Мальчик и девочка: как воспитывать?
методическая разработка (5 класс) по теме

Валиуллина Раушания Мансуровна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sob_._no2.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

Мальчик и девочка: как воспитывать?

Классный руководитель 5А класса

Валиуллина Р.М.

2011

При анализе поведения мальчиков и девочек следует учитывать различия в характере их психики и деятельности. Известно, что мальчики создают больше шума. Это не значит, однако, что у них больше нарушений по существу. Отрицательные проявления у девочек обычно носят более скрытый характер. Известно, что «трудные» мальчики более шумливы, зато «трудные» девочки более «трудны».

Девочки более, чем мальчики, склонны апеллировать к старшим в случае каких-либо конфликтов или затруднений. Поскольку истец всегда выступает в качестве потерпевшей стороны, невольно предполагается, что если девочка жалуется на мальчика, то так или иначе он повинен. Мальчики же в аналогичных ситуациях жалуются заметно реже, и поэтому в представлении старших они чаще оказываются в роли зачинщиков каких-либо конфликтов или междоусобиц.

Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. В соответствии с этим у них больше и словарный запас, особенно за счет общих понятий. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы и междометия), тогда как девочки склонны к предметнооценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения). Мальчики более подвижны и непоседливы, в младших классах смелее ведут себя на уроках. Они чаще поднимают руку, не боясь ошибиться в ответе; девочки же поднимают ее реже, хотя и отвечают правильно, то есть знают не хуже.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю; наиболее любимы у них русский и иностранный языки. Девочки предпочитают гуманитарные предметы. Они более терпеливы, аккуратны, добросовестны. Когда они не уверены в том, что следует делать, они чаще ждут разъяснений учителя, тогда как мальчики чаще предлагают ему собственные варианты решения.

Девочки лучше пишут сочинения, так как обладают лучшей связностью изложения. Понимают они все столь же хорошо, как и мальчики, но лучше удерживают в памяти заученное; в математике они обычно заметно уступают. При решении задачи они интересуются больше конкретным ее приложением, тогда как для мальчиков задача может быть интересной независимо от конкретного приложения, как упражнение для ума. В знании простых и более распространенных представлений, предметов девочки имеют преимущества, но уступают в знании специального, особого, более редкого. При рассказах девочки более склонны к уклонениям и подробностям, чем мальчики, которые излагают содержание менее описательно и подробно и более сжато, более строго придерживаясь основы рассказа. В сравнении с мальчиками девочки о людях говорят чаще, чем о предметах.

Интересы и склонности мальчиков, подростков, юношей часто направлены на предметы и явления, порою далекие от того, что непосредственно связано с их обязанностями. Если в центре внимания девочек с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия - взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени «отдаленные» вещи и явления. Заметны различия в восприятии времени и пространства. Девочку больше привлекает то, что расположено рядом: дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми приходится общаться. Мальчика, подростка, юношу вещи и люди могут привлечь независимо от близости или удаленности. В новой, незнакомой обстановке мальчики держатся увереннее, чем их сверстницы. Если вы хотите узнать, как пройти или проехать куда-либо, спрашивайте у мальчиков: их объяснения всегда более полезны и толковы.

Особенности психологии мальчиков определяют заметные различия их поведения в сравнении с поведением сверстниц. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении дисциплины на уроках, в более шумном поведении на переменах. Отрицательное отношение к учению, неорганизованность, бессистемность и недисциплинированность являются причиной неуспеваемости у мальчиков примерно в 2 раза чаще, чем у девочек. Не случайно, что в среднем (и это данные по многим странам) среди неуспевающих преобладают мальчики.

         У мальчиков чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады в настроении - от излишней уверенности в себе до полной потери такой уверенности.

Следует учитывать, что из-за того, что половое созревание начинается у мальчиков позднее, чем у девочек, ухудшение успеваемости приходится на разные классы: у девочек - на 4-5 классы, у мальчиков - на более трудный 6 класс. Это является дополнительной причиной сложностей, связанных с обучением мальчиков. В учении в полной мере проявляются различия в интересах и склонностях мальчиков и девочек. В целом круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. Мальчики имеют преимущества в знании вещей особенных, более редких, специальных, но уступают девочкам в знании более простых, «обычных» процессов и явлений.

