проект зимняя мозаика
методическая разработка по теме
проект в средней группе по формированию представлений о временах года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimnyaya_mozaika.docx | 72.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Тополёк»
Проект
«Зимняя мозаика»
Средняя группа (4-5 лет)
Воспитатель:
Шаякбарова Любовь Николаевна
г. Советский 2012
Пояснительная записка.
Первый этап – выбор темы:
Рассматривая сюжетную картину «Зимний лес » задавала вопросы «Какая зима?», «Бывали ли вы в зимнем лесу?» «Что вы делаете зимой», поняла, что дети мало знают о зиме, о ее красоте. Это и определило тему
проекта.
Целепологание:
- помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.
Задачи:
- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); особенности жизни диких животных и птиц в зимний период;
- устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных;
- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- формировать потребности в чтении, как источник новых знаний об окружающем;
- развивать умение общаться со взрослым, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
- познакомить детей с народными традициями, обычаями , связанными с народными зимними праздниками;
- укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
Второй этап: разработка проекта.
- Составить совместный перспективный план проекта на месяц.
- Подобрать методическую литературу по теме.
- Подобрать художественную литературу для чтения детям.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия ( альбомы
для рассматривания , картины, настольные игры)
Третий этап: выполнение проекта.
- Перспективный план.
- Работа с родителями. (Прилагается)
- Консультации для педагогов
- «Консультация для родителей и педагогов:
Четвертый этап: Презентация проекта:
- Фотовыставка «Не боимся мы мороза»
- Коллекция на тему «Хоровод новогодних елочек»
Работа с родителями:
- Консультация для родителей
«Как одевать ребенка зимой».
Как сделать прогулку зимой интересной».
- Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза».
Привлечение родителей к сбору фотографий для фотовыставки. Привлечение помощи родителей к постройке снежного лабиринта, горки для катания на санках
Перспективный план работы над проектом
Социализация | Д/и «Времена года», «Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц», «К дереву беги»; Настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки». |
Познание | Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за деревьями. Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке. Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель). |
Коммуникация развитие речи | Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимняя забава». Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. |
Чтение художественной литературы | О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», О. Высотская «Елочка», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк». |
Безопасность | Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед»; Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда), нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т.к. может заболеть горло) |
Художественно- эстетическая деятельность | Обыгрывание новогоднего утренника «Лесная сказка» Русская народная игра «Зимний хоровод»; драматизация сказки «Заячья избушка»; Разучивание песен: «Первый снег», |
Физкультурно - оздоровительная деятельность | Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках». Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», Игра в снежки. Катание с горки на санках - «ледянках». |
Развивающая среда | Сюжетные картины на зимнюю тематику. Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные». Книжки - раскраски «Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года»; фотоальбомы на тему «Зимушка-зима» |
Название проекта | Вид проекта | Участники | Возраст детей | Взаимодействие педагогов | Продукт детской деятельности. |
Зимняя мозайка | Позновательно-исследователь-ский. Краткосрочный 1 месяц. | Средняя группа «Капельки | 4-5 лет | Воспитате ли: Шаякбарова Л.Н. Пантрина Т.П. Родители детей средней группы «Капельки» | Работы по аппликации на темы: «Снеговик», «зайка». Работы по лепке на темы: «Деревья в снегу», по рисованию «Снежный лес». Постройки из снега «Горка», «Черепаха». |
Пословицы и поговорки о зиме:
От первого снега до санного пути шесть недель.
Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Без шубы и валенок - и зима без конца.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
Зима спросит, что летом припасено.
Хороший снежок урожай сбережет.
Мороз ленивого за нос хватает.
В зимний холод всякий молод.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Солнце на лето, зима на мороз.
Снега надует - хлеба прибудет.
Зима - матка, выспишься гладко.
Зима без снега - лето без хлеба.
Зиме да лету союза нету.
Будет зима - будет и лето.
Зима не лето - в шубу одета.
Много снега - много хлеба.
У печи всегда лето красное.
Шубе верь, а погоде не верь.
Два друга: мороз да вьюга.
Береги нос в большой мороз.
Солнце на лето, зима на мороз.
Первая пороша на санный путь.
Сугроб да вьюга — два друга.
В одну ночь зима становится.
Новый год - к весне поворот.
Году начало - зиме середина.
Год кончается, а зима начинается.
Пословицы и поговорки декабря:
Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.
В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Декабрь - стужайло, на всю зиму землю студит.
Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.
Декабрь спросит, что летом припасено.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Декабрь - ветрозим, студень.
Декабрь - шапка зимы.
Пословицы и поговорки января:
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
С января солнце на лето поворачивает, а зима - на мороз.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.
Январь трещит — лед на реке впросинь красит.
Январь - году начало, зиме - середина.
В январе и горшок на печи замерзает.
Месяц январь - зимы государь.
Январь - весне дедушка.
Пословицы и поговорки февраля:
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.
Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.
Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
Бокогреюшко - февраль, он теплом обычно враль.
В феврале зима с весной встретятся впервой.
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль воду подпустит, март подберет.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Февраль строит мосты, а март их ломает.
У февраля два друга — метель и вьюга.
Загадки и пословицы о зиме для детей
Зимние пословицы
Не пугай, зима: придёт весна.
Зимой морозы, а летом грозы.
В зимний холод всякий молод.
Сугроб да вьюга — два друга.
Зимой шубка — не шутка.
Загадки о зиме
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля, озёрушки
Белый пух да перышки.
(Снежная туча)
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт.
(Зима)
Какой плод
до зимы живет?
(рябина)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Метель)
Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится
(Снег)
С неба звездой,
На ладошку водой.
(Снежинка)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица.
(вьюга)
Консультация для родителей
Как одевать детей в холодное время года
Одежда играет большую роль в защите организма от неблагоприятных влияний внешней среды. Она должна обязательно соответствовать сезону и погоде, возрасту ребенка.
Поскольку в наших климатических условиях большую часть года бывает более или менее холодно, очень важно правильно выбирать для детей верхнюю одежду.
Что такое охлаждение организма и почему оно возникает?
В организме человека непрерывно протекают окислительно-восстановительные реакции. Благодаря им постоянно образуется определенное количество тепла, которое затем отдается в окружающую среду, в основном через кожу. У детей обменные процессы, в результате которых выделяется тепло, протекают интенсивнее, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем больше тепла на 1 кг веса тела вырабатывается его организмом.
В нормальных условиях в состоянии теплового равновесия организм отдает в окружающую среду столько тепла, сколько вырабатывает. Если тепла теряется больше, чем вырабатывается, человек охлаждается, меньше – перегревается. В этом процессе теплообмена важная роль принадлежит одежде. Так, например, если ребенок, гуляя в холодную погоду, мало двигается, то тепла отдается гораздо больше, чем вырабатывается, и организм ребенка охлаждается. И вот здесь-то может помочь только достаточно теплая одежда, сохраняющая тепло. С другой стороны, если ребенок находится в условиях относительно небольшого холода и при этом очень подвижен, его организм вырабатывает повышенное количество тепла. В этом случае слишком теплая одежда будет препятствовать достаточной отдаче тепла, что приведет к перегреву ребенка.
Вот почему так важно правильно выбирать теплую одежду.
С чем связаны теплозащитные свойства одежды?
Какая одежда теплее?
Более теплыми являются ткани и материалы, содержащие большое количество воздуха. Связано это с тем, что неподвижный воздух, заполняющий поры ткани, становится хорошим тепло-изолятором. Следовательно, чем пористее, воздушнее ткань, тем она теплее.
Шерстяные ткани потому и теплые, что шерсть хорошо удерживает воздух. Этим же свойством обладают любые пушистые, ворсистые и высокопористые материалы. Поэтому же так хорошо «греет» вязаный трикотаж.
Верхняя одежда сохраняет тепло и за счет теплозащитной подкладки – ваты, ватина, меха, поролона и других материалов.
Значительно усиливает охлаждение ветер. При ветре холодный наружный воздух легче проникает сквозь отверстия в одежде и поры тканей, вытесняя находящийся там теплый воздух.
Организм сильнее охлаждается и при высокой влажности, потому что влажный воздух проводит тепло лучше, чем сухой. Особенно много тепла отнимает отнимает тающий снег. Именно по этой причине в холодное время года, едва начинается оттепель, возникает так много простудных заболеваний.
В холодное время советуем родителям использовать в качестве верха одежды плотные, тонкие (чтобы не утяжелять одежду) ткани, имеющие пониженную воздухопроницаемость и влагоемкость. Это может быть плащевая ткань (репс с водоотталкивающей пропиткой), кожа, замша и т.п. В тоже время маленьким детям нельзя носить одежду из материалов полностью исключающих воздухо- и паро-проницаемость. Такая одежда препятствует нормальному функционированию кожи ребенка.
