Почему ребенок молчит?
методическая разработка по теме

Сердцева Татьяна Петровна

Овладение  первыми словами происходит по- разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Но если  и после  двух лет  ребенок  не произносит  ни одного слова , нужно  присмотреться  к малышу  и попытаться помочь , нужно понять,  почему он так долго  молчит.

Причины задержки  речи могут быть различными. Рассмотрим самые типичные варианты речевых трудностей  у детей от двух до трех лет. Задержка на стадии  называния.  Следует  включить  в предметные действия  активное  использование речи. Для этого сопровождать  показ предметных действий рассказом. Организовать  сотрудничество по типу  "Давай вместе", т. е.   уточнять у ребенка  названия действия, короткой фразой, привлечь к простым ответам на вопросы. Как можно больше говорить с ребенком, читать простые сказки, короткие стихи, , таким образом создавать  необходимую развивающую речевую среду.           Задержка на стадии эмоционального общения. Общение такого ребенка со взрослыми  сводится к  выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом  смысле оказывается лишним, потому что и так все понятно. Дети часто чрезмерно опекаемы, любое их желание предупреждается, сразу выполняется. Трудности у такого ребенка выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает слово, то нет.  Для  исправления  этого положения  и появления первых  активных слов  необходимо организовать предметное  взаимодействие, ситуативно- деловое общение. Отсутствие  интереса к сотрудничеству.  Пробуйте показать ребенку  красивую детскую книгу, рассмотрите  вместе иллюстрации, а затем уберите книгу на видное место. Каждое  такое совместное  рассматривание  станет впоследствии для малыша событием  необычайно интересным и праздничным. Для озабоченных своими делами  взрослых , безусловно , очень непросто  быть всегда   с малышом в эмоциональном контакте, но стараться сотрудничать, чаще, это  важно.        "Детские слова"  развитию  нормальной речи могут препятствовать "детские слова."  Взрослые должны  неукоснительно  соблюдать  правило: не заменять в разговоре  с малышом  общеупотребительные слова детскими  упрощенными вариантами типа авка(собака), ням-ням (кушать). Ребенок в год  начинает говорить  с таких  упрощенных слов в силу своих  возрастных особенностей: у него еще нет отработанной  артикуляции, нет  полноценного фонематического слуха, он с трудом устанавливает  последовательность звуков в слове. Но постепенно, по мере взросления , все эти  механизмы  совершенствуются. Если же  окружающие взрослые  употребляют  только "сюсюкающие" детские слова, то позже малышу  будет  с трудом даваться полноценная речь. Заболевания  центральной нервной системы.  Нередко отставание  в развитии  речи  может быть результатом повреждения  ЦНС. На нее могут оказывать  неблагоприятное влияние  различные факторы, действующие на развивающий мозг во внутриутробном периоде  , в момент родов или в первые годы жизни. При такого рода отставании в развитии речи  необходимы консультация  и лечения  у детского невропатолога или  психоневролога. Именно врач в процессе  беседы  с родителями  и при обследовании  малыша  определит причины и характер отставания  в развитии. Сочетание  логопедической помощи и лечения, назначенного  врачом, поможет сделать обучение  наиболее эффективным, позволит максимально помочь ребенку в развитии  речевой системы и подготовит   к дальнейшему обучению.  

Взрослым на заметку.

1. Разговаривайте  с ребенком заботливым, ободряющим  тоном.

2. В разговоре  с ребенком  называйте  как можно больше  предметов.

3. Поощряйте  стремление  ребенка задавать вопросы.

4. Ваши объяснения  должны быть простыми и понятными.

5. Когда ребенок  с вами разговаривает, слушайте  его внимательно.

6. Будьте терпеливы!!!

7. Не скупитесь  на награду - похвалу или поцелуй.

8. Каждый  день читайте  ребенку.

9. Будьте примером для детей: пусть они видят, какое удовольствие  вы получаете от чтения книг.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почему ребенку нужна игра».

Консультация для родителей...

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

В статье раскрываются причины дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста....

Почему ребенок прогуливает школу?

Почему ребенок прогуливает школу?...

Почему ребенок прогуливает школу?

Памятка для родителей....

Почему ребенок не хочет учиться?

Материалы к родительскому собранию...

«Почему ребенок себя плохо ведет?» Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка

Почему дети ведут себя плохо? Почему они делают нам все назло? Почему им даешь, даешь, а им все мало и мало? Эти частые вопросы родители задают психологу на консультациях. В...