Творческая работа с учащимися по химии
материал на тему

 

Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня – гармонизация личности, воспитание здорового поколения. Ибо от состояния здоровья детей зависит благополучие  в классе, коллективе.

 

В сотрудничестве с родителями и с детьми учитель может воспитывать в детях чувство ответственности за свое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_po_himii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа с учащимися по химии.

(В рамках научного общества учащихся )

             Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня – гармонизация личности, воспитание здорового поколения. Ибо от состояния здоровья детей зависит благополучие  в классе, коллективе.

              В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского поколения, а значит необходимо вести поиск новых подходов в  вопросах  формирования здоровья. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы ( синтетические покрытия, аэрозоли, краски ), химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, неудовлетворенность людей в обществе, связанная с экономическими условиями – все агрессивно действуют на здоровье детей и взрослых. Что же можно им противопоставить? Что в этом случае может учитель химии? Учитель химии, как никто другой, не может обойти вышеперечисленные проблемы.

               В сотрудничестве с родителями и с детьми учитель может воспитывать в детях чувство ответственности за свое здоровье.

          В связи с этим  на заседании кафедры естественных наук предложили учащимся тему: «Химия и здоровье человека».

        В творческой  работе с учащимися должна быть новизна, интерес и работа должны найти практическое применение.

          Чтобы работа была необычной, интересной и творческой в газете еженедельное приложение к газете «1 сентября» апрель № 13.2000 г. изучили статью М.М.Левицкого «Химику не нужна астрология!». Оказывается существует новая наука химология, заменяющая астрологию. Известно, что каждому человеку по гороскопу соответствует знак зодиака, по которому определяется его характер, врожденные способности поведения, даже судьба. Изучив теорию химологии, определили, что каждому человеку соответствует определенный химический элемент, которого вычисляют по формуле, связывающей  точную дату рождения человека с порядковым номером химического элемента:

                         

N= 1200X+ 10Y + +Z + 120U – 1210,

  1. где

N – номер химического элемента

Х – число рождения (от 1 до 31)

Y – месяц рождения. (от 1 до 12)

Z – предпоследняя цифра года рождения (до 9)

U – последняя цифра года рождения.

          Чтобы узнать какой химический элемент определяет вашу судьбу нужно вычисления по формуле  и от полученного результата взять только целую часть.

           Знать о своих врожденных качествах полезно всегда. Люди, знающие неорганическую химию, пользуясь справочниками, могут правильно составить гороскоп и найти ответы на любые вопросы.

           Каждого старшеклассника волнует вопрос – как найти хорошего друга, спутника жизни. Для химика ответ прост – образуемое соединение должно быть устойчивым. Например для металла лучшую пару составляет неметалл: КCl, РbCl2 ,FeS и т.д.

        В жизни человека очень важно найти хороших друзей в коллективе, уметь наладить нормальные взаимоотношения. Общий принцип здесь тот же – устойчивость химического соединения. Например, если выпали металлы серебро, золото, платина, то эти люди легко переносят жизненные невзгоды, отличаются добротой, благородством, настойчивы, могут выдержать тяжелую нагрузку. Все это заинтересовало детей, определив номер химического элемента, они попытались составить гороскоп для себя, своих друзей, родственников.

         Учащиеся с большим желанием приступили к сбору материала для выступления на конференции т. к. понимали, что это позволит им получить дополнительную информацию о неизвестных свойствах элемента, но и проявить свои способности, эрудицию, творческие возможности.

        На первом этапе учащиеся работали самостоятельно и обращались к учителю за консультациями по мере необходимости. Поскольку многие химические элементы содержатся в организме человека, их недостаток или избыток негативно влияют на здоровье человека.

           Чтобы побудить воображение учащихся и дать возможность положительной мотивации познавательной деятельности, эмоционально разнообразить, решили показать взаимосвязь химии с валеологией – наукой, направленной на создание нового, на строительство  здоровой личности. Термин валеология от латинского «Valeo» – здравствовать, впервые введен в литературу И.И.Брехманом в 1880 г..

           При составлении рефератов помогли материалы, напечатанные в приложении к газете «1 сентября» Л.А.Ливченко, А.А.Макареня. «Валеология на уроках неорганической химии».