Девочки особенно остро нуждаются в сочувствии, сопереживании. Они имеют в среднем в два раза меньше близких друзей своего пола, чем мальчики. Если юноши в общении ориентированы, преимущественно, на сверстниц, то большинство девушек – на более старших представителей мужского пола. На вопрос: «Какого возраста друга вы бы предпочли?» 80 % юношей отдали предпочтение сверстнику, 20 % - старшему. У девушек на первом месте тоже находятся сверстницы (50-60 %), но они часто отдают предпочтение старшим (до 50-40 % соответственно) и не выбирают никого моложе себя.

Общение родителей с дочерью требует особого такта, понимания, бережного отношения. В силу повышенной эмоциональности девочки ранимы, обидчивы. Важно беречь и лелеять в будущей женщине скромность, мягкость, уважение к мужчине. Для многих родителей самым тревожным периодом становится пора первой девичьей любви. И напрасно.Установлено, что девочка, которая пережила чувство любви, будет всю жизнь избегать легких отношений, случайных связей, она будет искать именно это прекрасное душевное состояние, поднимающее человека над обычной жизнью.

С мальчиками особенно трудно в подростковом возрасте. От родителей в этом возрасте требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к ребенку. Целесообразно создавать в процессе воспитания такие ситуации, в которых бы ребенок мог проявить себя как представитель «сильного» пола, приучая брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых. «Есть три вещи, которые необходимо утвердить в мальчиках и юношах, - писал В.А. Сухомлинский, - долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины». Утверждать сознание долга, ответственности и достоинства, значит, воспитать хорошего сына, любящего, заботливого отца и мужа.

В заключение несколько советов, которые подведут итог нашей беседе и, возможно, пригодятся в практике вашего семейного воспитания:

Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку – наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.

Мальчик не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. Поэтому, в случае предъявления ему претензий, ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу. Объясните сыну очень коротко и очень конкретно, чем вы недовольны.

Игры девочек чаще основываются на ближнем зрении, они чаще играют в ограниченном пространстве. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестнице, взбираются на шкафы. Учитывайте эту потребность мальчиков.

В воспитании мальчика очень важно участие мужчины. Если нет папы, его место должны занять значимые мужчины (дедушка, дядя и др.).

Мальчики (на уроке или в учебной деятельности дома) не могут набрать оптимальный уровень работоспособности так же быстро, как и девочки. Эту особенность родителям необходимо учитывать и не пытаться форсировать (ускорить) учебную активность, это вызовет явную или скрытую агрессию. Наберитесь терпения!

Если в семье верующий отец, то дети в 80 % случаев станут верующими, а если мать, то лишь в 3 %. Влияние отца на ребенка сильнее. Помните об этом!

Если отец хочет, чтобы дети выросли счастливыми, он никогда не должен: унижать женское достоинство матери, вспоминать ее ошибки и прегрешения в прошлом, подчеркивать ее умственные или физические недостатки, акцентировать внимание на ее экономической зависимости.        г

Материнское и отцовское воздействие на детей отличается. «Материнское означает: я принимаю 'тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское означает: я принимаю тебя за то, каков ты» (С. Соловейчик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания мальчиков и девочек

Задача семьи — воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. У родителей как воспитателей ничего не получитс...

«Мальчик и девочка» (по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»). Литература. 5 класс.

Разработка урока литературы.  Цели урока:  ·         - выяснить, почему автор начинает свою сказку с рассказа о злом тролле;·...

"Неразлучные друзья - мальчики и девочки"

Спортивно- развлекательное мероприятие, которое можно проводить, как для команд учеников и учитителей, так и для команд учеников и родителей....

Практико-ориентированный проект на тему: «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В РОССИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД».

Министерство образования и науки РФМинистерство образования Московской области ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» Факультет повышения квалиф...

Комплексное занятие : "Дружба между мальчиками и девочками "

поможет педагогам развивать навыки конструктивного общения между мальчиками и девочками...

Мальчики и девочки - два разных мира

Мы должны попробовать понять ребёнка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ. Раскроем ...