Беседа для родителей "Микроклимат в семье"
методическая разработка по теме

Беседа для родительского собрания. В конце предлагается анкета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа для родителей20.81 КБ

Предварительный просмотр:

   Беседа для родителей          «Микроклимат в семье».

Цель: познакомить родителей с понятием « микроклимат в семье»,  с правилами его формирования.

                     

Микроклимат. Этот термин часто звучит в СМИ, по радио и на телевидении. Что же он обозначает? Термин этот состоит из двух соединенных между собой слов: «микро» и «климат». Когда мы говорим: «Микроклимат в семье»,  ,мы имеем в виду тот комплекс взаимосвязей и взаимоотношений, которые сложились в данной семье, которые определяют благополучие или, наоборот, неблагополучие в ней. В той семье, где отец и мать не научились уважать друг друга, там не вырастет из девочки хорошая жена, а их мальчика- хороший мужчина-отец  Вспоминаются слова педагога А.С. Макаренко о том, что научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно И в этом наш родительский долг. Ведь мы-родители сегодня, а наши дети -завтра. Как же создаются хорошие взаимоотношения в семье? Нам, родителям, наши дети в любом возрасте представляются недостаточно взрослыми. Они уже учатся в школе, а нам все никак невдомек, что они думают не только об учебе, о будущей профессии, но и о будущей жизни, что стиль отношений в семье, в которой они живут, потом, почти без серьезных изменений,  они перенесут в свои семьи. В школе наши дети получают только теоретические знания об отношениях людей, а практические уроки - нравственные, бытовые, финансовые- мы должны преподать им сами, ибо в этих вопросах мы, родители, знаем больше своих детей. Только родители наблюдают своих детей ежедневно, в самых разнообразных ситуациях, знают их привычки, характеры, контакты. Только мы можем дать совет, как поступить в той или иной ситуации.  

Известно, что одной из причин семейных конфликтов является неуступчивость,  когда супруги редко уступают друг другу, не хотят идти навстречу пожеланиям и интересам другого, не слушая никаких доводов, упрямо стоят на своем.

А ведь многие понимают неуступчивость как проявление своей гордости. С такой установкой любые отношения, тем более семейные, строить нелегко. Истинно гордый  человек первым сделает шаг для установления добрых отношений и не будет проявлять  «гранитную» неуступчивость, не будет перепираться по мелочам: чья очередь мыть пол, сходить за покупками, где отмечать праздники.

Речь идет именно об уступках по мелочам. Отнюдь, не в отношении пьянства или измен, беспочвенной ревности. Это не мелочи, с этим мириться нельзя. Но кто же создает хорошие и нехорошие отношения? Это центральный вопрос микроклимата в семье, семейного мира. Бесплодность этих вопросов и ответов предопределяется той настойчивостью, с которой родители и дети пытаются найти единственного виновника ссоры. Как правило, каждая из сторон приписывает вину другой стороне, поэтому всякие переговоры заходят в тупик.

Давайте представим и разыграем ситуацию- усталый отец пришел с работы. Сын разбросал игрушки и сидит перед телевизором. Жена на кухне.  Предложите развитие ситуации в семье. Предлагаются варианты диалогов.

Разбирается ситуация. Вопрос: «Кто виноват в семейной ссоре?».

Улеглись страсти в семье, все помирились. Все оправданы. Но есть ли вероятность того, что подобная ситуация не повториться?

У нас получилось, что виновата ситуация. Отца оправдывает усталость, мать-хозяйственные заботы.  

Доблесть дружной семьи заключается в том, чтобы противостоять обстоятельствам. Как надо было поступить мужу? -ответы.

Верный вариант: ему нужно было признать, что к ребенку можно было обратиться более мягко, дружелюбно. Мать не выскочила бы из кухни. А еще лучше, если бы муж зашел на кухню и узнал у жены, как дела дома.

Как поступить жене, если она слышит раздраженный голос мужа, который грубо разговаривает с сыном? -ответы.

Верный вариант: жене можно позвать мужа на кухню, расспросить его о делах, успокоить, объяснить. Почему ребенок один и не убраны игрушки.