            На втором этапе вместе с учащимися составили план рефератов, который состоял из двух частей. В первой части отражаются знания по химии, во второй - знания валеологии. Эпиграфом каждой работы является загадка или стихотворение о химическом элементе, составленные учащимися.

Приведем план:

  1. Общая характеристика элемента.
  2. История открытия элемента.
  3. Нахождение в природе.
  4. Получение в лаборатории и в промышленности.
  5. Физические и химические свойства.
  6. Важнейшие соединения химического элемента.

II    Валеология.

  1. Химический элемент и здоровье человека.
  2. Биологическая роль.
  3. Для чего нужен элемент и где его искать.
  4. Реакция организма на недостаток химического элемента.
  5. Реакция организма на избыток химического  элемента.
  6. Лекарственные препараты на основе химического элемента.

III  Знаете ли вы: интересные данные о химическом элементе.

     Рецепты из народной медицины.

     Самодиагностика – тест на содержание химического элемента.

IV  Сказка о химическом элементе и о его соединениях.

На третьем этапе подготовили доклад к выступлении на конференции, умению его кратко изложить, преподнести слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

На четвертом этапе состоялись выступления учащихся. Таким образом, собран большой теоретический элемент по химическим элементам: O,C,S,P,Cl,Mg,Zn,Pb,Hg,As,Cu,Fe. Накопленный  материал  обогащает  методический фонд кабинета и используется на  последующих  уроках.

  1. Организуя  эту работу, мы связываем химию, химологию с валеологией – наукой о здоровье человека.
  2. Учили работать с химической  литературой, журналами «Химия и жизнь», «Здоровье», газетами «Здоровый образ жизни», «Тайны здоровья».  
  3. Учили профилактике  здорового образа жизни.
  4. Осуществляем связь химии с  биологией, медициной, народной медициной.              

Организация такой работы является интересной, полезной и творческой.

   На конференции проводился анализ результатов выступлений и оценивались лучшие работы.        

Чтобы заинтересовать научно – популярной литературой по химии, перед конференцией была проедена заочная викторина.

Вопросы викторины, вместе со списком литературы, были вывешены на видном месте.

Заочная викторина «Химические элементы»

  1. Какой химический элемент в виде простых веществ может быть и очень твердым и очень мягким?                ( углерод – алмаз и графит )
  2. Как превратить олово в порошок, не прибегая ни к каким инструментам?

                                                                                             (охладить до  - 25 C )

  1. Какой элемент может « кричать»?                                 ( олово ).
  2. Какой расплавленный металл может заморозить воду?   ( ртуть ).
  3. Самый пластичный металл, из 1 г. которого можно вытянуть проволоку 2,4 км..

                                                                                                                       ( золото )

  1. Химический элемент, все соединения которого ядовиты.    (марганец и свинец ).
  2. Самый стабильный химический элемент.                             ( теллур )
  3. Химический элемент, которого на всем земном шаре 25 мг.      ( франций )
  4. Металл, оболочка  для урановых стержней.                               ( цирконий )
  5.  В названия каких элементов входят названия мужских и женских имен?
  6. Какой металл обладает бактерицидным свойством?                 ( серебро )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

Описание методов и заданий, способствующих наиболее полному развитию творческих способностей учеников....

Творческие работы учащихся и для работы с учащимися

Материал может быть использован на уроках истории и МХК...

Творческая работа для учащегося 5 класса по теме "Корни с чередованием".

В файле содержится рисунок по теме "Корни с чередованием" (конкретно -бер- , -бир-) и задания к нему. моим детям такая работа нравится....

Методическое пособие "Проектная и творческая деятельность учащихся по химии"

Суть моей педагогической идеи в том, что предметные и метапредметные результаты обучения улучшаются, если учитель выстраивает четкую систему использования современных образовательных технологий. Мной ...

Методическое пособие "Проектная и творческая деятельность учащихся по химии"

Суть моей педагогической идеи в том, что предметные и метапредметные результаты обучения улучшаются, если учитель выстраивает четкую систему использования современных образовательных технологий. Мной ...

Методическое пособие "Проектная и творческая деятельность учащихся по химии"

Суть моей педагогической идеи в том, что предметные и метапредметные результаты обучения улучшаются, если учитель выстраивает четкую систему использования современных образовательных технологий. Мной ...