бьют стёкла. Хулиганство как форма протеста! И наркотики, алкоголизм, бродяжничество …
Видимо, всё это происходит от того, что личность и собственное «Я» ещё не сформированы. Знайте: в этом возрасте и появляются страшные девизы: «Лишь бы не было скучно», «Живём один раз, бери от жизни всё, пока ты молод – и никаких проблем».
Этот возраст не случайно называется трудным, потому что в ваших подростках пока «ноль самосознания». Они вообще часто не понимают, кто они такие, что им от этого мира нужно.
Они не понимают, что одежда может быть и формой протеста, формой самоутверждения. «Ну что «барахло» на себя надел, цепь, бляху, серьгу в нос – и всё? И ты уже счастлив, и боль ничего не нужно»,- часто сетуют родители.
Конечно, страшно, что свою энергию подростки направляют на «убийственные дела». Сломанные скамейки, камни, брошенные в окна идущих поездов, испачканные надписями заборы, искореженные телефонные будки, дикие драки …
И всё же можно направить эту энергию на хорошие дела: что-то смастерить, вскопать огород …
- Давайте нормально, естественно поможем подросткам прожить период «отторжения» от родителей. Смиримся с тем, что пока им важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители и учителя.
У них пока очень размыты границы «Я». Верьте: агрессия их пройдёт, если мы будем их любить и такими.
2.Вступление психолога об итогах тестирования.
I. За две недели до собрания среди родителей проводится анкета «Мнения».
Анкета «Мнения»
Инструкция: зачеркните клетки в своей графе против позиций, с которыми не согласны, а клетки напротив принимаемых позиций оставьте пустыми.
Мнения | ПАПА | МАМА |
I Считаю, что надо говорить с детьми, не допуская, критики решений родителей | ||
Считаю, что с детьми можно говорить обо всём, они вправе критиковать родителей | ||
II Считаю, что самостоятельность детей допустима в строгих пределах. | ||
Считаю, что детям стоит предоставить свободу выбора во всём, влияя на выбор советами | ||
III Считаю, что детям необходимо участвовать в проблемных семейных разговорах, даже если они касаются только родителей. | ||
Считаю, что нельзя детей посвящать в разногласия взрослых. |
II. Среди учащихся проводятся анкеты «Это я», «Моё место в семье».
3. Ответы на вопросы.
4. Индивидуальная работа. Предложить родителям подготовить к следующему собранию в виде небольшого сообщения ответ не вопрос: «Секреты нашего воспитания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Переходный возраст: Ждали?.. Я пришел! (памятка для родителей)
Переходный возраст - это самая трудная пора для родителей и конечно же для классного руководителя. Чтобы пройти это время без особых потерь, предлагаю для родителей 7-8 классов памятку. Поверьте моему...
проблемы переходного возраста
памятка для родителей...
Переходный возраст.
Одно из самых распространенных стереотипных представлений о подростках - их воинственность и беспричинная агрессия, провоцирующая постоянные стыки с мамой и отцом. Возможно, этот стереотип в некоторых...
Лекция для родителей "Переходный возраст"
У кого-то переходный возраст начинается в 11 лет, у кого-то – в 15. Все родители ждут его с волнением. Вдруг ребенок становится вредным, обидчивым и несдержанным, совершает необъяснимые поступки...
Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками.
Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками....
Родительское собрание на тему "Переходный возраст - трудный возраст "
Родительское собрание на тему "Переходный возраст - трудный возраст "...
Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.
Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...