 Только тогда каждый видит, где ошибся, упустил возможность сдержаться. возможность управлять ситуацией. Хороший микроклимат семей- ных отношений там, где научились проявлять друг к другу теплоту, нежность, внимание и заботу, где воздерживаюся  от грубости, резкости.  

Родителям можно предложить  анкету.

http://itel-deti.ru/wp-content/uploads/2011/10/vzaimootnosheniya_v_semje.doc            

  1.    Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

  1. Очень хорошими
  2. Хорошими
  3. Не очень хорошими
  4. Не очень плохими
  5. плохими

2.Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

  1. Да
  2. Не совсем
  3. Нет

3.Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? (перечислите эти традиции) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как часто Ваша семья собирается вместе?

  1. Ежедневно
  2. По выходным дням
  3. Редко

5.Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

  1. Решаете сообща жизненные проблемы
  2. Занимаетесь семейно-бытовым трудом
  3. Работаете на приусадебном участке
  4. Вместе проводите досуг, смотрите телепередачи
  5. Обсуждаете вопросы учебы детей
  6. Делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах
  7. Каждый занимается своим делом
  8. Допишите __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

  1. Часто
  2. Иногда
  3. Редко
  4. Не бывают

7.Чем обусловлены ссоры, конфликты?

  1. Непониманием членами семьи друг друга
  2. Нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)
  3. Отказом участвовать в семейных делах, заботах
  4. Разногласиями в вопросах воспитания детей
  5. Злоупотреблением алкоголем
  6. Другими обстоятельствами (укажите какими) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в Вашей семье?

  1. Примирение
  2. Обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения
  3. Прекращение конфликтов на некоторое время
  4. Обращение за помощью к другими людям (родителям, соседям, друзьям, учителям, специалистам)
  5. Конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер

9.Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми

  1. Часто
  2. Иногда
  3. Редко
  4. Не бывают

10.Как реагируют дети на семейные конфликты?

  1. Переживают, плачут
  2. Становятся на сторону одного из родителей
  3. Пытаются помирить
  4. Уходят из дома
  5. Замыкаются в себе
  6. Относятся безразлично
  7. Становятся озлобленными, неуправляемыми
  8. Пытаются найти поддержку в других людях

11.Что Вы делаете для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

Да  _________________________________________________________  

Нет _________________________________________________________

13.Единодушны ли вы с супругом в вопросах воспитания ребёнка?

Да __________________________________________________________

Нет _________________________________________________________

14.Как вы считаете, кто ответственен за воспитание ребёнка?

Семья _______________________________________________________

Социальная среда ____________________________________________

Школа _______________________________________________________

15. Ваш ребёнок именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить?

Да ___________________________________________________________

Нет __________________________________________________________

Не знаю ______________________________________________________

16. Часто ли вы реагируете "взрывом" на поступки ребёнка, а потом жалеете об этом?

Да ___________________________________________________________

Нет __________________________________________________________

Иногда _______________________________________________________

17. Вам случается просить прощение у ребёнка за своё поведение?

Да ___________________________________________________________

Нет __________________________________________________________

Иногда _______________________________________________________

18. Считаете ли вы, что понимаете внутренний мир ребёнка?

Да (поясните) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нет (поясните)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19.Есть ли у Вас вопросы, ответы на которые Вы бы хотели получить? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Какие проблемы Вы хотели бы решить в ходе наших последующих занятий? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»...

Беседа о поощрении и наказании в семье

  Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п...

Беседа о духовно-нравственном воспитании в семье

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие  в первую очередь, ду...

Беседа: «Моя семья» (для чего человеку семья, семейные обязанности).

Цель: Формирование у детей жизненно- необходимых навыков, которые дает семья.Задача: Изучение условий, необходимых для создания семьи.Ход беседы:1.Почему холостые мужчины и незамужние женщины живут от...

Беседа. Что может быть семьи дороже!

Проблема подготовки воспитанников детского дома к проживанию в приемной семье и к семейной жизни....

Беседа о взаимоотношениях в семье. Внеклассное мероприятие.

Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Цель данного мероприятия: содействовать углублению моральных знаний школьни­ков,формировать положительную нравствен...

Беседа "Духовные традиции русской семьи"

Конспект занятия по семейному воспитанию...