Очень многое зависит от покроя верхней одежды. Рекомендуем приобретать детям одежду свободного покроя с двубортной застежкой, плотно прилегающими пушистым воротником и манжетами. Если на улице довольно холодно и еще при этом сильный ветер, лучше надеть ребенку комбинезон или длинную куртку (полупальто) с брюками. Таким образом, детей нужно одевать по погоде, а также в зависимости от их подвижности на прогулке.
Меховая одежда самая теплая. Однако, шуба очень тяжелая. Как правило, детям при этом надевают теплую обувь и меховые шапки. В результате, вес всей этой одежды маленького ребенка порой доходит до 1/3 веса его тела. Это заметно стесняет движения малыша во время прогулки, он перегревается и потеет. Дети перегреваются тем сильнее, чем больше число слоев (вязаная кофта, жилет и т.д.) в их одежде.
Родители должны знать, что при температуре воздуха от -9 до -14С - общее число слоев одежды у детей, одетых в шубы, не должно превышать четырех, а в зимнее пальто – пяти. При температуре воздуха от -3 до -8С трех и четырех соответственно.
Если на улице еще теплее, одевать детей в меховые шубы не следует. При этом общее число слоев одежды должно быть ограничено в зимнем пальто – тремя, куртке – четырьмя слоями.
Дети дошкольного возраста довольно часто болеют простудными заболеваниями. И одной из причин этих заболеваний безусловно является нерациональная одежда.
Старайтесь поменьше кутать ребенка. Слишком теплая ( она, как правило, и тяжелая) одежда мешает закаливанию ребенка на прогулке, стесняет его движения, уменьшая подвижность.
Консультация для родителей.
Как сделать зимнюю прогулку интересной?
Прогулки детям необходимы: они способствуют укреплению здоровья ребенка, физическому закаливанию детского организма, приспособлению к резким изменениям температуры.
Морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья! Прохладный ветер, легкий мороз, движение на воздухе – хорошая закалка. Выпал снег – стало светло и нарядно!
Зимушка-краса,
Ледяная коса,
В белой шубке до пят,
Стала тешить ребят!
При регулярных прогулках организм ребенка становится более стойким. Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Что же нужно для того, чтобы дети активно и длительно гуляли в зимнее время?
Разнообразные забавы, игры со снегом обогащают содержание прогулок, увлекают детей, что позволяет увеличить продолжительность прогулок даже при низких температурах.
Зимой на прогулке можно проводить почти все игры, только нужно организовать их так, чтобы дети не стояли долго на одном месте, а постоянно двигались.
Игры-забавы всегда привлекают детей: катание с горки, катание на санках, игры со снегом, сооружение построек. Обычно лепят снеговика, но можно придумать и множество других композиций, чтобы использовать их с пользой для здоровья. Для упражнений в метании можно слепить медведя с бочонком или лягушку, чтобы можно было попасть снежком в ее открытый рот. Для закрепления навыков равновесия можно слепить крокодила или удава. Поваляться в снегу любят все ребята! Можно устроить соревнование – кто дальше прыгнет с лавочки? Активные физические упражнения способствуют укреплению здоровья и повышают настроение!
Если вы заливаете каток около дома, сделайте его необычным, сказочным: пусть подо льдом у вас будут « плавать» разноцветные рыбки. Секрет в том, что перед заливкой катка вам нужно вырезать рыбок из цветных лоскутков и разместить их на дне катка. Детской радости не будет границ!
А как дети любят рисовать на снегу! Взяв палочку, на снегу можно изобразить причудливые картины. Дети постарше способны самостоятельно придумывать сюжеты, а малышам нравится смотреть или дорисовывать недостающие детали(волны для рыбки, лучики для солнца). А если заранее принести из дома бутылочку с подкрашенной водой, то рисунки ваши будут яркими и красочными!
Можно оформить из снега клумбу, украсить ее разноцветными ледяными фигурками. Для изготовления цветных фигурок-льдинок можно использовать песочные наборы. Цветные льдинки, вкрапленные в снег, в зимний солнечный день будут переливаться на солнце всеми цветами радуги… Красиво!
Много радости может принести детям елка, вынесенная после новогоднего праздника во двор и украшенная разноцветными ледяными подвесками или игрушками-самоделками. Прогулка выполняет также обучающую функцию: дети знакомятся с окружающим миром, природными явлениями.
