Педагогическая этика во взаимодействии с родителями.
статья
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог О.А Быкова
Доклад на ЦМК
Педагогическая этика во взаимодействии с родителями
Задачи педагогической этики – поднять уровень морально-педагогической подготовки преподавателя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно.
Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти позиции во благо ребенка, найти контакт с родителями - главная задача педагога. Отношения в системе «преподаватель-студент - родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» преподавателя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения преподавателем этики во взаимоотношениях со студентом, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка студента не проходят бесследно, затрудняют контакт преподавателя и семьи. Установление доверия между преподавателем и родителями чрезвычайно важный и нелегкий шаг. Бывает что большинство родителей студентов «группы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к преподавателю со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогической этики в силу их негативного настроя по отношению к учебной деятельности.
В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности.
Педагог часто сталкивается с ситуацией, когда любовь родителя к ребенку делает его взгляды на поступки и требования педагога крайне субъективными (свойственно переплетение чувств: любовь, нежность к ребенку, с одной стороны, гнев, недовольство поведением, оценками - с другой). Любая негативная реакция со стороны учителя по отношению к ребенку может вызывать у такого родителя раздражение, неудовольствие. Слишком щедрая похвала в адрес ребенка - чувство смятения: «неужели так идеален, но я-то знаю, что это не так?» Следствие - недоверие педагогу, игнорирование его требований.
Вывод: поиск золотой середины - достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка, раз педагог приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом поведении ребенка, о плохой успеваемости и т. д. Родитель, заранее настроен на неприятный разговор.
Вывод: снять отрицательную установку, чаще общаться с родителями (продумать примерный график встреч) без какого-либо повода. Допустим, педагоги или классные руководители напишут: «… Прошу вас найти время для беседы об успехах сына» или «Приглашаю вас вместе с дочерью обсудить результаты учебной работы». Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родительского собрания (оценки, успеваемость в целом), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического общения, мало привлекает родителей.
Вывод: поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические родительские собрания, родительские конференции и др.
Можно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей студента:
- этическая неподготовленность педагога или родителей к педагогическому взаимодействию,
- разные уровни общей и педагогической культуры,
- отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка.
Разногласия, возникающие между родителями и педагогами, могут происходить из-за излишне делового характера взаимоотношений, который родители принимают за снисходительность и ненужное покровительство. Большинство родителей (87%) на первый план выдвигают отношения равного партнерства, взаимоуважения между родителями и педагогами.
Начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.
В общении с родителями недопустимо:
- предъявлять в категоричной форме требования, делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка, уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить) , а давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;
- надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;
- уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег. Правильно взвешивать их обоснованность;
- избегать сравнения с другими детьми и другими семьями
Вывод:
Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.
Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрица...
Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями
Доклад о правилах педагогического общения с родителями....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...
Эссе на тему "Психолого-педагогические основы профессионального взаимодействия. Нормы профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений".
В эссе говорится о психолого-педагогических основах профессионального взаимодействия. Нормах профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений....