Как помочь ребенку в освоении письменной речи.
статья по теме
Консультация для родителей. Причины нарушения письменной речи. Правильный подбор учебных принадлежностей для письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebyonku_v_osvoenii_pismennoy_rechi.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья отнесена к разделу «Консультации школьного логопеда»
Как помочь ребёнку в освоении письменной речи?
Начиная с первого класса, у некоторых школьников обнаруживаются затруднения в письме и чтении. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с другими предметами. После обследования школьным логопедом такие дети ставятся на учет в школьном логопункте и с согласия родителей берутся на логопедические занятия.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.
Что же влияет на расстройство письма?
Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов:
- органическое повреждение зон головного мозга, отвечающих за процесс письма;
- длительные соматические заболевания;
- неправильная речь окружающих;
- двуязычие (билингвизм);
- недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых;
- нарушение мелкой моторики рук;
- нарушение ориентировки в пространстве.
Нарушения письма очень часто встречается у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР), задержкой речевого развития (ЗРР), синдромом дефицита внимания (СДВ).
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).
На письме дисграфия может проявляться различным образом. Это замены, искажение, зеркальность при написании букв, пропуски букв и слогов, слитное написание нескольких слов или их частей, несоблюдение границ предложений. Как правило, такие ошибки проявляются в письме неоднократно и имеют стойкий характер. Определить, является ли ошибка речевой, может только специалист. В данном случае это учитель-логопед.
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Такие дети не любят посещать уроки русского языка, выполнять письменные работы.
На что нужно родителям и учителям младших классов обратить особое внимание:
1. Если ребенок левша.
2. Если ребенок посещал логопедическую группу.
3. Если в семье говорят на двух или более языках.
4. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
5. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
6. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, а-о, е-з, д-у.
7. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), жубы (зубы).
8. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква), лубит (любит).
9. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы - весёлый.
Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Уже к пяти годам у ребенка должно быть сформировано правильное звукопроизношение.
К началу школьного обучения он должен:
- уметь различать звуки в слове и называть их последовательно (слова из 2-3 слогов),
-выделять заданный звук из слова (Где ты услышал звук? Вначале, середине, конце слова?),
- делить слова на части (слоги),
-составлять из заданных слов предложения,
- произносить сложные слова (пример: велосипедист, парикмахерская, наволочка ит.п.),
- ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, лево, право, середина, границы клетки и строки),
- обводить на бумаге предмет по контуру и раскрашивать, не выходя за контур.
Почерк дисграфика бывает мелкий, бисерный и "красивый" или огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок.
Как научить писать крупно?
В течение некоторого времени ребёнок в тетради в клетку переписывает каждый день примерно по пять предложений из любого художественного произведения или из учебника. Текст переписывается по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком!
Если ваш ребёнок только идёт в первый класс, то позаботьтесь о правильно подобранных ручках и карандашах. Они должны быть трёхгранными или хотя бы ребристыми в месте обхвата пальцами. Поверхность ручки не должна быть абсолютно гладкой! Для левшей продаются специальные ручки и ножницы. Их можно заранее заказать в магазине. Паста не должна протекать и быть видной на обратной стороне листа.
Не гонитесь за красочной обложкой тетради, а лучше обратите внимание на четкость клеток и линий.
Если ваш ребёнок уже учится в школе, то обратитесь за помощью к логопеду. Он поможет вам правильно подобрать упражнения для исправления нарушения письма и при необходимости зачислит в школьный логопедический пункт для дальнейшей коррекции.
Учитель-логопед МОУ СОШ № 4
Рахманина О. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку развить связную речь
Краткая справка о "Связной речи", ее развитии в норме. О способах стимулирующих развитие навыков общения....
Как помочь ребенку в развитии речи
1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку. 2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, ...
Как помочь ребенку развить связную речь
Консультация для родителей в старшей группе компенсирующей направленности. Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросу о развитии связной речи у дошкольников с ОНР....
Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь?
Как известно, письменная речь - это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем соверш...
Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь? «Школьные трудности» у медлительных и гиперактивных учеников
Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинств...
Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь? «Школьные трудности» у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой – леворукие дети. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, ...