Познавательное и полезное занятие – кормление птиц зимой. Если ваш папа – мастер на все руки, вы можете привлечь ребенка к изобретению кормушки. А можно просто накидать крошки птичкам, рассказывая ребенку интересные факты из жизни птиц.
Зима – время не только развлечений и игр, но и работы по очистке от снега (дорожки, крыльца, машины). Вы можете привлечь своего малыша к труду, выдав ему лопатку соответствующего размера. Главное – показать пример и делать все с удовольствием и улыбкой на лице. Тогда в будущем ребенок с радостью будет вам помогать.
Пожалуйста, уделите ребенку внимание и время для прогулки с ним, и вы доставите ему радость общения, веселье, а самое главное – ваш ребенок приобретет здоровье!
Наблюдение за зимующими птицами
Цели: закреплять знания о зимующих птицах;
формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
воспитывать желание заботиться о них и охранять. Ход наблюдения
Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
Каких птиц называют зимующими?
Чем они питаются?
Каких зимующих птиц вы знаете?
Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Наблюдение за березой зимой
Цели: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;
воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Ход наблюдения
Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима!
Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как чувствуют себя деревья зимой?
Что с ними происходит?
В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
Как вы узнали березу? Трудовая деятельность
Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли. Цели: учить работать сообща;
воспитывать трудолюбие.
Наблюдение за елью
Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка.)
Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.
Наблюдение за солнцем
Цели: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза;
формировать интерес к неживым объектам природы. Ход наблюдения
Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей!
Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается,
Наблюдение за вороной
Цели: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький, А ходит босиком. (Ворона.)
Кто это, как зовут эту птицу?
В чем особенности ее внешнего вида?
Где она живет?
Чем питается?
Есть ли у нее враги?
Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу.
Стихи о зиме
Первый снег
Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре, -
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Я. Аким
***
Зимнее утро
...Вечор, ты помнишь,
вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит...
А. Пушкин
***
Хризантемы
На окне, серебряном от инея,
Точно хризантемы расцвели.
В верхних стеклах - небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо,
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
И. Бунин
* * *
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф. Тютчев
* * *
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути:
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
С. Есенин
* * *
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
А. Пушкин
Дидактические игры:
Собери картинку:
Ведущий предлагает участникам игры выбрать название времени года.
Когда каждый игрок определится с выбором,
ведущий перемешивает части разрезных картин и, поочередно показывая их, спрашивает, кому из детей подходит названный фрагмент.
Игроки, забирая у ведущего части сюжетных картин, объясняют свой выбор. Например: «Здесь нарисован снеговик.
Дети лепят снеговиков зимой. Эта картинка подходит к зимнему пейзажу». После того, как все фрагменты распределены между участниками игры,
ведущий предлагает собрать фрагменты в единую сюжетную картину.
Выигрывает ребёнок, который первый справится с заданием.
Четвертый – лишний:
Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Каждый игрок выделяет "лишний" предмет и объясняет свои действия.
Например: «Лишний предмет – гриб. Ветку в снегу, кормушку, снеговика – все это можно увидеть зимой, а грибы зимой не растут».
Лишний ромашка, Кораблик , скворечник, подснежник –это весной.
Снегирь лишнийБабочка радуга, песочница-летом
Ведущий раскладывает на столе маленькие карточки изображениями вверх. Он предлагает каждому участнику игры найти
подходящий предмет и закрыть им «лишнее» изображение. После выполнения задания игрокам предлагается продолжить свои ряды.
Таким образом, в конце игры у детей оказывается ряд из шести картинок, относящихся к определенному времени года.
Выигрывает ребенок, который первый справится с заданием.
Опыты со льдом и снегом
Холодная зима ставит порой жирную точку на исследовательской деятельности крохи. Между тем, со снегом и льдом можно придумать немало игр и интересных опытов. Они помогут вашему ребенку узнать основы физики и химии и прекрасно развлекут его как на улице, так и дома.
Выращивание сосулек
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: чуткий термометр на длинной палке, чтобы можно было мерить температуру как на крыше гаража или сарая, так и под ней.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: при температуре выше нуля вода тает, ниже — замерзает.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, как образуются ледяные сосульки, почему они растут именно на крышах, почему это быстрее происходит в солнечные дни.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: спросите у малыша, знает ли он, откуда берутся сосульки. В солнечный день, во время оттепели можно даже из окна понаблюдать, как они растут на крышах... Но вот парадокс — казалось бы, вода должна замерзать тем быстрее, чем холоднее на улице. Между тем, в морозную погоду сосульки не появляются, они растут тогда, когда пригревает солнышко... Может быть, малыш сам сможет догадаться, почему так происходит?
