Лекция для родителей "Переходный возраст"
статья (8 класс) по теме
У кого-то переходный возраст начинается в 11 лет, у кого-то – в 15. Все родители ждут его с волнением. Вдруг ребенок становится вредным, обидчивым и несдержанным, совершает необъяснимые поступки, получает в школе замечания. Все очень просто: в организме ребенка начинаются гормональные изменения, дети превращаются в юношей и девушек. В этот период ребенок меняется внешне и внутренне. И все это сваливается на них как снег на голову. Они внезапно осознают, что в мире не так, как представлялось в детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_dlya_roditeley.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция для родителей «Переходный возраст»
У кого-то он начинается в 11 лет, у кого-то – в 15. Все родители ждут его с волнением. Вдруг ребенок становится вредным, обидчивым и несдержанным, совершает необъяснимые поступки, получает в школе замечания. Все очень просто: в организме ребенка начинаются гормональные изменения, дети превращаются в юношей и девушек. В этот период ребенок меняется внешне и внутренне. И все это сваливается на них как снег на голову. Они внезапно осознают, что в мире не так, как представлялось в детстве.
Конечно, не у всех детей переходный возраст проходит бурно. Но если ваш разговорчивый ребенок стал подавленным и молчаливым, замкнулся в себе и часами проводит время в одиночестве или поменял свой внешний вид, стал хуже учиться, стал раздражительным, враждебным, наберитесь терпения. Вам нужно не только переосмыслить свой взгляд на собственного ребенка, но и помочь ему сориентироваться во взрослом мире. Смиритесь с мыслью, что ребенок - личность и он имеет право на собственное мнение и самостоятельные решения. Воспринимайте его эксперименты с собственной внешностью спокойно. Если дочь покрасила волосы, а вам это не понравилось, то можете честно сказать, что натуральный цвет волос вам нравится больше, но не вздумайте ее осуждать, особенно в присутствии посторонних, или давить своим авторитетом.
В этом возрасте (14 лет) ребенку не хватает общения с взрослыми на волнующие их вопросы, общения на равных, без нотаций и окриков. Подросток должен знать, что может обратиться к родителям в самую трудную минуту и они не начнут приставать с лекциями на тему морали и биться в истерике. Лучшее, что могут сделать родители, - это поднять уверенность подростка в себе, показывая, что он способен чего-то достичь, обеспечивая ему поддержку, указывая на то, что он не умел делать раньше и что он умеет делать сейчас. Уместно приводить примеры из своей жизни, а также из жизни значимых для него людей.
Главное – не давить.
Во время переходного возраста у подростков появляется миллион комплексов, они сомневаются в собственной привлекательности, перестают верить в себя и в свои силы. Очень важно внушать своему ребенку, что он красивый, способный, талантливый и у него все получится.
Психологи разработали для родителей ряд рекомендаций, как помочь ребенку в этот период и тем самым облегчить жизнь.
1.Не решайте возникшие проблемы с помощью запретов, криков, нравоучений. Это порождает внутренний протест, и даже если он сам поймет, что идея абсурдна, все равно воплотит ее в жизнь - назло родителям. Любой разговор должен вестись на равных. Давайте ненавязчивые советы и так же ненавязчиво направляйте его в нужную сторону.
2.Относитесь серьезно к проблемам своего ребенка, даже , если они кажутся вам глупыми и надуманными. Стоит только раз отмахнуться от ребенка или сказать, что подобные пустяки даже не заслуживают обсуждения, и он перестанет делиться с вами своими переживаниями, а все, что прозвучит из родительских уст, будет восприниматься в штыки.
3.Не пытайтесь самостоятельно организовать досуг подростка, заставляя его заниматься, например, музыкой или танцами вместо посиделок с приятелями. Попробуйте выяснить, что ему действительно интересно, и ненастойчиво предложите ребенку заниматься тем делом, которое, на ваш взгляд, пойдет ему на пользу. Важно, чтобы он сам принял решение, а не повиновался желанию взрослых. Запрещать бесполезно.
Трудный возраст таит в себе массу опасностей: подростки хотят казаться взрослыми , поэтому попробовать запретный плод (алкоголь, сигареты) в дворовых компаниях считается делом чести. Если ребенок пропадает с сомнительными знакомыми, от его одежды пахнет табаком, то психологи советуют: прежде всего надо успокоиться и не устраивать скандалов.
Чем запретнее плод, тем он слаще. Подросток все равно найдет лазейку, а, в крайнем случае, попытается убежать из дома.
Поэтому подходить к беседе надо спокойно, тщательно продумав аргументы, которые можно привести. Ваша задача подтолкнуть его к размышлениям, в результате которых он сам сделает выводы о том, что хорошо, а что плохо. Если вы подозреваете, что ребенок курит, не устраивайте истерику, а расскажите ему, к каким последствиям может привести его совсем не безобидная привычка. Причем, учтите, что сейчас его мало заботит какое-то невероятно далекое будущее, поэтому сделайте акцент на тот вред, который причиняет курение именно в настоящем. Например, поведуйте о негативном влиянии на зубы или запахе изо рта. Главное, чтобы профилактическая беседа представляла собой не бесконечный поток нравоучений и запретов с вашей стороны, а просто обмен информацией и жизненным опытом.
Давить на ребенка ни в коем случае не следует, но и идти у него на поводу тоже нельзя, иначе подросток превратится в настоящего домашнего тирана.
Нельзя позволять ему оскорблять себя и других взрослых, грубить, огрызаться. Даже если, по совету психологов, общение происходит на равных, ребенок в любом случае должен соблюдать дистанцию, предписанную ему возрастом.
Памятка для родителей
1.Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему о вас.ребёнку, ждёте, что очень скоро он скажет то же самое
4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.
5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
7.Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский всеобуч. Серия лекций: «Подростковый возраст – это не смертельно!»
Цели проведения данного лектория:1.Психолого-педагогическое просвещение родителей о подростковом возрасте.2.Осмысленный подход родителей к воспитанию своих детей.3.Достижение позитивных перемен ...
Лекция для родителей "ЗОЖ и вредные привычки в подростковом возрасте"
Данный лекционный материал можно использовать во время проведения родительского собрания , посвященного ЗОЖ и профидактики вредных привычек в подростковом возрасте....
Лекция для родителей. Неврозы подросткового возраста.
Причины неустойчивости подростковой нервной системы и причины появления детских неврозов. Стили поведения родителей, влияющие на психическое состояние ребёнка....
Лекция-концерт для детей дошкольного возраста "Давайте с песенкой дружить"
Данный сценарий посвящен творчеству замечательного композитора Владимира Шаинского, песни которого знают и любят многие поколения детей и взрослых. Программа конце...
КАТЕГОРИЯ АКЦЕНТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖАНРОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕКЦИИ Р. СИДОРОВА О РОМАНАХ М.Ф. ДОСТОЕВСКОГО)
В статье детально характеризуется жанр публичной лекции по литературе и особое внимание уделяется категории акцентности как ключевому показателю жанров соответствующего стиля речи....
Лекция для родителей "Психологические особенности подросткового возраста"
Данный материал представлен в виде лекции для родителей по психологическим особенностям подросткового возраста....
план-конспект "Коронавирус. Меры профилактики" Лекция-семинар для детей старшего школьного возраста.
Данный материал позволяет организовать просветительную и разъяснительную работу со школьниками по вопросам, связанными с особенностями профилактики и недопущения рапространения Коронавируса....