Беседа для родителей "Микроклимат в семье"
методическая разработка по теме
Беседа для родительского собрания. В конце предлагается анкета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа для родителей | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа для родителей «Микроклимат в семье».
Цель: познакомить родителей с понятием « микроклимат в семье», с правилами его формирования.
Микроклимат. Этот термин часто звучит в СМИ, по радио и на телевидении. Что же он обозначает? Термин этот состоит из двух соединенных между собой слов: «микро» и «климат». Когда мы говорим: «Микроклимат в семье», ,мы имеем в виду тот комплекс взаимосвязей и взаимоотношений, которые сложились в данной семье, которые определяют благополучие или, наоборот, неблагополучие в ней. В той семье, где отец и мать не научились уважать друг друга, там не вырастет из девочки хорошая жена, а их мальчика- хороший мужчина-отец Вспоминаются слова педагога А.С. Макаренко о том, что научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно И в этом наш родительский долг. Ведь мы-родители сегодня, а наши дети -завтра. Как же создаются хорошие взаимоотношения в семье? Нам, родителям, наши дети в любом возрасте представляются недостаточно взрослыми. Они уже учатся в школе, а нам все никак невдомек, что они думают не только об учебе, о будущей профессии, но и о будущей жизни, что стиль отношений в семье, в которой они живут, потом, почти без серьезных изменений, они перенесут в свои семьи. В школе наши дети получают только теоретические знания об отношениях людей, а практические уроки - нравственные, бытовые, финансовые- мы должны преподать им сами, ибо в этих вопросах мы, родители, знаем больше своих детей. Только родители наблюдают своих детей ежедневно, в самых разнообразных ситуациях, знают их привычки, характеры, контакты. Только мы можем дать совет, как поступить в той или иной ситуации.
Известно, что одной из причин семейных конфликтов является неуступчивость, когда супруги редко уступают друг другу, не хотят идти навстречу пожеланиям и интересам другого, не слушая никаких доводов, упрямо стоят на своем.
А ведь многие понимают неуступчивость как проявление своей гордости. С такой установкой любые отношения, тем более семейные, строить нелегко. Истинно гордый человек первым сделает шаг для установления добрых отношений и не будет проявлять «гранитную» неуступчивость, не будет перепираться по мелочам: чья очередь мыть пол, сходить за покупками, где отмечать праздники.
Речь идет именно об уступках по мелочам. Отнюдь, не в отношении пьянства или измен, беспочвенной ревности. Это не мелочи, с этим мириться нельзя. Но кто же создает хорошие и нехорошие отношения? Это центральный вопрос микроклимата в семье, семейного мира. Бесплодность этих вопросов и ответов предопределяется той настойчивостью, с которой родители и дети пытаются найти единственного виновника ссоры. Как правило, каждая из сторон приписывает вину другой стороне, поэтому всякие переговоры заходят в тупик.
Давайте представим и разыграем ситуацию- усталый отец пришел с работы. Сын разбросал игрушки и сидит перед телевизором. Жена на кухне. Предложите развитие ситуации в семье. Предлагаются варианты диалогов.
Разбирается ситуация. Вопрос: «Кто виноват в семейной ссоре?».
Улеглись страсти в семье, все помирились. Все оправданы. Но есть ли вероятность того, что подобная ситуация не повториться?
У нас получилось, что виновата ситуация. Отца оправдывает усталость, мать-хозяйственные заботы.
Доблесть дружной семьи заключается в том, чтобы противостоять обстоятельствам. Как надо было поступить мужу? -ответы.
Верный вариант: ему нужно было признать, что к ребенку можно было обратиться более мягко, дружелюбно. Мать не выскочила бы из кухни. А еще лучше, если бы муж зашел на кухню и узнал у жены, как дела дома.
Как поступить жене, если она слышит раздраженный голос мужа, который грубо разговаривает с сыном? -ответы.
Верный вариант: жене можно позвать мужа на кухню, расспросить его о делах, успокоить, объяснить. Почему ребенок один и не убраны игрушки.