Давайте рассуждать вместе. Для образования сосулек нужны:
Вода.
Поверхность, с которой она будет стекать.
Температура, при которой вода будет замерзать.
Все это мы и получаем, когда солнышко пригревает при минусовой температуре. Как? А вот как: снег на склоне крыши тает, потому что солнечные лучи нагревают его до температуры выше нуля, а стекающие капли воды у края крыши замерзают, потому что здесь температура ниже нуля. А именно на гладких, чуть покатых крышах это происходит потому, что здесь угол падения солнечных лучей на поверхность максимально большой, что способствует большему нагреванию поверхности, т.е. лежащего на ней снега.
Разноцветный снег
ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: покрытые снегом разной толщины поверхности, пластиковые бутылки с горячей водой, подкрашенной гуашью, в пробке которых иголкой проделано отверстие, детская лопатка.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: все в мире состоит из крошечных частиц — молекул.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, как происходит окрашивание (путем проникновения частиц краски между частицами окрашиваемого предмета).
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: после снегопада, когда на улице лежит пушистый снег, выйдите с малышом на прогулку. С собой возьмите несколько бутылок с подкрашенной гуашью водой яркого цвета. Лучше, если вода будет горячая — так ею будет проще рисовать, она дольше не замерзнет. Найдите несколько поверхностей, на которых снег лежит слоями разной толщины, Попросите кроху порисовать на снегу, просто выливая крашеную воду из бутылки. Это само по себе очень увлекательное занятие — поэтому, возможно, в первые несколько раз на дальнейшие обсуждения сил у ребенка уже не останется. Ничего страшного! Когда интерес к рисованию будет удовлетворен, можно продолжить исследование. Подняв лопаткой прокрашенный слой, рассмотрите его внимательно. Заметил ли малыш, что чем больше воды он лил, тем глубже прошла краска? Чем пушистее снег — тем, опять же, толще прокрашенный слой. А если из снега скатать плотный шар или просто его утрамбовать — прокрашиваться будет только верхний слой.
ВАЖНО! Имейте в виду: чем на улице холоднее, тем быстрее вы получите результат.
Чистый лед
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: обычная, сладкая и соленая вода.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, каким образом вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки.
Кто подо льдом живет?
ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: лужа, покрытая прозрачным льдом, снег.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: сквозь прозрачную плоскость видно то, что за ней находится. Сквозь непрозрачную — нет. Объяснить это малышу можно на основе обычного оконного стекла.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: увидеть, что находится на дне лужи (пруда).
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: если около вашего дома нет прозрачной лужи, сделайте ее сами — хотя бы в пятилитровой пластиковой бутыли. На дно положите камешки, орешки, палочки. Залейте водой и выставьте на мороз. Вода замерзнет, но сквозь лед вы сможете видеть все предметы. А вот если сверху присыпать снежком — видно ничего не будет. Почему? Лед прозрачный, а снег — нет.
В ходе этого же опыта можно еще обсудить, что снег — рыхлый, сыпучий, мягкий, а лед — хрупкий, ломкий, твердый, может быть с острыми краями.
ФАКТ! Расскажите ребенку, что именно на этом принципе основано очищение воды методом замораживания-оттаивания, когда в результате получается свободная от примесей талая вода.
Дед Мороз и расписные окна
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: мисочка с горячей водой, кусок сухого стекла или пластика (будет выполнять роль окна), кисточки разной толщины, очень холодная погода.
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: достаточно рассмотреть морозные узоры на оконном стекле в вашей квартире.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: с помощью воды и кисточки воспроизвести морозную роспись на кусочке стекла.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: перед выходом на прогулку расскажите малышу, что сейчас вы идете играть в Деда Мороза.
С детьми постарше можно придумать и обсудить, какую именно картинку они хотят создать на окне (эскиз на бумаге можно взять с собой). На улице кисточкой наносите водный узор на предварительно протертое окно или кусок стекла (поверхность должна быть сухой),
Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застыла, не стоит! А вот когда картинка замерзла, можно сделать линии более толстыми.
Сказки
Зимовье зверей
Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.
Хорошо летом в лесу! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да жёлуди роет.
Так лето прошло, наступила поздняя осень. Стало в лесу холодать. Бык прежде всего спохватился зимовье строить.
Встретил в лесу барана:
— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить, да столбы таскать, а ты будешь щепу драть.
— Согласен,— отвечает баран.
Повстречали бык и баран свинью:
— Пойдём, Хавронюшка, с нами зимовье строить.
Согласилась свинья.
Увидели бык, баран и свинья кота:
— Здравствуй, Котофеич! Пойдём вместе зимовье строить. Мы станем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.
Согласился кот.
Повстречали бык, баран, свинья и кот лесу петуха:
— Здравствуй, Петя! Идём с нами зимовье строить! Мы будем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть!
Согласился и петух.
Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.
Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
Пришла лютая зима, затрещал мороз. Кому в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился. Живут друзья — не горюют.
А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один самый смелый волк говорит:
— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.
Вошел волк в замовье и прямо на барана угодил. Заблеял баран страшным голосом:
- Бэ-э-э-э!...Бэ-э-э!... Бэ-э-э!..
Петух увидел волка, крыльями захлопал:
- Ку-ка-ре-ку!..
Соскочил кот с печи, зафыркал, набежал бык, рогами волка в бок, а свинья захрюкала:
— Хрю! .. Хрю! .. Хрю! .. Кого тут есть?
Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
- Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!
Услыхали волки, пустились наутек.
Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.
A старый волк отдышался, им говорит:
— Вошёл я, братцы мои, в зимовье, вижу уставился на меня страшный да косматый.
Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бородатый — мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?»
Не взвидел я свету — и вон. «Ой, бежим, братцы!»
С тех пор зажили звери в лесу спокойно.
Сказка Рукавичка
(Украинская народная сказка)
Как-то раз зимой шел дед через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою рукавичку.
Мимо пробегала мышка. Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:
- Буду я теперь здесь жить.
Тут мимо лягушка припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:
- Какая теплая рукавичка! Кто тут живет?
- Я живу, мышка-нарушка. А ты кто?
- А я лягушка-попрыгушка. Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!
Ну, иди! – ответила мышка.
И стало их двое в рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичка лежит и тоже подбежал к ней и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Я мышка-нарушка.
- И я лягушка-попрыгушка.
- А я зайчик-попрыгайчик. Можно я тоже буду жить с вами?
- Ну, иди!
И стало их трое. Тут пробегает мимо лисичка. Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди леса, подбегает и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мы живем. Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?
- А я лисичка-сестричка. Можно мне к вам?
Вот их живет четверо уже, а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к рукавичке и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке такой теплой живет?
- Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто будешь?
- А я волчок-серый бочок! Пустите и меня жить к себе!
- Ну, хорошо, иди!
Влез и волк в рукавичку и стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.
- Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живет? – тоже спрашивает он.
- Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый бочок, - отвечают ему. - А ты кто?
- А я кабан-клыкан буду. Пустите меня к себе жить!
- Но у нас уже места почти нет. Как ты сюда залезешь?
- Да уж как-нибудь впихнусь, - ответил кабан.
- Ну, полезай! – ответили из рукавички.
Впихнулся и кабан к ним. Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет. Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?
- Ох, как вас много тут! А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!
- Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!
- Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.
- Ну, иди, только с краешку.
Втиснулся медведь и стало их семеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.
А к этому времени дед хватился своей пропажи, - исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг увидела лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.
Лиса и волк (русская сказка)
Сильно проголодалась Лиса. Бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где-нибудь чем-нибудь съестным разжиться? Видит она: везёт мужичок на санях мёрзлую рыбу.
- Недурно бы рыбки отведать, - подумала Лиса. Забежала вперёд, легла на дорогу, хвост откинула, ноги выпрямила. Ну дохлая, да и полно!
Подъехал мужик, посмотрел на Лису и говорит:
- О! Вот будет славный воротник жене на шубу! - взял Лису за хвост и швырнул её в сани. Закрыл рогожею, а сам пошёл подле лошади.
Недолго лежала Лисонька, проделала в санях дыру и давай в неё рыбу выкидывать: рыбка за рыбкой, так и повыкидала всю. А потом и сама из саней тихонечко вылезла.
Приехал мужик домой, осмотрелся - ни рыбы, ни "воротника"!
А Лиса перетаскала всю рыбу себе в нору, потом села у норы и ест. Видит она - бежит Волк, от голода у него бока подвело.
- Здравствуй, кума, ты что это кушаешь?
- Рыбку, куманёк!
- Дай мне хоть одну!
- Как же, разивай рот! Видишь, ты какой ловкий! Я ловила, а ты будешь есть!