Только тогда каждый видит, где ошибся, упустил возможность сдержаться. возможность управлять ситуацией. Хороший микроклимат семей- ных отношений там, где научились проявлять друг к другу теплоту, нежность, внимание и заботу, где воздерживаюся от грубости, резкости.
Родителям можно предложить анкету.
http://itel-deti.ru/wp-content/uploads/2011/10/vzaimootnosheniya_v_semje.doc
- Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:
- Очень хорошими
- Хорошими
- Не очень хорошими
- Не очень плохими
- плохими
2.Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?
- Да
- Не совсем
- Нет
3.Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? (перечислите эти традиции) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как часто Ваша семья собирается вместе?
- Ежедневно
- По выходным дням
- Редко
5.Что делает Ваша семья, собравшись вместе?
- Решаете сообща жизненные проблемы
- Занимаетесь семейно-бытовым трудом
- Работаете на приусадебном участке
- Вместе проводите досуг, смотрите телепередачи
- Обсуждаете вопросы учебы детей
- Делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах
- Каждый занимается своим делом
- Допишите __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?
- Часто
- Иногда
- Редко
- Не бывают
7.Чем обусловлены ссоры, конфликты?
- Непониманием членами семьи друг друга
- Нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)
- Отказом участвовать в семейных делах, заботах
- Разногласиями в вопросах воспитания детей
- Злоупотреблением алкоголем
- Другими обстоятельствами (укажите какими) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в Вашей семье?
- Примирение
- Обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения
- Прекращение конфликтов на некоторое время
- Обращение за помощью к другими людям (родителям, соседям, друзьям, учителям, специалистам)
- Конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер
9.Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми
- Часто
- Иногда
- Редко
- Не бывают
10.Как реагируют дети на семейные конфликты?
- Переживают, плачут
- Становятся на сторону одного из родителей
- Пытаются помирить
- Уходят из дома
- Замыкаются в себе
- Относятся безразлично
- Становятся озлобленными, неуправляемыми
- Пытаются найти поддержку в других людях
11.Что Вы делаете для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?
Да _________________________________________________________
Нет _________________________________________________________
13.Единодушны ли вы с супругом в вопросах воспитания ребёнка?
Да __________________________________________________________
Нет _________________________________________________________
14.Как вы считаете, кто ответственен за воспитание ребёнка?
Семья _______________________________________________________
Социальная среда ____________________________________________
Школа _______________________________________________________
15. Ваш ребёнок именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить?
Да ___________________________________________________________
Нет __________________________________________________________
Не знаю ______________________________________________________
16. Часто ли вы реагируете "взрывом" на поступки ребёнка, а потом жалеете об этом?
Да ___________________________________________________________
Нет __________________________________________________________
Иногда _______________________________________________________
17. Вам случается просить прощение у ребёнка за своё поведение?
Да ___________________________________________________________
Нет __________________________________________________________
Иногда _______________________________________________________
18. Считаете ли вы, что понимаете внутренний мир ребёнка?
Да (поясните) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нет (поясните)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19.Есть ли у Вас вопросы, ответы на которые Вы бы хотели получить? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Какие проблемы Вы хотели бы решить в ходе наших последующих занятий? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»...
Беседа о поощрении и наказании в семье
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п...
Беседа о духовно-нравственном воспитании в семье
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие в первую очередь, ду...
Беседа: «Моя семья» (для чего человеку семья, семейные обязанности).
Цель: Формирование у детей жизненно- необходимых навыков, которые дает семья.Задача: Изучение условий, необходимых для создания семьи.Ход беседы:1.Почему холостые мужчины и незамужние женщины живут от...
Беседа. Что может быть семьи дороже!
Проблема подготовки воспитанников детского дома к проживанию в приемной семье и к семейной жизни....
Беседа о взаимоотношениях в семье. Внеклассное мероприятие.
Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Цель данного мероприятия: содействовать углублению моральных знаний школьников,формировать положительную нравствен...
Беседа "Духовные традиции русской семьи"
Конспект занятия по семейному воспитанию...