- Дай хоть головку, кумушка!
- Ни хвостика, куманёк! Налови сам и кушай на здоровье!
- Да как же ты наловила? Научи!
- Изволь! Отыщи на реке прорубь, сунь туда хвост, сиди да приговаривай: "Ловись, рыбка, большая и маленькая!" - она и наловится!
Отыскал волк на реке прорубь, сунул туда хвост, сидит и бормочет:
- Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!
А Лисица прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:
- Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
- Что ты говоришь? - забеспокоился Волк.
- То же, что и ты, куманёк: "Ловись рыбка, большая и маленькая!"Вот опять Волк у проруби сидит, да своё твердит, а Лиса - своё.
- Не пора ли тащить, кумушка?
- Нет ещё, я скажу, когда придёт пора.
Вот опять Волк сидит, да своё приговаривает:
- Ловись, рыбка, большая, да всё же бо`льшая!
А Лиса своё:
- Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Видит Лиса, что прорубь хорошо замёрзла, и говорит:
- Ну, теперь тащи, куманёк!
Потянул Волк: "Ээээ-х!" Но не тут-то было.
- Видишь, какой ты жадный! - говорит Лиса, - твердил: "Ловись, рыбка, большая, да всё же бо`льшая!"
A теперь и не вытащишь! Ну, погоди же, я позову к тебе на помощь!
Побежала Лиса в село, да давай под окнами кричать:
- Идите на реку, Волка бить! Он ко льду примёрз!
Бегут на реку мужики, кто с топором, а кто с вилами:
- Лови его, держи! Лопатой его бей!
Видит Волк беду неминучую. Рванулся изо всех сил, оторвал себе хвост, да без хвоста пустился удирать, куда видно. А кумушка ему вслед кричит:
- Вортись, куманёк, рыбку позабыл!
А Волка только и видели.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Тополёк»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в образовательной области «Коммуникация +Чтение художественной литературы»
Тема: «Зимняя прогулка».
Средняя группа (4-5лет)
Воспитатель средней группы:
Шаякбарова Любовь Николаевна
г. Советский, 2012г.
Задачи:
1.Образовательная.
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы в определенной последовательности, без повторов и пропусков существенной информации. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения. Закреплять умение разгадывать загадки.
2. Развивающая. Развивать восприятие к поэтической речи. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
3. Воспитательная. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям, инициативу, доброжелательность, бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методы и приёмы:
1.Сюрпризный момент
2.Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия и признаки »,
3.Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
4.Рассматривание картины «Весело зимой»
5.Угадывание загадок.
7.Гимнастика для глаз «Снежинка»
8.Работа с стихотворением:
9.Дыхательная гимнастика «Рукавичка
10.Двигательное упражнение «По снегу побежали»
Материал: снежинки, макет зимнего дерева, картина «Весело зимой», презентация, рукавички.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о зиме.
Словарная работа: Пелена
Ход непосредственной образовательной деятельности:
дети входят в зал
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят друг другу.
( Здравствуйте).
Воспитатель: Посмотрите, какие наши гости добрые, улыбчивые, приветливые. Как захотелось с ними поздороваться, как сказать им наше, здравствуйте?
( С улыбкой, радостно, весело.)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
( Время года - осень.) (Воспитатель добивается полных ответов)
Воспитатель: Назовите, какая сейчас осень? (Поздняя осень)
Воспитатель: Правильно, сейчас поздняя осень, можно сказать, что идут последние деньки осени. Какое время года будет после осени?
( После осени следует зима.)
Воспитатель: Что происходит в природе с приходом зимы? Как мы узнаём о приходе зимы?
(На улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются льдом, выпадает снег, прилетают снегири, звери готовятся к зиме.)
Воспитатель: Правильно, ребята, по всем этим признакам мы узнаём о приходе зимы.
Затем воспитатель обращает внимание детей картину зимнего дерева стоящую на мольберте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше дерево? Какое оно? (Дерево – зимнее).
Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит письмо. Что там написано?
Письмо от снежинки: « Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Тополек»! Я и лесные жители: птицы и звери просят вас помочь . Капля дождя поссорилась со мной. Говорит, что она главнее и будет править и зимой.. И не дает, мне вступить в свои права.
Воспитатель: А как мы будем играть и веселится на горке , если у нас будет идти дождь.
Ребята поможем?
Что происходит в природе с приходом зимы? (слайд №2)
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия и признаки»
Лес какой? (зимний)
Почему? (Много снега)
Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)
Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! За то что вы так хорошо Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (туча со снегом)
Зима - веселое время года или грустное?
(ТРИЗ) - почему веселое? (можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках)
почему грустное? (можно заболеть, и нам будет грустно).
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь холодно, и отправиться в путь посмотреть , что ребята делают зимой ! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
(выполнение движений по тексту)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. ( шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. ( завязываем» шарфик)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Рассматривание картины «Весело зимой» (слайд №3)
Воспитатель: Посмотрите на картину: Аня катает снежный ком - она лепит снеговика. Уля едет на санках с горки – ух, как быстро едет! Оля катается на коньках, а Игорь - на лыжах. Весело зимой!
Что делает Аня? ( Аня лепит снеговика)
Что делает Уля? (Уля катается на санках)
На чем катается Оля? (Оля катается на коньках)
На чем катается Игорь? (Игорь катается на лыжах).
Попробуйте самостоятельно составить рассказ по картине «Зимние забавы»
( Выслушивается 2-3 рассказа)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (снеговик)
Пойдемте дальше. Кто живет в лесу? (звери)
Как называются животные , которые живут в лесу? (дикие животные)
Угадайте загадку. ( слайд № 4)
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Зимой беленький трусишка.
Кто это? (заяц)
И, правда заяц. Чей это след? (заячий)
А как заяц готовится к зиме? ( меняет шерсть на белую)
Правильно, он меняет шерсть на белую и теплую, чтобы его не было видно на белом снегу, и не было, холодно зимой.
Интересно, заяц делает запасы к зиме? ( зимой достаточно еды и он не голодает – грызет кору деревьев.)
Угадайте следующую загадку: (слайд №5)
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
Чей это след? (беличий)
Как белка готовится к зиме? (Белка меняет шерсть с рыжей, на серую)
А почему она меняет шубку? ( Так белка прячется от врагов)
Чем же зимой будет питаться белка? (Она делает запасы)
А как другие животные готовятся к зиме? (слайд №6,7)
(волк и лиса меняют шерсть на теплую, а медведь, еж , бурундук впадают в спячку)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще два признака зимы, какие? (заяц в белой шубке, белка в серой шубе).
Угадайте следующую загадку: (слайд № 8)
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай! (Снегири)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? ( Зимующие птицы).
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще признак зимы.
Гимнастика для глаз «Снежинка» (слайд №9)
Что это такое? (Снежинки)
(слайд № 10)
Послушайте, как описывает зиму в своем стихотворении «Зима» Иван Захарович Суриков. (слайд № 10)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения.
Работа со стихотворением:
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала
Воспитатель задает вопросы по тексту стихотворения.
- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой снег?
Воспитатель выслушивает ответы детей и зачитывает строчку из стихотворения.
- Что происходит со снегом? (кружится и падает на землю)
- Что произошло утром? (поле забелело)
- Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем. (воспитатель зачитывает отрывок и объясняет значение слова
пеленою)
-Пелена – это сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
- А что произошло с лесом? (накрылся шапкой и заснул).
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Дыхательная гимнастика «Рукавичка»
Воспитатель: Ребята, когда мы одевались на прогулку мы забыли надеть рукавички. Надевайте их, они волшебные, если вы будете дуть на снежинки то согреетесь.
Воспитатель: Нам уже пора возвращаться в детский сад. (слайд № 11)
Двигательное упражнение «По снегу побежали».
(выполнение движений по тексту)
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)
Друг за другом дружно встали
И по снегу побежали! (бег на месте)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.
А в подарок снежинка вам приготовила подарки. Что бы, вы не забывали о признаках зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект Лоскутная мозаика
Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области лоскутного шитья и проектной деятельности; овладению технологического...
Проект "Зимний бум". Физическая культура в зимнее время на школьных спортивных площадках
Проект "Зимний бум" разработан для реализации проведения физической куоьтуры и внекласных мероприятий в зимнее время на школьной площадке...
Проект «Зимняя мозаика»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Новогодняя викторина "Зимняя мозаика"
методическая разработка...
"Зимняя мозаика" - внеклассное мероприятие
разработка внеклассного материала для классных руководителей работающих в 6 классах....
Конкурсно - игровая программа «Зимняя мозаика»
Конкурсно - игровая программа предназначена для организации досуговой деятельности детей на зимних каникулах....
Классный час - посиделки "Зимняя мозаика."
Цель данного занятия: Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках. Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле....